«Мы возвращаемся в 1990-е…»

Наталья Зубаревич дала краевым законодателям важные советы

Поделиться

Пермь 29 октября посетила директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. В рамках своего визита она прочитала пермским студентам лекцию «Мифы и реалии региональной политики» и приняла участие в заседании Клуба депутатов. Зубаревич констатировала, что экономика входит в стагнацию, и указала, какие риски Пермскому краю стоит минимизировать, чтобы лучше подготовиться к посткризисному старту. На встрече с краевыми законодателями гостья Клуба депутатов рассказала о тенденциях и перспективах развития российских регионов. Своё выступление она начала с анализа демографической ситуации в стране и констатировала депопуляцию населения.

Наталья Зубаревич
Наталья Зубаревич – доктор географических наук, профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета Московского госуниверситета. Специалист в области социально-экономического развития регионов, социально и политической географии. Участвует в качестве руководителя и ответственного исполнителя в программах Министерства экономического развития и торговли РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, а также в международных проектах и программах
Фото: Дмитрий Костылев

Наталья Зубаревич, директор региональной программы Независимого института социальной политики:

— Мы повысили рождаемость ещё до принятия закона о материнском капитале, потому что в детородный возраст вошло большое по численности поколение. Это поколение постепенно свою миссию выполнит, и рождаемость заметно понизится (на 40%). Женщины новых нарожают, конечно, но не в количестве пяти-восьми детей.

Нас ждёт мощный спад рождаемости. Строили детские садики? Удачи! Будете переформатировать их через пять лет не знаю во что. Самое безумное — работать на пиках. Пик не вы успеваете покрыть. Вводите объекты в эксплуатацию, когда он завершается, а денежки уже потрачены.

Бизнесменов Зубаревич предупредила, что доля трудоспособного населения будет сокращаться до 2024—2025 годов: «Картинка малосимпатичная для бизнеса. Количество меньше — стоимость выше».

Вместе с тем приток новых жителей в Пермский край также не наблюдается. По мнению Зубаревич, ситуацию можно исправить, только сделав ставку на образовательную миграцию.

В настоящее время, как отмечает эксперт, в Пермском крае невелика доля людей с высшим образованием.

Наталья Зубаревич:

— У людей с высшим образованием шире кругозор. Если у вас среднее профессиональное образование, то вы профи в своём деле, а во всём остальном вам можно «впаривать». По этому показателю Пермский край стоит рядом с Курганом, Кировом и Кемерово. Понятно, какой человеческий капитал преобладает в Пермском крае? Это проблема. Вы всегда будете упираться в низкую социальную мобильность людей.

Говоря об экономической ситуации, Наталья Зубаревич сообщила, что по промышленному производству Пермский край имеет хорошие показатели. Однако эксперт указала на низкий уровень инвестиционной привлекательности.

Наталья Зубаревич:

— Понятно, что инвестиций не хватает. И дальше будет только хуже. Страна вползает в кризис, но вы вползаете в эту стагнацию с минус 20% к инвестициям 2008 года в реальном выражении. И это — звоночек.

Пермские власти, по словам Зубаревич, серьёзно отстают в работе по привлечению федеральных ресурсов: «Это сложный спорт по переносу тяжестей и чемоданов. Я к нему не призываю, но кто-то в этом большом спорте всё-таки выигрывает. В этой конкурентной борьбе Пермский край — выраженный аутсайдер».

Елена Зырянова
Председатель парламентского комитета по бюджету Елена Зырянова задала профессиональный вопрос, как Зубаревич оценивает программный принцип формирования бюджета? «Это игрушка такая?» – поинтересовалась Зырянова
Фото: Дмитрий Костылев

При этом Зубаревич положительно оценила бюджетную политику в крае.

Наталья Зубаревич:

— Дефицит 2013 года был ровно на уровне среднего по субъектам России — 8%. Но сейчас 2014 год. Видимо, в этом году власть края решила, что хватит быть пионером и отличником. Пора нашкодить, а потом попросить денежки дополнительно. Но у меня есть такое ощущение, что шкодить надо уметь. Просить надо либо с понтами, либо петь жалостливую песенку так, чтобы уши не выдерживали. Боюсь, что ни понтов, ни жалости вам хватать не будет. Я вас предупредила!

Зубаревич утверждает, что есть две стратегии действий в неблагоприятном экономическом периоде, который «нас ожидает».

Наталья Зубаревич
Фото: Дмитрий Костылев

Наталья Зубаревич:

— Первая стратегия — как вёл себя Чиркунов в 2009 году. Кризисный бюджет — рубка расходов на 20%. «По одёжке протягиваем ножки», не создавая бюджетных напряжений, но при этом понимая, что риски социального напряжения резко возрастают.

Вторая стратегия — популистские траты, популистская репутация, а потом ты ходишь и просишь деньги у «дяденьки».

Я вам попыталась объяснить, что у «дяденьки» с деньгами будет напряжёнка. Риски ваши. Стратегия — на выбор. Но те, кто эту дорожку уже давно протоптал, будут иметь больше шансов с этим «дяденькой» договориться, чем вы.

Николай Яшин
Николай Яшин: «Пермский край свои возможности не реализовал, и мы дошли до неких точек невозврата»
Фото: Дмитрий Костылев

После довольно пессимистичных прогнозов Натальи Зубаревич вице-спикер краевого парламента Лилия Ширяева задала два актуальных вопроса: «Может быть, надо уже перестать пытаться улучшать инвестиционный климат и отменить все льготы, которые предполагали привлечение новых инвесторов? Может, стоит прекратить строить новые социальные объекты?»

На первый вопрос Зубаревич ответила лаконично и образно: «Я считаю, что если женщина перестаёт пытаться быть привлекательной, она сильно теряет в глазах человечества». При этом, по её мнению, строительство социальных объектов, эффективное использование которых исчисляется тремя-пятью годами, — «это безумие». Зубаревич полагает, что нужно искать альтернативные способы решения проблем. Например, развивать частные детские сады и мини-школы, которые могут не быть капитальными объектами.

Председатель парламентского комитета по бюджету Елена Зырянова задала профессиональный вопрос, как Зубаревич оценивает программный принцип формирования бюджета? «Это игрушка такая?» — поинтересовалась Зырянова.

Наталья Зубаревич:

— В бюджет закладываются те же вещи, но только вид сбоку. Когда я пытаюсь разобраться с содержанием программного бюджета, то ничего не понимаю. Вы видели отчётные показатели по программам? Куча ситуаций, когда эффективность измерить нельзя. Как нельзя мерить эффективность губернатора динамикой валового регионального продукта.

У меня есть ощущение, что мы немного заигрались, что мы ищем под фонарём, там, где светло. Вместо того чтобы навести порядок с трансфертами и адекватно принимать федеральные указы, не перегружающие бюджет. А потом нам говорят про программный подход. Это как кирпичом по башке! «Идите лесом» — отвечают вам и под копирку везде пишут программы. Потому что лучший способ борьбы с идиотизмом — это оппортунистическое поведение. Что мы с вами все и демонстрируем.

Начальник Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Николай Яшин обратил внимание на то, что предыдущие выступления Натальи Зубаревич в Пермском крае были более оптимистичными, и поинтересовался, с чем связано такое изменение настроений.

Николай Яшин, начальник Управления Росприроднадзора по Пермскому краю:

— Вы всегда говорили о неких возможностях Пермского края. Сегодня этого вообще не прозвучало. Я прихожу к выводу, что за это время Пермский край свои возможности не реализовал, и мы дошли до неких точек невозврата. Пермь проиграла, допустим, соревнование с Екатеринбургом в развитии, и мы никогда его не догоним. Объективно получается, что в Пермском крае перспектив развития практически нет за исключением Соликамско-Березниковской агломерации. А всё остальное весьма туманно. Сколько проектов ни провозглашалось, ни один из них не был реализован.

Зубаревич подтвердила, что градус её выступления действительно поменялся, но «дело не в Пермском крае, а в ситуации в стране в целом».

Наталья Зубаревич:

— Это не региональная специфика. Страна вошла в очень тяжёлый период своего развития. Никто из экспертов не может прогнозировать дальше, чем на полтора-два года вперёд. На это время ресурсы ещё есть, чтобы дырки заткнуть, а дальше уже совсем непонятно.

Мы где-то возвращаемся в 1990-е годы, когда «как потопаешь, так и полопаешь». Поэтому это оздоровление, которое повышает конкурентоспособность. Но в гораздо худших общеэкономических институциональных условиях.

Поэтому есть два важных условия. Первое — не набирать больших долгов, чтобы не морочиться с этим. И второе — не убивать свой малый бизнес, чтобы он как-то продержался, потому что потом эта ниша занятости будет востребована.

В качестве приоритета страна выбрала геополитику. Это — китайцы на востоке, стреляющий Северный Кавказ и «Крым — наш». В обозримой перспективе инвестиционный климат Пермского края, Екатеринбурга никого волновать не будет, опять же потому что «Крым — наш». На выходе из этого ужаса надо быть лучше готовым к новой стартовой позиции.


«Готова подписаться под каждым её словом»

Ольга-Антипина

Ольга Антипина, министр финансов Пермского края:

— Согласна с мнением Натальи Васильевны Зубаревич, готова подписаться под каждым её словом. Данные оценки абсолютно заслуженны.

Мы прекрасно понимаем свои возможности во взаимоотношениях с федеральным центром: никогда не плакались и вряд ли научимся этому в ближайшей перспективе. Для того, чтобы не кредитоваться, нам необходимо наращивать доходы. Конечно, есть варианты, но ни один из них быстро не сработает, поэтому в ближайшее время нам не уйти от заёмных средств. В наших силах сделать всё, чтобы долг был минимальным.

В этом году борьба с дефицитом казны давалась тяжело, но в итоге вместо плановых 15% мы сделали 12%. Мы должны сокращать дефицит. Это сделать очень сложно, и без потерь не обойтись. Надеюсь, депутаты помогут в этой работе, по-новому взглянут на тот анализ, решения, которые мы им предлагаем.


«Прозвучавшая критика, конечно, по делу»

Андрей Колесников, председатель правления Клуба депутатов:

— На заседании с Натальей Зубаревич прозвучало, что Пермский край относится к немногочисленным территориям страны, которые являются регионами-донорами, пополам разделяющими бюджет с центром. Наша гостья высоко оценила достижения бюджетной политики края. И это — несмотря на то, что на общем фоне серьёзных экономических проблем, наше место по разным статистическим показателям оказывается как впереди, так и в конце общего списка регионов. И это нормальная ситуация.

Прозвучавшая критика о гипертрофированных социальных расходах, увлечении строительством социальных объектов в ущерб другим направлениям деятельности, конечно, по делу и очень полезна. Важно, что представленный анализ в полной мере позволяет задуматься о новых акцентах в социально-экономической политике края.


Поделиться