Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пластическое шаманство

В галерее «Марис-Арт» работает выставка акварелей Михаила Павлюкевича

Поделиться

Когда открывалась большая выставка Михаила Павлюкевича и Ольги Субботиной в Музее современного искусства PERMM, арт-директор галереи «Марис-Арт» Вадим Зубков рассуждал: «Хорошая выставка, но только что я буду показывать у себя? У нас ведь тоже Павлюкевич запланирован!» Напрасно тревожился: оказалось, что материалов предостаточно, причём принципиально иных, чем то, что выставлено в PERMM.

Михаил Павлюкевич В PERMM выставка броская, масштабная; произведения, которые там показаны, тоже очень большие, «громкие», сложные в техническом и экспозиционном отношении. В «Марисе» выставлены графические серии, выполненные в традиционной технике — акрил и акварель, да и по жанру вполне традиционные — это городской пейзаж. Однако именно в традиционных «границах» изобразительного искусства художник показывает свою индивидуальность. В каждом из показанных в «Марисе» листов — частичка Павлюкевича, потому что это очень личные, очень трогательные работы.

Называется экспозиция «Окраина», так же, как два знаменитых русских фильма — Бориса Барнета (1933) и Петра Луцика (1998). Видимо, есть в этом слове что-то важное для русской культуры. Для Павлюкевича окраина —

это там, где город сохраняет свой исконный вид. До окраины цивилизация доходит небыстро, и даже в мегаполисах на окраинах остаются полудеревенские домишки, соседские отношения, водопроводные колонки и озорные дворовые собаки… В этих улочках, в домиках, по окошки вросших в землю, в крышах, утонувших в сугробах, художник видит нечто очень важное, что-то такое, что нужно сохранить во что бы то ни стало, пусть даже только на бумаге.

В каждом извиве окраинной улочки Павлюкевич находит красоту. Вот серия листов «Трамвай на Уральской»: буквально каждый домик вдоль этой трамвайной линии — с характером, каждый хочется запечатлеть.

Пейзажи Павлюкевича напрочь лишены «открыточности». Даже столь известные «окраины», как Тобольский кремль или строгановское Усолье, поданы автором в неожиданных ракурсах. Если пейзажисты попроще стараются придать им лоск, сделать парадными, то Павлюкевич этой парадности избегает, находя вместо неё трогательную простоту и какую-то беззащитность, хрупкость и уязвимость.

Берег

«Берег», акварель
  Вадим Зубков

Для неброской натуры и изобразительные средства неброские: на этих листах цвет будто притушен, контуры чуть размыты. Даже если пейзаж летний, за ним будто притаилась тень зимы, которая так много значит для уральских и сибирских окраин.

Понятно, что столь деликатная натура требует особого подхода. Павлюкевич — большой профессионал, настоящий мастер, и его живописная техника позволяет ему каждый пейзаж сделать необычным.

Ольга Клименская, искусствовед:

— Павлюкевич самыми изощрёнными способами работает с акварелью. Нельзя сказать, что он «пишет» акварельными красками. Он «ладит» образы на плоскости так, что зритель, погружаясь в его пластическое шаманство, сопереживает помимо своей воли магии форм, всевозможных приёмов наложения красок, потёртостей и множественных выскребаний основы. Создаётся двойственное впечатление, что, с одной стороны, ты соучастник этого процесса, а с другой — не оставляет ощущение, что совершенно непонятно, как, какими средствами такое возможно сделать. Всё ясно — и всё непонятно, волшебство, да и только…

Выставки «Окраина» в «Марис-Арт» и «Хроники движения» в PERMM отлично дополняют друг друга и создают объёмное, полифоническое представление о творчестве художника, который не только в картинах, но и в жизни отличается скромностью и деликатностью. Обе выставки работают до 11 января 2015 года.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться