Петр ЩЕДРОВИЦКИЙ: АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ
Интервью руководителя "Центра кадровых технологий - XXI век"
Интервью руководителя "Центра кадровых технологий - XXI век"
- Кому принадлежит идея проведения конкурса "Антикризисный управляющий"?
- Это наша идея. Мы ее и реализовали. 1,5 года назад я пришел к выводу о том, образ антикризисного управляющего, который сложился в общественном сознании, это такой вор и бандит, явившийся на предприятие, чтобы его ограбить, побыстрее продать и сбежать.
Сегодня одна из ключевых проблем экономики - это что предприятия стоят, и на них нет эффективного менеджера. Умерщвлены огромные ресурсы. У нас есть смешные данные о том, что производство падает, а энергопотребление растет. Мы с вами работаем на себя и на "того парня".
Эффективность работы того "другого" предприятия зависит от системы управления на нем. Если не произведен ряд мер по выводу предприятия из кризиса, то применятся крайняя форма - банкротство. Подчеркиваю, банкротство - это крайняя форма, которая применяется в случае, если собственники не хотят менять менеджера. После этого государство обязано вмешиваться и отстаивать права кредиторов. Есть масса случаев умышленного доведения до банкротства. Необходимо проводить анализ этих случаев и выявлять тех, кто работает в этой сфере эффективно, а кто - неэффективно.
Вторая проблема заключается в том, что практически ни у кого из антикризисных управляющих нет лицензии третьей степени. Это лицензия, которая позволяет работать с социально значимыми объектами. Например, в Пермской области это "Уралкалий", который, слава Богу, эффективно работает. Если он обанкротится, то весь город Березники просто вымрет.
- Как поступают с такими предприятиями?
- Чиновники, которые занимаются финансовым оздоровлением, назначаются при отсутствии опыта, навыков и всего остального. Что получается? Мы заявляем, что там необходимы самые грамотные, а реально ставим самых неграмотных, вообще не имеющих никакого опыта работы.
Одна из наших побед заключается в том, что мы добились от Георгия Таля (руководитель Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству - ред.) того, чтобы победитель конкурса получал "половинку" лицензии.
- Каковы условия получения такой лицензии?
- Два успешных опыта выведения предприятия из кризиса. Тому, кто выиграет конкурс, будет засчитан один успешный опыт. То есть эти люди будут резервом кадров для социально значимых объектов.
В следующем году мы хотим продолжить опыт и, более того, вводить специальные номинации. Например, "Лучшее кризисное направление в автомобильной отрасли", а также в авиационном комплексе, нефтехимическом и т. д. Мы должны демонстрировать образцы.
- Каким образом вы собираетесь информировать общественность об итогах конкурса?
- Результатом работы станет оформление так называемых кейсов. Мы опишем наиболее успешные опыты работы, издадим книгу, которая будет основой обучения, в том числе в вузах. Это комплексное действие, которое призвано представить антикризисное управление в ином свете, нежели оно есть сейчас.
- Вы говорили о том, что победители конкурса получат "половинку" лицензии третьей степени. Означает ли это, что условия прохождения конкурса приравнены к условиям кризиса на предприятии?
- Нужно учесть две вещи. Во-первых, условием участия в итоговом конкурсе являлось предъявление реального случая. Мы его оценивали по нескольким параметрам: соответствие закону, ценностным представлениям и т. д. Во-вторых, участники конкурса на заключительном этапе разбирали конкретные случаи социально значимых предприятий. В виде задачи им было предъявлено три объекта (каких именно, они не знали), для которых необходимо разработать выход. По итогам работы мы выбирали людей, которые заявляли наиболее креативные идеи. То есть мы проверяем, как они будут работать в новой ситуации. Ведь очень часто происходит так, что кризисный менеджер - не самостоятельная фигура. Генератор идей сидит в управляющей компании. На конкурсе это сразу видно.
- Победители конкурса проходят какое-то обучение после участия в нем?
- Мы ставим две задачи. Первая - прохождение обучения в ходе конкурса, который построен как коллективная работа. Вторая - вывод "из тени" самой деятельности. Долгое время об этой профессии было мало известно. Управляющие не могут публично говорить о своей работе, выступать. Они этакие рейнджеры, на которых совершаются покушения. Они боятся публики, журналистов. Мы пытаемся сделать эту деятельность открытой, создать новый образ. Как сказал Сергей Кириенко, образ героя нашего времени.
- Представим, что конкурс прошел, герои нашего времени получили свои награды, СМИ осветили мероприятие. Что дальше? Что будет с управляющими, принимавшими участие в конкурсе?
- Некоторые из них находятся в стадии реального управления. Мы хотели, чтобы начал формироваться рынок, на котором можно нанять управляющего. Это очень важная вещь. Во-первых, начинают формироваться профессиональные нормы оценки хорошего менеджера. Во-вторых, выстраиваются новые взаимоотношения менеджера с собственником. В-третьих, растет занятость и уровень зарплаты в этой сфере. Конкурс - это очень многоуровневое действие.
- Какие механизмы действуют сейчас в сфере антикризисного управления?
- Сейчас есть спрос на эффективных менеджеров, есть предложения, но они не связаны друг с другом. Отсутствует критерий оценки эффективности менеджера. Система рейтингов, публичного критерия способствует формированию нормального рынка труда.
- Какова роль "Центра кадровых технологий" в формировании рынка профессиональных менеджеров? Это роль рекомендателя?
- Мы заинтересованы в том, чтобы научить людей. Задав норму, сформировать рынок спроса на подготовку. Это тот ресурс, который мы получаем. Как представитель Приволжского федерального округа, я заинтересован в том, чтобы в округе было как можно больше эффективных менеджеров.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.