СТРЕМЛЕНИЕ К ИДЕАЛУ

Поделиться

На старте нового века, а тем более тысячелетия, многие с надеждой и тревогой вглядываются в будущее. Чего еще ждать от бурного научно-технического прогресса? Тот факт, что на ХХ век пришлось примерно 80% всего накопленного человечеством багажа познания, порой побуждает свысока смотреть на прошлое, особенно отдаленное. Но стоит бросить на него более внимательный взгляд и станет ясно, насколько сегодняшняя духовная жизнь связана с истоками человеческой цивилизации, ее интеллектуальными сокровищами. Ведь человеческая мысль не знает срока давности. Великие мыслители еще до нашей эры проникли во многие тайны природы человека, его душевного склада, познали метаисторические закономерности общественно-политической жизни. Ими был в значительной мере создан тот понятийный аппарат, которым мы пользуемся по сей день.

"СЫН АПОЛЛОНА"

Один из величайших мыслителей в истории человечества Платон (427-347 годы до н. э.) видел главную цель в постижении истины благодаря открытию вечных и неизменных "идей", представляющих собой сущности, идеалы всех вещей. Эти идеи нельзя видеть; их можно только мыслить. И творчество самого Платона, можно сказать, содержит в себе элементы вечного, не подверженного тлену, о чем убедительно свидетельствуют и почти два с половиной тысячелетия неугасающего интереса к нему.

В ракурсе задуманной серии предметом рассмотрения станут собственно политические взгляды Платона. Однако надо учесть, что античная мысль носила целостный, едва ли поддающийся расчленению характер. Политика, этика, эстетика, право и т. д. - все это входило в общий комплекс философии ("любви к мудрости").

При всей вневременной глубине платоновской мысли, она, конечно, была прочно вписана в контекст истории своего времени. Великий философ не был бесстрастным созерцателем и аналитиком; он участвовал во многих исторических событиях. Его 80-летняя жизнь полна драматических коллизий. Он тяжело пережил казнь своего великого учителя Сократа. Сам не раз смотрел смерти в глаза. Его продавали в рабство. Ему приходилось много скитаться, причем не только из любознательности. В самых напряженных ситуациях он сохранял твердость духа, верность нормам нравственности.

Подлинное имя его - Аристокл, что означало "лучший и прославленный". Происходил он из в высшей степени аристократической среды. По отцу его предком считался легендарный афинский царь Кодр. По материнской линии в его родословной фигурировал знаменитый реформатор Солон. Аристокла прозвали Платоном ("широкоплечим", "плотным") из-за его атлетического телосложения. Он и в самом деле боролся на Истмийских играх (они шли по значимости за Олимпийскими).

Это свидетельство гармонии, присущей складу его личности. Но эта внутренняя гармония находилась в полном разладе с внешними событиями. На глазах Платона развалилась блестящая афинская демократия. Однако и ее антипод - Спарта - оказалась не в лучшем состоянии. Всю Элладу охватили войны, на мир приходились короткие антракты. С севера надвигалась неотвратимая угроза - Македонское царство.

Положение усугублялось слабостями внутреннего устройства многочисленных греческих городов-государств. Жестокость тирании, жадность олигархии, демагогия демократии - все это вызывало отчуждение у Платона. Не находя достойной формы правления среди существующих, он устремляет взор ввысь, в божественное царство идей, свет которого почти не проникал в земной мир, изображаемый философом в виде темной пещеры.

Вырваться из нее к свету под силу только мудрецу-философу, обладающему даром постижения высокой истины. Такую силу Платон ощущал в себе. Чувствуется, что он мысленно примерял на самого себя роль мудреца-правителя и втайне надеялся, что будет призван соотечественниками к власти.

Посвятив всю свою жизнь служению мудрости, воспитанию учеников, Платон снискал уважение окружающих. Смысл духовных исканий он видел в неустанном стремлении к истине. Цель воспитания - формирование гармоничной, совершенной личности, поскольку без этого немыслим совершенный государственный строй.

"Двух Аполлон сыновей - Эскулапа родил и Платона. Тот исцеляет тела, этот - целитель души", - по преданию, такие стихи можно было прочесть на могиле великого мудреца Эллады.

ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО

Ключевой идеей политической, а в значительной мере и всей философии Платона стала идея государства, которую он развил, пожалуй, в самом знаменитом одноименном труде. При этом имелось в виду государство идеальное; его еще предстояло построить. На земле такого нет, образец следует искать на небе: "Никогда ни в коем случае не будет процветать государство, если его не начертят художники по божественному образцу". На вопрос о том, мыслимо ли создание идеального государственного устройства на земле, дается такой ответ: "Осуществление такого строя вполне возможно, и о невозможном мы не говорим. А что это трудно, признаем и мы".

У идеального государства четыре добродетели: оно мудро, мужественно, рассудительно и справедливо. Как раз справедливости Платон придает особое значение: "Едва мы принялись за устройство государства, мы тотчас же благодаря некоему богу вступили, как видно, в область начала и образца справедливости". В чем же она проявляется? Каждый человек должен заниматься чем-то одним из того, что требуется государству и чему он по своим природным задаткам наиболее способен: "Заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие - это и есть справедливость".

Проектируемое государство справедливо потому, что в нем "лучшее правит худшим". Говоря современным языком, идеальное государство должно быть сугубо элитарным. Самой природой обусловлено, что в очень малом числе встречаются люди, способные управлять. Вместе с тем нельзя не учитывать и "неизбежной порочности большинства". Отсюда жесткая иерархическая структура: на вершине ее немногие правители, затем стражи - защитники государства и, наконец, земледельцы, ремесленники, торговцы, те, кто обеспечивает материальную сторону жизнедеятельности идеального государства. По предложенному Платоном сравнению, каждый из этих трех элементов соответствует золоту, серебру, а также меди или железу.

Будучи свидетелем постоянных распрей и предательств, Платон наиболее принципиальное значение придает сплоченности правящих классов. Самое большое благо - это то, "что связует государство и способствует его единству". Таким образом, идея государства еще теснее увязывается с другой основополагающей платоновской идеей - идеей блага.

Главная причина порчи нравов и раздоров - собственнические интересы. Поэтому у стражей (а из них выходят и правители) не должно быть никакого имущества. Более того, среди них должен господствовать принцип общности жен и детей: "Избавившись от всего этого, наши стражи будут жить блаженной жизнью - более блаженной, чем победители на Олимпийских играх". Содержать их придется "третьему" сословию.

При единстве у всех стражей взгляда на счет того, что считать своим, "все они ставят перед собой одну и ту же цель и по мере возможности испытывают одинаковые состояния радостные и печальные". Это весьма напоминает картинки из жизни тоталитарных государств ХХ века. Не случайно некоторые исследователи видят в Платоне предтечу тоталитаризма. К такой трактовке еще будет повод вернуться. Пока же нужно заметить, что в данном случае сказывается тоска философа по гомеровским и даже догомеровским временам, когда, по словам известного немецкого ученого В. Йегера, было "здоровое, тощее, жилистое государство", "а не жирное и разбухшее, пришедшее потом".

В центре внимания Платона проблемы селекции и воспитания стражей. Испытуемые через определенные сроки должны проходить строжайшую проверку. Те, кто ее не выдерживает, вынуждены опускаться в ряды "третьего" сословия. У лучших его представителей как будто бы есть шанс подняться наверх, в сословие стражей. Но у Платона по этому поводу содержатся противоречивые суждения. В одном случае признается правомерность перевода в стражи "значительных людей" из низшего сословия. Но в другом месте попытки ремесленников и торговцев прорваться в сословие стражей расцениваются как смертельная угроза для государства. Так что о "циркуляции" между сословиями говорить не приходится. Стражи скорее напоминают замкнутую касту.

В процессе их отбора есть и элемент евгеники. Важно подобрать равноценных по своим физическим и нравственным качествам родителей. Сделать это непросто, так как подбор партнеров для брачных отношений должен регулироваться жеребьевкой. И хотя великий философ, поборник истины, сурово осуждал всяческую ложь, в такой ситуации он допускал подтасовку результатов жребия, чтобы родители были по всем статьям достойны друг друга и обеспечили тем самым породистое потомство.

ИДЕАЛЬНЫЙ ПРАВИТЕЛЬ

Решение этого вопроса, как и многих других, входит в сферу компетенции правителей, т. е. тех очень немногих, наиболее авторитетных, умудренных знанием и опытом стражей, достигших, естественно, пожилого возраста.

Идеальными правителями в идеальном государстве, по мысли Платона, должны быть "любители мудрости", философы. Свойство философской души - охват мыслью всего времени и бытия. Государствам не избавиться от зол, пока в них "не будут царствовать философы, либо так называемые нынешние цари и владыки не станут благородно и основательно философствовать и это не сольется воедино - государственная власть и философия".

Именно философская натура родственна наивысшему благу. Идея же блага - "вот самое важное знание; ею обусловлена пригодность и полезность справедливости и всего остального". Благо-понимание хорошего. Способность к этому имеет божественное происхождение. Ею наделены немногие избранные; совершенный философ "редко рождается среди людей - только как исключение". Лишь философу дано "с помощью доказательства определить идею блага", а она - ключ к пониманию истины. Следовательно, никто, кроме философа, не в состоянии постичь и божественный образец государства, без чего нельзя строить идеальное государство на земле.

В пользу философа и то обстоятельство, что он не рвется к власти, а "где менее стремятся к власти те, кому предстоит править, тем государство управляется лучше". Правителя-философа должны призвать: "всякий, кто нуждается в подчинении, должен обратиться к тому, кто способен править".

Из дара познавать истину вытекает и способность отличать добро от зла. Поэтому философ выступает в роли воспитателя: "Раз мы - основатели государства, нашим делом будет заставлять лучшие натуры учиться тому познанию, которое мы раньше назвали самым высоким, то есть умению видеть благо и совершать к нему восхождение". В платоновском государстве, отмечал В. Йегер, "должно царить сознание абсолютной истины". Требования к идеальной модели настолько высоки, что "ни одно из нынешних государственных устройств не достойно натуры философа".

ЧЕТЫРЕ СТУПЕНЬКИ ВНИЗ

Всего в типологии Платона пять видов государств и соответственно столько же видов душевного склада. Каждому типу государства соответствует аналогичный тип человека. Государство и человек взаимно формируют друг друга.

Идеальное государство, о котором речь шла выше, Платон решительно отделяет от остальных его разновидностей. Определить его можно двояко: "если среди правителей выделяется кто-нибудь один, это можно назвать царской властью, если же правителей несколько, тогда это будет аристократия". Такой тип государства и соответствующий ему тип человека Платон называет "хорошим и правильным". Остальные он считает плохими и порочными: "в них ошибочны и государственное правление, и душевный склад частных людей".

Видов порочного государственного правления четыре. Древнегреческий философ рисует своего рода лестницу из четырех ступеней, ведущих вниз.

Вслед за совершенным аристократическим правлением идет государственный строй, чьим ведущим принципом является честолюбие. Его Платон назвал "тимократией" (тиме - честь). Тимократический человек "властолюбив и честолюбив"; он считает, что основанием власти должны служить военные подвиги. Но и доблестных воинов губит накопление богатств.

Так открывается путь для следующего по порядку типа государственного строя - "олигархического": "Это строй, основывающийся на имущественном цензе; у власти стоят там богатые, а бедняки не участвуют в правлении". Благо, выдвигаемое на первый план при олигархии, - богатство. Подобное устройство попустительствует распущенности. Правителям-олигархам нет ни до чего дела, кроме наживы.

Основная причина падения олигархии и перехода от нее к демократии кроется в ненасытной погоне за богатством. Сочетать ее с рассудительностью, на взгляд философа, невозможно. Демократия же наступает тогда, "когда бедняки, одержавшие победу, некоторых из своих противников уничтожат, а остальных уравняют в гражданских правах и замещении государственных должностей".

Для демократического строя характерно презрение ко всему, что является важным с точки зрения идеального аристократического государства. Демократия "высокомерно попирает" то, что в платоновском государстве считается высшей справедливостью, т. е. принцип иерархии: всяк сверчок знай свой шесток. Демократия ничуть не озабочена тем, "от каких кто занятий приходит к государственной деятельности. Человеку оказывается почет, лишь бы он обнаруживал свое расположение к толпе".

Как раз из демократии возникает и последний, наихудший тип государства - тирания. Благо демократии, то, к чему она ненасытно стремится, - свобода. Она же ее и разрушает. Как констатируется в "Государстве": "все чрезмерное обычно вызывает резкое изменение в противоположную сторону". И чрезмерная свобода обращается в чрезмерное рабство. Впрочем, масса этого заслуживает: "раз народ породил тирана, народу же и кормить его и его сподвижников".

Тиран - прямая противоположность врачам: "те удаляют из тела все наихудшее, оставляя самое лучшее, здесь же дело обстоит наоборот". Для Платона тирания - самый отвратительный тип государства. Она представляет собой последнюю ступень деградации государственных форм начиная с тимократии. Причем чередование видов государственного устройства происходит в жесткой последовательности.

Хотя процессу смены форм государственной власти у Платона свойственна предопределенность, все же фатальная цепь может быть разорвана. Во-первых, благодаря установлению идеального государства. Будучи совершенным, такое государство было бы не подвержено деградации, как, впрочем, и изменению вообще. Не случайно аристократическое устройство выносится за рамки процесса чередования разновидностей государства.

Другая возможность преодолеть фатальную тенденцию заключена в мысли о том, что государство с тираническим строем совершенно противоположно идеальному государству, управляемому царем. Между тем, по Платону, все чрезмерное вызывает изменения в противоположную сторону. Это и дает шанс на установление наилучшего строя как антипода наихудшего, т. е. тирании.

Платоновская типология форм власти легла в фундамент политических наук. На протяжении веков раскрывается ее глубинный, метаисторический смысл. Вместе с тем в наследии великого философа был заложен и взрывоопасный заряд. Дело не только и не столько в том, что нарисованный им образ идеального государства может показаться предвосхищением тоталитарных режимов. В конце концов идеал Платона аристократический, враждебный тирании, отвергающий апелляцию к массам. Главная опасность заключается в том, что он - утопический. Чем это чревато, особенно наглядно показал именно ХХ век - время реализации утопий в особо крупных масштабах.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться