ПОИСК "ЗОЛОТОЙ СЕРЕДИНЫ"

Поделиться

УЧЕНИК ПЛАТОНА И УЧИТЕЛЬ АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО

Наряду со своим учителем Платоном Аристотель (384-322 годы до н. э.) стал всеобщим символом мудрости и знания. На фреске Рафаэля "Афинская школа" оба они находятся в центре композиции, где представлены знаменитые философы Древней Греции. Учитель и ученик изображены в динамике диалога. Гениальный художник сумел отобразить главные особенности гениев философии. Если рука учителя направлена к небу, то ученик, напротив, указывает жестом на грешную землю.

Действительно, мысль Платона воспаряла ввысь, к идеалу, уповая на интуитивное, мгновенное прозрение. Аристотель же относился к типу ученого, полагающегося на последовательное систематическое исследование. Не случайно ему принадлежит огромная заслуга в формировании логики как науки.

Аристотель не отрицает платоновские "идеи", но отвергает мысль об их самостоятельном существовании как неких идеальных сущностей. На его взгляд, они существуют только в конкретных вещах, представляющих собой единство формы и сущности. В отличие от Платона, он считал, что настоящая реальность как раз и есть живой, поддающийся чувственному восприятию и эмпирическому анализу земной мир.

Возможно, такой, скорее научный, естествоиспытательский, чем философский, подход связан с происхождением и воспитанием Аристотеля. Он родился в семье, где занятие врачеванием было потомственным. Предком семьи считался сам бог этой профессии Асклепий. Отец Аристотеля Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты II, деда Александра Великого.

Юному Аристотелю не захотелось идти по стопам отца. Его потянуло к главному очагу греческой мудрости, платоновской Академии в Афинах. Там он пробыл около двух десятков лет (367/6-347 годы до н. э.), до самой смерти учителя, хотя у него сложилась своя собственная философская система, отнюдь не совпадавшая с воззрениями Платона.

Круг интересов Аристотеля всеобъемлющ. Им было написано около 400 работ (большинство из них не сохранилось) практически по всем отраслям знаний. Его по праву можно считать подлинным энциклопедистом. Когда он создал свою школу, знаменитый Ликей (335 г. до н. э.), то она существенно отличалась от платоновской Академии, напоминавшей храм премудрости, где проповедовал Учитель. Между тем как Ликей, говоря на современный лад, представлял собой подобие научно-исследовательского учреждения. Так, при написании "Политики" Аристотель опирался на эмпирический материал 158 монографических исследований своих "ликеистов", охватывавших всю политическую карту Греции.

Еще до Ликея в течение нескольких лет (343-336 годы до н. э.) Аристотель по приглашению македонского царя Филиппа являлся наставником его сына Александра. Учитывая нрав будущего завоевателя, его воспитание было делом нелегким. "Старайся же быть скор на добрые дела и медлителен во гневе: первое царственно и милостиво, второе отвратительно и свойственно варварам", - наставлял философ своего безудержного во гневе воспитанника.

Заслуживает особого внимания тот факт, что Аристотель не разделял представление своего учителя Платона о политической миссии философов: "Платон и во всех других отношениях божествен и благочестив, но он отважился на поистине рискованное слово, когда сказал, что зло среди людей не прекратится, прежде чем или философы станут царствовать, или цари философствовать". Философии и философам ученик Платона отводил более скромную роль: философствовать царю особой нужды нет, да и затруднительно, "а надо, чтобы истинные философы давали советы царю".

Аристотель с болью воспринимал упадок эллинского мира, раздираемого постоянными распрями. Определенные надежды он возлагал на своего царственного воспитанника как человека, способного объединить Элладу.

После смерти Александра (323 год до н. э.) Аристотель оказался в тупике. Македонцы не доверяли ему как греку, афиняне видели в нем приверженца завоевателей. Ему грозила участь Сократа, принявшего смерть по приговору афинского суда. Аристотель предпочел бежать из Афин и вскоре умер. Кончина его окутана легендами.

Его политическим завещанием можно считать слова: "Мир не хочет, чтобы им управляли плохо". Видимо, это и побуждало мыслителя возвести политику на самый высокий пьедестал: "Если конечной целью всех наук и искусств является благо, то высшее благо есть преимущественно цель самой главной из всех наук и искусств, именно политики".

ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ГРАЖДАН, ГРАЖДАНЕ ДЛЯ ГОСУДАРСТВА

Стержнем политики являются взаимоотношения между государством и гражданами. И опять-таки, в отличие от Платона, у которого человек существовал ради государства, растворялся в нем, Аристотель придерживается сбалансированного подхода. Государство - это прежде всего общение между гражданами, семьями и родами. Его нельзя сводить просто к общему местожительству, мало видеть в нем средство для предотвращения взаимных обид, раздоров или удобства обмена. Ему свойственно гораздо более высокое предназначение. "Государство создается не только ради того, чтобы жить, но и преимущественно для того, чтобы жить счастливо", - утверждает великий философ и развивает эту мысль во множестве вариаций. Она звучит лейтмотивом "Политики".

Наилучшее государство, по словам Аристотеля, - это "государство счастливое и благоденствующее, а благоденствовать невозможно тем, кто не совершает прекрасных поступков; никакого прекрасного деяния ни человек, ни государство не могут совершить, не имея добродетели и разума". Все качества, присущие человеку, находят прямую аналогию в государстве: "Мужество, справедливость и разум имеют в государстве то же значение, тот же облик, какие они имеют в каждом отдельном человеке".

Человек рассматривается обычно в связке с государством, поскольку он "по природе своей есть существо политическое". Только он, будучи существом общественным, "способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т. п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства".

Однако "политическими существами" являются далеко не все люди, а только "граждане", те, кто "стоит в известном отношении к государственной жизни, кто имеет или может иметь полномочия в деле попечения о государственных делах или единолично, или вместе с другими". Речь идет об участии во власти, в суде, несении определенных видов военной службы. Естественно, среди граждан нет места рабам, варварам и тем категориям людей, которых Платон сравнивал с "медью".

Гражданская добродетель "подходит не ко всем, даже не ко всем свободнорожденным, но только к тем, кто избавлен от работ, необходимых для насущного пропитания". Следовательно, трудящийся люд остается за пределами гражданства. Но, чтобы обеспечить прочность государственному строю, лицам, занимающим должности, надлежит хорошо относиться "как к тем, кто не причастен к полноправному гражданству, так и к тем, кто к нему причастен".

На взгляд Аристотеля, платоновские идеи насчет общности жен и детей, отказа от частной собственности противоречат человеческой природе. "У каждого гражданина будет тысяча сыновей, и они будут считаться сыновьями не каждого в отдельности, но любой в одинаковой степени будет сыном любого, так что все одинаково будут пренебрегать отцами", - таковым оказался бы эффект от реализации платоновской идеи. Ничуть не лучших последствий можно ожидать и от платоновского решения вопроса о собственности: "Те, которые чем-либо владеют и пользуются сообща, ссорятся друг с другом гораздо больше, чем те, которые имеют частную собственность".

Высоко оценивая разнообразные возможности людей, Аристотель не питает иллюзий по поводу человеческой природы. Отдельный человек далек от совершенства. Вообще, для большинства людей "приятнее жить, не соблюдая порядка, нежели подчиняясь здравому смыслу". Толпа, как правило, затевает распри "из-за имущественного неравенства, а люди образованные из-за почестей". Люди добродетельные избегают распрей, но, сетует Аристотель, "слишком их мало по сравнению с большинством". Тем ценнее такое государственное устройство, которое нуждается в добродетельных гражданах и способствует формированию гражданских добродетелей.

ХВАЛА "СРЕДНЕМУ КЛАССУ"

В понимании добродетели наиболее рельефно раскрывается суть воззрений древнегреческого мыслителя. Под нею он подразумевает середину между двумя крайностями. Так, добро оказывается посредине между избытком и недостатком, сдержанность - между аскетизмом и распущенностью, храбрость - между трусостью и безрассудством, гордость - между высокомерием и самоуничижением и т. д. И наилучшей жизнью, по мнению Аристотеля, "будет именно средняя жизнь, при которой середина может быть достигнута каждым". Было бы ошибкой видеть в таком понимании добродетели некое снижение планки, чтобы сделать ее доступнее. Да, добродетель есть обладание серединой, но это "с точки зрения высшего блага и совершенства - обладание вершиной".

В любом государстве граждане делятся на три основные части: богатые, неимущие и те, кто находится посредине между ними. Поскольку умеренность и середина - "наилучшее", то "очевидно и средний достаток из всех благ всего лучше". "Государство, состоящее из средних людей, - полагает Аристотель, - будет иметь и наилучший государственный строй".

Именно средний слой обеспечивает стабильность государства. Важно, чтобы он превосходил обе крайности вместе взятые или же, по крайней мере, каждую из них по отдельности. При втором варианте средний слой мог бы, соединившись либо с богатыми, либо с неимущими, сохранить равновесие. "Поэтому величайшим благополучием для государства является то, чтобы его граждане обладали собственностью средней, но достаточной", - таков политический рецепт Аристотеля, обретший метаисторический характер.

Люди "среднего круга" более других наделены здравым смыслом, из них вышли наилучшие законодатели. Вообще, любой законодатель, стремящийся создать прочное государственное устройство, должен опираться на средних граждан. Ради поддержания "среднего класса" Аристотель считает пригодными специальные меры по "усреднению". В случае необходимости, по его мнению, следует с помощью законов "наладить дело так, чтобы никто слишком не выдавался своим могуществом".

ТИПОЛОГИЯ ВЛАСТИ

Хотя аристотелевская типология форм власти терминологически почти полностью совпадает с платоновской, содержательно обе они существенно отличаются друг от друга. Мысль Платона устремлена к некоему идеальному образцу, который принципиально противостоит всем остальным. У Аристотеля же подход к типологии главным образом функциональный. Когда он говорит о наилучшем государственном устройстве, то имеет в виду не соответствие некой абстракции, а обеспечение счастливой жизни для граждан в совершенно конкретных условиях. Смысл государственного строительства не в том, чтобы навязывать какую-то идеальную модель, а в том, чтобы "постараться ввести такой государственный строй, который при данных обстоятельствах оказался бы легче всего приемлемым и гибким".

Бесспорно, для формирования наилучшего типа государства необходимы определенные предварительные условия. Но, как подчеркивает Аристотель, лишь в качестве "желательных"; "ни одно из них не должно быть неисполнимым". Платону, чтобы построить образцовое государство, необходимо создать специально для этого набор идеальных конструкций, а для наилучшего государства, по Аристотелю, вполне достаточно подручных средств, уже имеющихся в наличии.

Многообразие форм власти, на взгляд Аристотеля, объясняется множественностью частей, из которых слагается каждое государство. Со свойственной ему дотошностью философ насчитывает около десятка социальных элементов, составляющих структуру древнегреческого полиса. Отсюда и предпосылки для различных сочетаний и комбинаций при возникновении государственных форм.

Всего Аристотель выделяет шесть основных разновидностей государственного строя. Функциональный подход у него не означает забвения ценностей. Все государственные формы делятся на правильные и неправильные: "Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих все ошибочны".

Если у Платона одна единственная правильная форма, то Аристотель относит к разряду правильных три из шести форм: царскую единоличную власть, ориентированную на общую пользу; аристократию, т. е. власть немногих лучших, стремящихся к общему благу, и политию, такое государственное устройство, при котором большинство правит в интересах всех.

По Платону, правильная власть, достигнув самоосуществления, как бы застывает в блаженном покое. По Аристотелю, даже лучшие формы власти подвержены деградации. Его типология имеет бинарный характер: виды власти распадаются на пары. Каждому правильному типу соответствует неправильный, отклоняющийся. Отклонение от царской власти - тирания, от аристократии - олигархия, от политии - демократия.

Типом власти предопределяется и законодательство. Отсюда вытекает, что "законы, соответствующие правильным видам государственного устройства, будут справедливыми, законы же, соответствующие отклонениям от правильных видов, будут несправедливыми".

Естественно, возникает вопрос, под чьей властью лучше находиться - под властью лучшего мужа или же под властью лучших законов? Ответ древнегреческого мудреца таков: "Предпочтительнее, чтобы властвовал закон, а не кто-либо один из среды граждан". Человек подвержен страстям, "гнев совращает с истинного пути правителей, хотя бы они были и наилучшими людьми; напротив, закон - это свободный от безотчетных позывов разум".

Конечно, и Аристотель придерживается иерархии форм власти. С наихудшей дело обстоит просто - это тирания. Что же касается наилучшей, то нужно признать, что у великого философа нет полной ясности. То он называет таковой политию, то фактически ставит знак равенства между политией и аристократией. Да и царская власть в этом контексте мало отличается от аристократии. Впрочем, и такие неправильные формы, как демократия и олигархия, могут оказаться вполне сносными.

Подобно естествоиспытателю, Аристотель буквально расчленяет каждый из видов государственного строя на подвиды, тщательно инвентаризирует их признаки, рассматривает всевозможные их сочетания. Будучи свободен от априорной идеализации какой-либо формы власти, Аристотель приходит к мысли о плодотворности их смешения, поскольку "тот государственный строй, который состоит в соединении многих видов, действительно является лучшим".

Как известно, у Платона формы власти обречены на нисхождение по направлению к самой худшей, к тирании. Причем смена их происходит в жесткой последовательности. В "Политике" различные виды власти не подчинены какому-либо определенному вектору, нет и предопределенности в процессе перехода от одной формы к другой. Хотя Аристотель и устанавливает некоторые тенденции, но допускает и альтернативы. В этом сказывается плюрализм мыслителя, обусловленный его умеренностью, склонностью к "золотой середине".

Творческое наследие Аристотеля остается одним из фундаментальных элементов мировой цивилизации. Без преувеличения можно сказать, что его "Политикой" было положено начало всему комплексу политических и социальных наук, прочно вошедших в духовный и практический обиход современного мира.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться