"ДЕЛАТЕЛИ ЛИЦ": ЛИДЕРЫ И АУТСАЙДЕРЫ

Поделиться

Имиджмейкеров часто называют в вольном переводе с английского "мордоделами". Но что бы там ни говорили, а добрая половина победы любого кандидата - это работа команды его политтехнологов, консультантов, пиарщиков и журналистов. Прошедшая череда выборов позволяет "ставить оценки" командам имиджмейкеров и их лидерам - "контрольная работа", без сомнения, была очень серьезной.

КОМАНДНЫЙ ЗАЧЕТ

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что первое место среди работавших на пермской земле команд принадлежит самим пермякам - команде вновь избранного губернатора Юрия Трутнева, поднявшей рейтинг своего кандидата с 18 до более чем 51% голосов за каких-то пару месяцев. Члены этой команды известны. Политический руководитель - Олег Чиркунов, Начальник штаба - Григорий Куранов, главный идеолог - Олег Черкесов, руководитель "поля" - Николай Яшин.

Стиль работы этой команды можно определить как агрессивно-позитивный: минимизировав почти до нуля количество "накатов" и "слива компромата", работники штаба Трутнева основной упор в агитации делали на встречи с избирателями своего, без сомнения, очень выигрышного в личном общении, кандидата и разъяснение того, каким образом он намерен улучшать жизнь на каждой конкретной территории. Оппоненты же Трутнева чаще скатывались к "черному пиару" и даже анонимкам.

Второе место по тем же причинам можно присудить "Рекламно-политическому агентству "Кучер" за серию серьезных побед на разного рода выборах, в которых оно участвовало. Агентство, кстати, - это те же Куранов и Черкесов с помощниками, и на счету этой структуры только за прошедший год тяжелая, но очень показательная победа в Пермском районе (новым главой района стал Кузнецов), победа Рихтера на выборах мэра Лысьвы уже в первом туре, консультирование победившего в Коми-округе Савельева. На выборах мэра Перми агентство было по понятным причинам ориентировано сначала на Трутнева и занималось организацией его выборов мэром (Олег Черкесов по совместительству - политический советник Юрия Трутнева), но затем "кучерам" пришлось резко перестраиваться на выборы губернатора, что было сделано оперативно и результативно.

Кроме того, "Кучер" консультировал 6 кандидатов в депутаты Пермской городской Думы (5 из них стали депутатами) и даже иногородних кандидатов - например, нынешнего мэра Сочи Бойко.

Третье место в этом своеобразном рейтинге можно заслуженно отдать команде из Питера, которая работала на Семена Леви. Все-таки питерцы гораздо ближе пермякам по менталитету и духовности, и эта команда играла на "истом позитиве". Так что кампания даже проигравшего по объективным причинам Леви не оставила после себя неприятного осадка. Это сегодня, к сожалению, скорее исключение, чем правило.

А вот правило - это нахрапистые москвичи, чьи "пальцевеерные" технологии пермяки определяют уже невооруженным глазом. Их отличительные черты - снобизм и небрежность, полное игнорирование работы с людьми и высокомерие, а также "контрпропаганда", чаще всего отдающая просто голословным поливанием грязью оппонентов. В свой актив сегодня баснословно дорогие московские имиджмейкерские фирмы "Никколо-М", "Лидер" и "Имидж-контакт" могут смело записать проигрыш Игумнова и Чебыкина. Сюда же можно отнести и фирму "Новоком", которая "вела" Геннадия Игумнова на последнем этапе, но не смогла вытянуть его рейтинг даже до прохождения во второй тур.

Главный вывод, который можно сделать из этих кампаний, - на своем поле пермяки по-прежнему не имеют равных, да и на чужом играют весьма достойно.

ЛИЧНЫЙ ЗАЧЕТ

В личном зачете логично лидируют те, кто обеспечил победу губернатора - Григорий Куранов и Олег Черкесов. В их активе - участие во многих кампаниях. Участвовав в

9 кампаниях, Черкесов 8 раз своими консультациями "проводил" кандидатов к победе. Нынче, кроме участия в выборах губернатора, на счету Черкесова - победа обоих депутатов гордумы Сапко - мужа и жены, а также депутата Василия Кузнецова.

Григорий Куранов четырежды был руководителем предвыборных кампаниий, и четырежды его кандидаты одерживали победу. Будучи консультантом, из четырех кампаний он выиграл три. На нынешних выборах губернатора серьезным "ноу-хау" Куранова стали так называемые "маленькие кандидаты", баллотировавшиеся на пост мэра Перми и за счет своих агитационных ресурсов поддерживавшие Трутнева. Если раньше такого рода персонажи были лишь "торпедами" для того, чтобы "наезжать" на оппонентов и сниматься в последний момент в пользу кого-то одного, то здесь был использован "заряд положительной энергии".

На третью ступень этого своеобразного пьедестала можно поместить команду Аркадия Каменева, где начальником штаба был ученик Куранова - Андрей Кайсаров, а "учитель" - руководителем самой кампании. Каменев в начале гонки был в числе отстающих и получил пост мэра во многом благодаря работе своих консультантов и пиарщиков. Кстати, на счету Кайсарова есть и еще одна серьезная победа - Аркадия Каца. Провести депутатом Законодательного собрания банкира по фамилии Кац в рабочем районе (Пролетарка, Дзержинский район) - на это, знаете ли, нужно немало таланта...

НОМИНАЦИЯ "РВАНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ"

Без сомнения, самой большой неудачей череды прошедших выборов можно назвать работу фирмы "Социнком", возглавляемую Валентиной Севрук. Из четырех выборов, на которых работала эта структура, все четыре были проиграны. Нынче Севрук работала на Геннадия Тушнолобова. Кандидат был, вне всяких сомнений, очень сильный и даже ко второму туру имел большой потенциал для победы. Можно сказать, что проигрыш Тушнолобову был обеспечен за счет "критически-экстремального пиара", к которому скатилась команда Севрук на финише.

Прямые и косвенные расходы на кампанию Тушнолобова при этом, по некоторым оценкам, составили $400-500 тыс. Известно, что обычно 20-30% от суммы затрат идет в качестве гонорара руководителям. Но и эту сумму дохода В. Севрук можно увеличить за счет экономии на агитаторах, занижения тиражей агитационных материалов и т. п. Так что еще раз подтверждается тот факт, что не всегда самое дорогое - самое лучшее.

ВЫВОДЫ

Прошедшие выборы показали, что "работать на позитиве" сегодня, к сожалению, не может практически никто из имиджмейкеров не только в Перми, но и за ее пределами. Команда, работавшая с Трутневым, делала упор на "подъем" качеств кандидата, тогда как остальные - на "опускание" соперников. К чему это привело - известно.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться