Сергей Фадеев

Сергей Фадеев

перевозчик

Общественный транспорт рискует деградировать

Поделиться

На декабрьское заседание городской думы обращено особое внимание. Там депутаты будут голосовать «за» или «против» повышения тарифов на проезд в общественном транспорте. На мой взгляд, тема цены на проезд нуждается в самом внимательном обсуждении. По этому поводу у меня как представителя социально значимой отрасли есть несколько принципиальных тезисов.

Цена проезда — вопрос политический

Как-то так случилось, что при обосновании тарифа власть прежде всего обращает внимание на возможные политические риски, а экономическую целесообразность предпочитает не замечать. Последние годы, кажется, вообще возобладало мнение, что любое повышение цен на проезд напрямую скажется на рейтинге депутатов и чиновников.

Впрочем, для нас логика властей понятна. Сфера пассажирских перевозок задевает почти каждого. Поэтому денежные вопросы в ней неизбежно получают политическую окраску.

Во многом позицию социальной ответственности бизнеса разделяют и сами участники рынка пассажирских перевозок. Какие бы изменения в этой сфере ни планировались, уверяю вас, исходным пунктом являются потребности и возможности жителей Перми в отношении общественного транспорта. Что касается самих горожан, то для них, наверное, было бы замечательно, если бы проезд в общественном транспорте вообще ничего не стоил, а комфорт и безопасность были «по-максимуму». Но надо быть реалистами — так не бывает. Комфорт, безопасность и стоимость проезда всегда связаны.

Излишняя политизация вопроса привела к тому, что цену на проезд искусственно сдерживали. В результате в соседних мегаполисах (например, в Екатеринбурге и Казани) стоимость проезда — 23 и 20 руб. соответственно. Москва, Питер — 26—28 руб. У нас — всего 13 руб. И, кстати, качественное состояние автобусного парка в Перми лучше, чем в Екатеринбурге, Челябинске, Уфе, Нижнем Новгороде и Красноярске. По этому параметру Пермь занимает уверенное лидирующее место после Москвы, Питера, Казани. Поэтому мы можем смело гордиться тем, что у нас современный и комфортный парк автобусов. И я думаю, что в интересах всех горожан сохранить его на этом высоком уровне.

Проблемы пассажирских перевозок

В нескольких предложениях опишу, что сегодня происходит в сфере пассажирских перевозок.

Во-первых, как бизнес они стали убыточны. Часть коллег была вынуждена отказаться от некоторых маршрутов (№72, 73, 75, 76) из-за низкой рентабельности. К слову сказать, даже если депутаты повысят стоимость проезда до 18 руб., это всё равно будет ниже порога рентабельности. Когда несколько лет назад принимали тариф в 13 руб., стоимость ГСМ и запчастей была ниже на 35—40%.

Во-вторых, уже уменьшается количество автобусных маршрутов. Даже субсидии, которые идут из городского бюджета, перестали спасать. Если отрасль не поддержать, то окраины города станут недосягаемыми.

В-третьих, всё острее кадровый голод. Работа водителя автобуса перестала быть престижной. Профессионалы из этой области уходят.

В-четвертых, при экс-губернаторе Олеге Чиркунове было принято решение приоритетно развивать городские трамваи вместо автобусов. Для меня очевидно, что это абсолютно убыточное направление. Трамваи — это прошлое городских перевозок.

Я бы оставил пару линий в качестве памятника старины, а остальные убрал. Уверен, что лет на 10 проблема пробок в центре города была бы решена.

В качестве наказа депутатам

По информации, которая идёт из Пермской городской думы не исключено, что депутаты могут проголосовать за некий промежуточный вариант повышения. Например, вместо повышения до 18 рублей поднять до 16. Допускаю, что в политическом смысле это правильно. Подъём цены более чем на 40% за один раз действительно может вызвать шок у жителей. И так все цены растут!

Важно, чтобы у депутатов появился план системной и постепенной поддержки отрасли. Иначе их и избиратели разлюбят, и отрасль окончательно деградирует. По моему же мнению, горожане — вполне здравые люди и поймут, что повышение тарифов — пусть и нерадостное, но необходимое решение.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться