ЭЛЕКТОРАТ И ПУСТОТА
Десантировавшаяся в Прикамье группа столичных PR-коммандос решила приоткрыть свою стратегию, кадровую структуру и арсенал поражающих средств
Десантировавшаяся в Прикамье группа столичных PR-коммандос решила приоткрыть свою стратегию, кадровую структуру и арсенал поражающих средств
...Репортер "Компаньона" был разбужен ночным звонком. Тщательно искаженный скрэмблером голос посоветовал ему немедленно выйти на перекресток Большевистской и Орджоникидзе, имея при себе для опознания экземпляр журнала "Пресс-центр". Привычный к подобного рода ночным конспиративным стрелкам по сливу информации, репортер вдруг с ужасом понял, что "Пресс-центра" у него дома нет, и от безнадежности прихватил с собой газету "Центр". Впрочем, его опознали и с "Центром". Из темноты вынырнула смутноразличимая фигура, лицо которой, помимо сумерек, скрывала собровская маска, а телосложение заслонял омоновский щит.
- Задавайте вопросы, у нас есть пять минут, - сказала фигура и беззвучно лязгнула спецназовским бронежилетом.
- На кого работаете?
- Заявок поступило достаточно. Кое-кто уже уверен, что стал на три месяца нашим боссом. Более осторожные догадываются, что мы способны вести двойную игру. И лишь единицы понимают, что теперь до самого "дня Х" вынуждены будут играть вслепую. Но блуждание в лабиринте неопределенностей их устраивает, поскольку конкуренты находятся в аналогичном положении. Выражаясь доступно и образно, наша команда - это прикуп, и лишь крупье известно, кто возьмет из него джокера, а кто - "шестерку" на погоны.
- Не слишком ли это... метафизично?
- Таковы тенденции современного выборного бизнеса. Наша технология обеспечивает стопроцентный успех - вне зависимости от итогового расклада бюллетеней. Если мы откладываем яйца во все сколько-нибудь надежные гнездышки, то кто бы из кандидатов ни победил, авторство победы остается за нами. Проигрывают всегда только конкуренты. А реноме не знающих поражений профессионалов привлекает к нам все новых клиентов. Люди трусоваты, им нужны гарантии, мы гарантиями и торгуем.
- Значит, к услугам здешних спецов вы прибегать не станете?
- Напротив, мы уже кое-кого наняли.
- Ага, я даже догадываюсь, кого...
- Совершенно верно, ее.
- Ну что вы, в самом деле! Во-первых, собственные выборы провалила. Во-вторых, несколько лет признавалась в нелюбви к губернатору, писала, что он "не креативен". А теперь выясняется, что не любила она в нем только одно - его пиаровскую команду.
- Пусть думает, будто она что-то решает. Это добавляет ей... аутентичности, что ли. Но сомнительность ее услуг в нужный момент только привнесет нужную неопределенность в общий замысел нашей интриги. Ведь может оказаться, что она, вопреки своим намерениям, играла не "за", а "против". А может и не оказаться.
- Какие СМИ вы уже контролируете?
- Если вы тут вскорости и вымрете, так только вследствие вашего дремучего провинциализма... Спросили бы еще, можем ли мы вывести на улицы танковую дивизию.
- Не вижу связи...
- Если хотите завалить своего кандидата, то есть два надежных способа. Можно ввести танки. А можно заполонить своим кандидатом эфир и газетные полосы.
- В таком случае, на что же вы рассчитываете? На так называемые административные ресурсы?
- Это миф. "Неформальное" давление сверху вниз по вертикали исполнительной власти доказало свою неэффективность еще в социалистические времена. Помните, ЦК принимал постановление, оно победно шествовало через обкомы-райкомы-парткомы, а на уровне первичек благополучно издыхало. Всегда. Потому что претворять его в реальную жизнь должны были те, на кого никак не надавишь. Рядовые партийцы. Им ни терять, ни приобретать нечего. Они призывы быстренько одобряли, принимали встречные повышенные обязательства и дружно устремлялись к очереди за пивом. Структурно с тех пор вертикаль власти не изменилась. Разве что пиво теперь можно купить без очереди, но это "административному ресурсу" пошло только во вред.
- Тогда что же остается - нейролингвистическое программирование?
- Чего? Может, вы тут еще и в бога веруете? В высшую справедливость, в светлое будущее российской демократии? В дуплах живете?
- Не сердитесь, это я так... Но все-таки, каким образом вы намереваетесь обаять наших избирателей?
- Хотите, чтобы я вам сейчас раскрыл фирменный секрет, который стоит сотни миллионов долларов? А впрочем... Все равно ведь ничего не поймете. Наша стратегия сугубо телеологична. Вы следите за моей мыслью?
- Кажется, уже нет.
- Это хорошо. Так вот, цепочка "причина - следствие" при определенных условиях может быть разорвана. Цель возникает еще до того, как появляется условие, ведущее к ее достижению. Другими словами, следствие порождает свою причину. Когда множество людей верит в реальность некоего факта, он начинает себя проявлять. Если поставить перед зеркалом свечу, то в зеркале возникнет ее отражение. Но если каким-то неизвестным способом навести в зеркало отражение свечи - то для того, чтобы не нарушились физические законы, свеча обязана будет возникнуть перед зеркалом из пустоты. Применительно к нашему случаю это означает, что кто-то без всякой свечи сумел навести ее отражение. Что победа того или иного кандидата уже состоялась, а стало быть, ее предпосылки должны возникнуть сами собой - из ниоткуда.
- Скажите, а кто возглавляет вашу фирму?
- Вот этого я вам, пожалуй, не...
- И не надо. Маску долой! Вы себя выдали. Все-таки мы тут не в дуплах живем, текущую беллетристику почитываем. Признаться, даже лестно, что такая культовая фигура задействована в нашей предвыборной кампании.
- Да нет, это не я! Я про телеологию, про свечу и отражение пошутил, метафорически выразился! Просто имел в виду, что рейтинги нужно половчее составлять...
- Бросьте. Вы - Виктор Пелевин.
Смутноразличимая фигура со стоном нырнула обратно в тень и бесследно растворилась в сумерках на углу Большевистской и Орджоникидзе. Репортер "Компаньона" еще поаукал некоторое время, потом успокоился и отправился домой сочинять заявление главному редактору о предоставлении трехмесячного отпуска. Ведь все равно до декабря все местные спичрайтеры, имиджмейкеры и пресс-киллеры отдыхают.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.