Алексей Бурнашов

Алексей Бурнашов

депутат Законодательного собрания Пермского края

Льгота по заслугам

Поделиться

Сегодняшнее состояние бюджета Пермского края уже не позволяет делать ежегодные дорогие подарки в десятки миллиардов рублей предприятиям, которые сами вполне могут себя обеспечивать. К такому пониманию пришли как депутаты Законодательного собрания, так и краевое правительство. Однако для этого нам пришлось пройти длинный путь.

Вопрос об эффективности этой налоговой льготы поднимался ещё в прошлом созыве парламента. Тогда о её вреде говорила группа «Солидарность», в которой я состоял. Но правительство категорически с этим не соглашалось, настаивая на том, что льгота делает Пермский край привлекательным для инвестиций.

Потребовалось несколько лет методичной работы, чтобы сдвинуть эту тему с мёртвой точки. Первый шаг был сделан, когда Законодательное собрание в марте 2013 года поддержало мою инициативу и поручило правительству разработать методику оценки эффективности налоговых льгот. Затем краевой Контрольно-счётной палате было дано поручение проанализировать их результативность. В итоге то, что раньше мы только предполагали, обрело реальные цифровые показатели — ревизоры указали на потерянные миллиарды, а вместе с тем и отток предприятий из края.

В период с 2007 по 2013 год из-за пониженной ставки по налогу на прибыль краевая казна лишилась более 60 млрд руб. Эта сумма сравнима с годовым бюджетом Пермского края по налоговым и неналоговым доходам. Но это только полбеды. К сожалению, не оправдались надежды, что «благодарные» получатели налоговых льгот будут активно вкладываться в развитие своего бизнеса на территории Пермского края. Доля инвестиций в прибыль основных получателей льготы по-прежнему осталась невелика: например, в производстве кокса и нефтепродуктов — чуть более 10%, химическом производстве — порядка 20%, добыче полезных ископаемых — менее 50%.

Эти факты заставили правительство признать, что льгота неэффективна. Впрочем, это не подтолкнуло чиновников к решительным действиям. Да, в недрах правительства обсуждались возможные варианты исправления ситуации. Но происходило это в настолько вялом режиме, что стало понятно — если законопроект не будет внесён сейчас, то в бюджете 2015 года изменения никак не будут учтены. Поэтому в августе я внёс в парламент свой законопроект. Он вполне мог успеть пройти два чтения до рассмотрения бюджета. Однако сначала губернатор «не успел» подготовить свой отзыв, и мы потеряли август. А потом появился альтернативный проект правительства, и рассмотрение обоих документов перенесли на октябрь. В итоге по новым принципам льгота начнёт работать только с 2016 года.

Законопроект, представленный губернатором, безусловно, требует существенных изменений. Но это материал, который с помощью поправок можно доработать. Поэтому на Законодательном собрании, когда мою инициативу отклонили, я призывал коллег поддержать правительство.

То, что прошёл один законопроект из двух — это уже наша общая победа. И если я своими инициативами буду подталкивать чиновников лучше работать, то готов и дальше идти по этому пути.

Сейчас же надо сосредоточиться на том, как довести губернаторский законопроект до ума. Вот только несколько проблемных моментов, над которыми надо поработать:

1. В условиях жесточайшего дефицита законопроект предполагает дальнейший рост долгов, уменьшение доходов бюджета Пермского края (по оценке КСП, более 12 млрд руб. в последующие три года). Это значит, что Пермский край будет замещать своими доходами коммерческие займы для корпораций. Дефицит краевого бюджета придётся финансировать за счёт банковских кредитов под 9-10% годовых, причём эта цифра неизбежно растёт.

2. Порядок «стимулирования инвестиций» в принятой редакции закона представляется чрезмерно сложным для администрирования. Об этом говорили и мои коллеги на заседании Законодательного собрания. В итоге это усиливает риски коррупции в бюджетной сфере Пермского края.

3. В законопроекте не определены цели, условия и порядок формирования перечня инвестиционных проектов, реес­тров модернизации производств, понятие кластеров.

4. Поскольку предполагается множество разнообразных условий, которые должен выполнить инвестор, чтобы получить льготу, это делает её недоступной для основной массы даже средних предприятий (объём инвестиционного проекта начинается со 100 млн руб.). Для примера: я общался с руководителями предприятий, расположенных в моём округе (Орджоникидзевский район Перми). Выяснилось, что ни одно из них не сможет соответствовать тем параметрам, которые заложены в губернаторском законопроекте.

При этом важно, чтобы и бизнес осознал, что край больше не может продолжать действовать в рамках существующей налоговой политики. На мой взгляд, ивестиции как требование, а не пожелание взамен на налоговую льготу — вполне приемлемое условие для взаимодействия между предприятиями и правительством.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться