Юлия Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Доигрались в куклы

Главным сюрпризом театрального года стало выдвижение спектакля кукольного театра «Карабаска» на премию «Золотая маска»

Поделиться

Конец 2014 года для театра «Карабаска» оказался вдвойне важным: он отпраздновал 10-летие и тут же прославился — получил четыре номинации на Национальную театральную премию «Золотая маска». Это больше, чем балетная труппа Театра оперы и балета или «Балет Евгения Панфилова»! Все будто прозрели: многие впервые осознали существование этого проекта. А ведь на самом деле «Карабаска» на протяжении всей своей нелёгкой жизни вёл очень достойную деятельность: он и на многочисленных фестивалях призы зарабатывал, и гастролировал в весьма театральных, избалованных городах вроде Санкт-Петербурга.

В последние годы благодаря вниманию городского департамента по культуре театру удалось переехать из отдалённой «квартиры» в Мотовилихе в малый зал Пермского театра кукол. Здесь и был поставлен нашумевший спектакль «Ночь перед Рождеством». Дело было в 2013 году, ещё до обострения ситуации с Украиной, поэтому в грантовом проекте удалось принять участие режиссёру Сергею Брижаню и художнице Вере Задорожней из Киева, которые наполнили спектакль украинским колоритом и создали удивительно лиричное настроение.

«Ночь перед Рождеством» — это настоящая игра. Игра в куклы. Авторы не стали «заморачиваться» изготовлением сложного реквизита: ведь дети, когда играют, легко превращают шторы в мантию, а вату — в снег. Так и здесь: всё действие происходит на подоконнике деревенской хатки, расшитые занавески которой превращаются то в крылья ангелов, то в снежный вихрь. Куклы здесь тоже не шибко сложны: они практически неподвижные, без попыток навязать им человеческую мимику. «Оживают» они за счёт актёрского вдохновения, которое очень сродни вдохновению ребёнка, «оживляющего» любимые игрушки.

Для персонажей разных «категорий» здесь есть разные виды кукол: жители села близ Диканьки — просто небольшие куклы; царица Екатерина и князь Потёмкин — силуэты с прорезями для лиц, артисты глядят сквозь них, и получается, что царственные и приближённые к ним особы — настоящие небожители, большие, светлые и глядящие на «просто кукол» свысока. И есть ещё одна категория: это Пушкин и Гоголь, два характерных, узнаваемых силуэта, сделанные в технике теневого театра.

Главный изобразительный креатив художницы — это костюмы артистов: Андрей Тетюрин и Наталья Красильникова выходят на сцену в объёмных халатах, на которых в технике текстильной аппликации изображён зимний сельский пейзаж. Актёры двигаются — и пейзаж движется, меняется… Вообще, пэчворк, лоскутное шитьё — это фирменная технология «Карабаски», успешно используемая во многих их спектаклях.

В сцене колядок Тетюрин и Красильникова угощают друг друга и ребят в зале настоящими конфетами... Эти два актёра — собственно, и есть вся «Карабаска». Андрей Тетюрин — и директор, и художественный руководитель, и исполнитель всех мужских ролей, а Наталья Красильникова — всех ролей женских.

Этот крошечный театрик ещё и весьма музыкален. Постановщик Сергей Брижань показал близкое знакомство с украинским фольклором, в котором он выбрал самые красивые, самые проникновенные мелодии. Никаких гопаков — лишь возвышенные рождественские мотивы.

В конце ноября в «Карабаске» снова прошла премьера — спектакль «Один год из жизни самого обыкновенного зайца» на музыку цикла Чайковского «Времена года».

Когда проходил конкурс на должность художественного руководителя Пермского театра кукол, Андрей Тетюрин в нём участвовал. Тогда пермские претенденты проиграли режиссёру из Белоруссии Александру Янушкевичу, в частности потому, что у Янушкевича уже были номинации на «Золотую маску». Случись конкурс парой месяцев позже, исход мог бы быть иным.

Поделиться