ПОКУПАТЕЛИ ЖИЛЬЯ ЦЕНЯТ БЕЗОПАСНОСТЬ
Когда человек сталкивается с необходимостью совершения операций с недвижимостью, возникает очень много вопросов, неясностей, затруднений. Кроме того, и сами специалисты-риэлторы часто ощущают недостаток информации. Дать необходимую информацию и другим, помочь им найти друг друга, совместить взаимные требования, в конце концов, спрогнозировать развитие ситуации на рынке недвижимости наиболее объективно можно с помощью социологического исследования. "Центр избирательных технологий" предпринял попытку изучить пермский рынок потребителей риэлторских услуг.
Опрос был проведен с 23 декабря по 26 декабря 2000 года. Было опрошено 765 человек, проживающих в 7 районах Перми, согласно половозрастному составу населения. Максимальная ошибка выборки при доверительной вероятности 0,95 составила 3,6%.
Весь массив опрошенных жителей Перми разделился на две группы: представители первой - современной - при необходимости совершать любые сделки с недвижимостью обратятся в агентство, а представители второй - традиционной - предпочтут сами подыскивать себе варианты. Представителей традиционной группы в массиве несколько больше, так как к ним относятся и те, кто станет искать варианты по объявлениям (22,6%), и те, кто обратится к друзьям, знакомым (15,9%), и те, кто сами дадут объявление (14,1%). Однако следует отметить, что более трети (36,7%) всех опрошенных обратятся в агентство, т. е. принадлежат к современной группе.
Среди представителей современной группы большинство потребителей риэлторских услуг в возрасте 25-30 лет, их характеризует более высокий доход по сравнению с традиционной группой, где средний возраст составляет 45-55 лет. Учитывая территориальную специфику, можно сказать, что представители современной группы преобладают в более престижных районах Перми - Ленинском (20,6%) и Свердловском (19,6%).
Социально-демографические различия жителей Перми оказывают влияние на выбор пути решения жилищных проблем. Для представителей традиционной группы более важна дешевизна услуг, а для представителей современной группы - надежность, экономия времени, юридические гарантии.
Говоря о перспективах изменения этих групп, можно отметить, что по результатам прошлых исследований за полтора года современная группа увеличилась в среднем на 10%, что позволяет прогнозировать дальнейшее увеличение удельного веса этой группы потребителей риэлторских услуг.
Среди опрошенных более половины не удовлетворены своими жилищными условиями и, следовательно, являются потенциальными клиентами риэлторских агентств. Большую долю составляют респонденты, которые для улучшения своих жилищных условий хотели бы обменять меньшую квартиру на большую. На втором месте по популярности среди способов улучшения жилищных условий - покупка дополнительного жилья. Третье место делят - разъезд и обмен категориями жилья.
4% опрошенных планируют совершить какие-либо сделки с недвижимостью уже в ближайшие 2-3 месяца, 6% планируют сделать это в течение шести месяцев, через год-два заняться решением своих жилищных проблем предполагают более 25%. Из чего можно предположить, что рынок недвижимости в ближайшее время не ожидает застой.
Одной из целей исследования было определение агентств-лидеров на пермском рынке недвижимости (см. диаграмму 1).
Несомненный лидер по узнаваемости на рынке риэлторских услуг - корпорация "Перспектива"(73,7%). В группу лидеров вошли и такие агентства, как "Тимур" (55,8%), "Камская долина" (41,1%), "Альтернатива" (36,8%). Третье место по узнаваемости заняли такие агентства, как "Пермское агентство недвижимости", "Пермский торговый дом недвижимости" и "Тереза".
Однако, узнаваемость - это еще не стопроцентная гарантия успеха агентства на рынке риэлторских услуг. В опросе исследовались не только наиболее популярные, но и агентства, вызывающие наибольшее доверие (см. диаграмму 2). Оказалось, что, например, имя "Перспективы" наиболее известно среди агентств, однако процент обращения за услугами в эту фирму вполовину ниже ее известности. На втором месте по обращаемости оказался "Тимур", на третьем - ПАН.
Основным аргументом для обращения в конкретное агентство является рекомендация родственников, знакомых (43,8%). Треть признали, что выбрали конкретное агентство благодаря рекламе. Как ни странно, но практически не влияет на выбор агентства стоимость слуг.
Почему же жители Перми обращаются в агентства недвижимости? Какие позитивные моменты они видят в подобном способе решения жилищных проблем? По результатам исследования, это, прежде всего, надежность и юридические гарантии. Для большинства потребителей риэлторских услуг различные операции с недвижимостью посредством объявлений несут в себе потенциальную опасность. Еще одна позитивная сторона - возможность выбора из большого количества предложенных вариантов. И третий момент, наиболее часто упоминаемый пермяками - минимальные затраты времени на поиск подходящего варианта.
Несомненно, что рост числа потребителей риэлторских услуг будет возрастать, поскольку рынок недвижимости все больше приобретает цивилизованный вид, где предпочтение отдается профессионализму, компетентности и безопасности. А конкурентная борьба между агентствами если и будет иметь место, то именно на фронте развития услуг, расширения их спектра и совершенствования качества, а не на рекламном фронте. Ведь высокие завоеванные позиции обязывают к тому, чтобы им соответствовать и постоянно подтверждать.
кстати
ЖИЛЬЕ В ПЕРМИ ДОРОЖАЕТ САМЫМИ ВЫСОКИМИ ТЕМПАМИ В РОССИИ
По прогнозам Российской гильдии риэлторов, в среднем по России ожидается рост цен на жилье до 8-10% за год или порядка 0,5-1% ежемесячно, сообщает агентство "Росбизнесконсалтинг". Наиболее высокие темпы роста цен ожидаются в Перми, а также в Красноярске, Новосибирске и Омске, что связано с благоприятной экономической и политической ситуацией в этих регионах (при условии, что она и впредь будет оставаться благоприятной). Несколько меньшие темпы увеличения цен на жилплощадь прогнозируются в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Твери.
Подводя итоги жилищного рынка России за 2000 год, эксперты РГР сделали вывод, что рынок жилья в России прошел стадию депрессивной стабилизации и перешел к стадии устойчивого роста в этой сфере.
Пермские специалисты рынка недвижимости подтверждают этот прогноз российских коллег, однако связывают его с рядом иных причин. В частности, по мнению специалистов риэлторской компании "Центр", наибольшее влияние на существенный рост цен на рынке жилья в минувшем году оказали программы выдачи сертификатов на получение жилья (для шахтеров и военнослужащих), кредитование со стороны "ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтеза" своих сотрудников для покупки жилья, сезонные причины.
С начала 2001 года, вопреки прогнозам оценщиков, не произошло снижения цен, напротив, продолжается их устойчивый рост - до 1% в месяц. При этом сейчас спрос и предложение на рынке жилья в Перми относительно сбалансированы, а потому время благоприятствует совершению обменных сделок и продажи квартир "с условием". Сегодня в Перми цены на жилье колеблются от 4 тыс. рублей за 1 кв. метр (в поселках Крым, Заозерье) до 25 тыс. рублей за 1 кв. метр (новое жилье в центре Перми).
По сообщению агентства "Регион-Информ-Пермь".
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.