Вячеслав Белов

Вячеслав Белов

уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае

Что выиграет или проиграет регион?

Анализ налогового законодательства — сверхзадача для Пермского края

Поделиться

В Прикамье по-прежнему действует льгота по налогу на прибыль («24-20»), несмотря на то что депутаты краевого Законодательного собрания достаточно активно рассматривали возможность её отмены в части платежей в краевой бюджет и в прошлом, и в нынешнем году.

Теперь уже можно точно сказать: отмены этой льготы в 2015 году не будет. По той простой причине, что у налога на прибыль налоговый период равен году, соответственно, изменения в части ужесточения требований по исчислению уплаты этого налога должны были быть приняты и опубликованы до 1 декабря текущего года.

Этот факт, на мой взгляд, нужно оценивать положительно. Если бы эта льгота была отменена (или уменьшена) в этом году, регион получил бы определённые риски. Дело в том, что в России скоро появится институт так называемых «территорий опережающего развития». Но надо внимательно смотреть за информацией об этом новом институте, не увеличивая налог на прибыль в 2015 году, поскольку ставка налога на прибыль для резидентов таких территорий в соответствии с поступившим в Госдуму законопроектом не будет превышать 5%.

Более того, сумма, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, планируется равной нулю в течение пяти налоговых периодов. То есть фактически налог на прибыль для этих территорий будет «обнулён».

Сверхзадача для Пермского края — проанализировать, можем ли мы воспользоваться этим федеральным нововведением в своих интересах. Понять, что выиграет или проиграет регион в этом контексте в связи с увеличением налоговой нагрузки в региональный бюджет.

Кроме того, мы должны понимать, что 2015 год — это точно не год увеличения прибыли, а, напротив, время снижения доходов и возможного роста затрат. Соответственно, на рост налогооблагаемой прибыли рассчитывать не приходится.

Ещё один момент — налог на имущество организаций. В 2015 году субъекты РФ в целом и Пермский край в частности имели право увеличить налог на имущество организаций за счёт перехода к исчислению уплаты налога на имущество по отдельным объектам недвижимости (а это торговые и офисные центры) по кадастровой оценке. В Пермском крае было принято решение в 2015 году эту норму для организаций не вводить. Это моменты, которые с точки зрения сегодняшнего положения бизнеса нужно оценивать положительно.

Что касается инвестиционной льготы по налогу на имущество организаций в Пермском крае, то, к сожалению, этот закон пока тоже не был принят. Инвестиционная льгота по налогу на имущество имела очень высокий предел при инвестициях от 100 млн руб., но важно учитывать, что для инвесторов, представляющих малый бизнес, инвестиции в сумме 5 млн руб. так же значимы. Об этом я всегда говорил.

Наше предложение состояло в том, чтобы инвестиционную льготу по налогу могли бы получать инвесторы, вложившие в проект от 5-10 млн руб.

А количество налоговых периодов, на которые вводилась эта льгота, продлить до 10.

В чём здесь я вижу потенциал? Так как речь идёт об увеличении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, то, в принципе, законодатели края могли бы принять её в следующем году, но распространить её действие для инвесторов на налоговый период с 1 января 2015 года.

По транспортному налогу предусматривалось незначительное ужесточение налоговой нагрузки для перевозчиков (автобусов, грузовых автомобилей и мощных легковых автомобилей). Это решение также не было принято. По транспортному налогу никаких изменений в 2015 году не планируется.

Ещё одно изменение, которое разрешалось вводить с 2015 года в рамках федеральной повестки, касалось налогообложения на основе патента.

Если учесть, что в Пермском крае чуть больше 1,2 тыс. предпринимателей работают на основе патента и большинство (70%) из них в Перми, то получается, что этот самый простой налоговый режим предпринимателями практически не используется.

Причина проста: в законе о налогообложении на основе патента есть статья, в которой утверждается перечень из 47 видов предпринимательской деятельности и сумма — величина базовой доходности.

И вот здесь кроются две проблемы.

Во-первых, появляется обязанность вносить социальные платежи. Во-вторых, базовая доходность была предусмотрена для всех предпринимателей края в одинаковом размере, как положено по федеральному законодательству.

С июля текущего года можно дифференцировать базовую доходность с учётом удалённости или населённости конкретной территории, где ведётся предпринимательская деятельность. Это, на мой взгляд, могло бы значительно снизить базовую доходность в различных муниципальных образованиях.

Жаль, что эти предложения не были реализованы, а могли бы. Но краевое правительство не смогло оперативно сформировать на этот счёт свою позицию.

Мне бы очень хотелось, чтобы в 2015 году для защиты прав предпринимателей эту работу провели.


Какие законодательные инициативы могут повлиять на бизнес в следующем году

Налог на дивиденды

Ставка налога на доходы физических лиц, полученные в виде дивидендов, увеличивается с 9 до 13%. Также предложено увеличить и ставки налога на прибыль компаний по доходам от долевого участия в деятельности организаций.

Страховые взносы

Сейчас страховые взносы в Фонд обязательного медицинского страхования составляют 5,1%. Их взимают с годовой зарплаты 624 тыс. руб. (52 тыс. в месяц). Все, что выше, взносами не облагается. В августе 2014 года Минтруд разработал поправки в закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», где предложил этот порог убрать и взносы брать со всех зарплат. При этом основной тариф останется 5,1%, сохранятся и льготные ставки. Эти средства решено передать из Фонда медстрахования в федеральный бюджет.

Пошлина на интернет-торговлю

Диаграмма-1

Правительству предстоит одобрить снижение порога беспошлинной интернет-торговли до €150 (сейчас €1000). Но Минфин в бюджете уже запланировал доходы от этого изменения — 20 млрд руб. в 2015 году. Между тем в правительстве идет дискуссия: Минфин предлагает €15, а Минпромторг — €500.

Водный налог

Индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, не проводилась с 2005 года. При этом тарифы на воду, отпускаемую потребителям, увеличились более чем в шесть раз. Проект бюджета предполагает, что в 2015 году будет проведена индексация в 1,28 раза, в 2016-м —в 1,64 и в 2017-м — в 2,08 раза.

Плата за лес 

Индексация ставок платы за использование лесов не проводилась с 2009 года. Минфин предлагает увеличить её в 1,05 раза в 2015 году, в 1,1 раза — в 2016 году и в 1,15 раза — в 2017 году.

Введение налога с продаж или рост НДС

Законопроект находится на рассмотрении. Он предполагает введение трёхпроцентного налога с продаж или увеличение НДС до 20%.

Планируемая индексация ставок налога на пользование водными объектами, усл. ед.

Планируемая индексация ставок налога на использование лесных ресурсов, усл. ед.


Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться