Сергей Ильин

Сергей Ильин

депутат Пермской городской думы, фракция ЛДПР

Волкам и овцам — по серьгам

Наиболее вероятные поправки в Устав Перми могут ввести уникальную схему выборов депутатов Пермской городской думы

Поделиться

Интрига вокруг принятия неизбежных изменений в Устав города Перми станет одной из главных тем будущего 2015 года. Точнее, основной темой для обсуждения в узких кругах городской элиты она стала уже сейчас, особенно в свете начинающейся реформы МСУ в Пермском крае.

Пикантности этим обсуждениям добавляют слухи о возможном переносе выборов в Пермскую городскую думу на сентябрь 2015 года. И хотя нынешняя структура власти в краевой столице от императивных норм краевого законодательства нисколько не страдает и даже является для них явным ориентиром, изменений в городской «конституции» не избежать. Они будут касаться принципов избрания депутатов Пермской городской думы.

Выборы

 

Действующая редакция Устава Перми говорит о том, что «гордума состоит из 36 депутатов, избираемых по смешанной избирательной системе на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права тайным голосованием сроком на пять лет».

При схеме «18 на 18» половина депутатов должна быть избрана по одномандатным округам, а вторая половина — по партийным спискам. Картинка эта не новая и с поправкой на масштаб копирует структуру Законодательного собрания Пермского края (которая, судя по всему, тоже будет меняться, но об этом поговорим в другой раз).

Эта норма была принята летом 2011 года во исполнение требований федерального законодательства, которое должно было способствовать усилению роли партий в политической жизни на местах.

С тех пор утекло немало воды. Случилась «Болотная», поменялись местами президенты, да и курс внутренней политики ощутимо поменялся тоже. В общем, обязательная норма, вводящая партийные квоты, опять же с подачи федерального законодателя на данный момент оказалась необязательной. Но — появилась возможность вернуться к её обсуждению.

Поэтому легко делать прогнозы о том, что пермские депутаты к этому вопросу вернутся. Норма эта очень невыгодная для действующего состава гордумы, поскольку в два раза сокращает количество одномандатных округов. Это, с одной стороны, значительно увеличивает стоимость избирательной кампании, а с другой — в те же два раза увеличивает степень конкурентной борьбы. Ведь соперником на ближайших выборах, если ты вдруг решишь на них пойти, будет твой сосед слева или справа по депутатской скамье. То есть, пока эта норма сохраняется, депутаты друг другу привычно улыбаются, но в то же время присматриваются: не начал ли кто «по-соседски» активничать в твоём избирательном округе?

Ставить же свою карьеру в зависимость от рейтингов партий и идти по спискам, как показали события декабря 2011 года, — себе дороже.

У краевого центра принятия решений на политическую тему (здесь имеется в виду прежде всего администрация губернатора) ответов на все вопросы пока нет. Более того, её руководитель Алексей Фролов наверняка не прочь ввести инновации в политические структуры, написанные его многочисленными предшественниками.

Говорят, например, что на ул. Куйбышева, 14 долгое время были морально готовы сохранить «необязательную» норму об избрании половины депутатов Перми по партийным спискам. Правда, понимая означенную выше проблему, которая остаётся постоянным поводом для подспудной депутатской «ревности», ответственные лица краевой администрации готовы также согласовать увеличение числа городских депутатов, как и в случае с краевым парламентом, до 50, а то и до 60 человек. Но одним из аргументов «против» якобы стал «квартирный вопрос»: как такое количество депутатов разместить на ограниченных площадях зала заседаний думы?

В общем, вопрос стоит в повестке дня и активно обсуждается. Региональные отделения политических партий (пожалуй, за исключением «Единой России», у которой и так всё в порядке с мандатами) ратуют за сохранение принятой, но так и не обкатанной в городе модели выборов. Их надежды (особенно новых и малых партий) понятны: появляются шансы добиться хоть каких-то результатов в реальном политическом процессе. Но надеждам этим не суждено сбыться.

По имеющейся информации, местная властная верхушка уже пришла к консенсусу по данному вопросу. Модель выборов, на которой город, скорее всего, остановится, будет такой: одномандатные округа в нынешних границах и нынешнем количестве сохраняются. Равно как и партийные выборы. Вот только норма партийного представительства на выборах будет сокращена с 50 до 10%. Таким образом, все 36 нынешних народных избранников за редким исключением будут иметь хорошие шансы продлить полномочия. Ну, а за четыре дополнительных партийных мандата пусть поборется весь богатый политический спектр миллионного города. Понятно, что в такую партийную кампанию вкладываться никто всерьёз не будет, но всё же…

Такая концепция хороша с точки зрения идеологии: и реверанс партиям сделан, и волки сыты, и овцы целы. Хороша она и с позиции политической технологии. Два мандата из четырёх в любом случае достанутся единороссам, а это значит, что если кто-то из нынешних депутатов у себя в округе «поскользнётся» и проиграет, то у него всё же будет шанс остаться в думе, если он будет играть в правильную игру с правильной партией.

На два оставшихся мандата будут претендовать все остальные во главе с КПРФ, «Справедливой Россией» и ЛДПР. Тут уже одно из двух: чистая лотерея, если выборы пройдут в сентябре 2015 года, или полная зависимость от федеральной повестки в декабре 2016 года.

Следует признать, что выход найден сколь простой, столь же и гениальный. Звучат бурные аплодисменты пусть пока неизвестному, но весьма хитроумному автору уникальной идеи. Которую, к слову, стоит оценить тем главам территорий Пермского края, которые хотят без больших усилий сохранить себя в политической игре, несмотря на все «реформы местного самоуправления».

Поделиться