ЧТО ТАКОЕ "ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА"?
Утверждение, что налоговые льготы на политическую рекламу в СМИ не распространяются, вызывает большие сомнения
Утверждение, что налоговые льготы на политическую рекламу в СМИ не распространяются, вызывает большие сомнения
В подпункте "э" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" четко определено, что от налога освобождаются обороты по реализации продукции СМИ (здесь и далее речь будет идти о СМИ не рекламного и не эротического характера и СМИ, реклама которых не превышает 40%), а также редакционная, издательская и полиграфическая деятельность по производству газетной и журнальной продукции. Под продукцией СМИ (статья 1 ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РФ" №191-ФЗ) подразумевается "тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания...".
Следовательно, льготируются доходы от реализации тиража или части тиража номера газеты и "средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков, также не облагаются налогом на добавленную стоимость" (Письмо ГНС РФ от 21.03.1996 г. №ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", зарегистрировано в Минюсте РФ 8 апреля 1996 г. №1060).
Размещение политической рекламы или агитационных материалов в газете можно рассматривать как получение доходов от реализации номера. При этом политическая реклама, как правильно было замечено руководителем пресс-службы управления МНС по Пермской области, не является рекламой, а, следовательно, не может быть включена в 40% объема, необходимого газете для получения льготы.
Если же налоговая инспекция считает публикацию политической рекламы каким-либо другим видом продукции, то возникает ряд вопросов:
1. К какому виду по "Общероссийскому классификатору продукции" ОК 005-93 относится данная продукция?
2. Как с точки зрения здравого смысла объяснить сложившуюся, к примеру, ситуацию: номер газеты, в котором 100 кв. см - политическая реклама и менее 40% коммерческой рекламы, в розницу и по подписке реализуется без НДС, реклама в номере также не облагается налогом, а 100 кв. см по сути дела одного и того же вида продукции (см. закон РФ №191-ФЗ) подлежит налогообложению?
3. Как для того, чтобы получить льготу при печати или доставке такой газеты, типография и др. хозяйствующие субъекты должны предъявить счета-фактуры за оказанные им услуги редакции? Выделить стоимость услуг за 100 кв. см газетной площади с НДС, а стоимость услуг за оставшиеся "квадраты" номера - без НДС? Вы когда-нибудь приобретали товар, где, к примеру, 1/10 облагалась налогом, а 9/10 - нет?
Неуместной представляется и ссылка на письмо Министерства финансов РФ от 14.09.99 г. №04-03-07. Непонятно также, от какой ошибки нас предостерегают. Речь в этом письме идет о печатной продукции, предназначенной для выборов депутатов Госдумы и президента РФ, но никак не о политической рекламе, размещенной в печатных СМИ. Более того, в письме и речи не ведется о доходах от предоставления эфирного времени для размещений политической рекламы.
Кстати, упомянутое письмо было адресовано главой Центризбиркома Александром Вешняковым председателям избирательных комиссий субъектов РФ "для руководства им в работе с полиграфическими организациями при размещении заказов на изготовление печатной продукции".
Существует еще одно письмо Министерства РФ по налогам и сборам №ВГ-15-03/917 от 20.10.99 г., носящее, скорее, рекомендательный характер:
"Учитывая общегосударственное значение агитационной деятельности в рамках выборов депутатов Государственной думы, считаем, что доходы от размещения предвыборных агитационных материалов зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, в периодических печатных изданиях и от предоставления эфирного времени организациями телерадиовещания не включаются в налогооблагаемую базу и, соответственно, не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость..."
Данное высказывание не утверждает, что во время выборов депутатов в другие органы законодательной и исполнительной власти использование вышеназванной льготы СМИ будет являться нарушением налогового законодательства.
Думаю, не стоит далее рассуждать о льготе по налогу на прибыль. Все аналогично.
Что касается производства, печати, доставки и рассылки бюллетеней для голосования, открепительных листов, агитационных листовок, писем для избирателей и другой печатной продукции, связанной с выборами, то ни у кого и никогда не возникало сомнения в том, что данная продукция подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Единственное, что не вызывает споров, так это налог с продаж. С ним все ясно, как говорится, без комментариев.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.