ОКРУГ, КАК ПУДИНГ

Как говорила королева Алисе: "Вас только что познакомили, а ты на него уже с ножом?"

Поделиться

Как говорила королева Алисе: "Вас только что познакомили, а ты на него уже с ножом?"

Визит Сергея Кириенко в Прикамье напоминал набег Конунга эпохи военной демократии на земли некоего вассального, но имеющего склонность к неподчинению, племени. Цель, кажется, была та же самая - "застолбить" территорию, показав ее лидерам сахарный пряник, однако с намеком, что и кнут тоже имеется. Правда, в древности все происходило гораздо более открыто - государственные мужи давно минувших времен не пытались скрыть от общественности политических мотивов посещения какого-нибудь герцогства или графства. А вот нижегородский наместник продемонстрировал явное нежелание комментировать ситуацию, сложившуюся после официальной просьбы Пермской области о переводе в Уральский федеральный округ.

Понимая, что вопросов на эту тему в Перми не избежать, полпред, едва сойдя с трапа самолета, заявил, что, во-первых, свой первый визит он наносит именно в Прикамье по причине уважения к области и ее губернатору, во-вторых, границы федеральных округов "не имеют существенного значения с точки зрения экономически сложившихся ассоциаций". Что же касается границ округов, то это, дескать, компетенция главы государства, а не полпредов... Кроме этой, отдающей канцелярией "заготовки", журналисты от Кириенко ничего не добились - он почему-то начинал нервничать и, едва не топая ногами, объяснять, что вопрос: окончательно ли определено местопребывание Пермской области в Приволжском округе? - не к нему.

Те помощники Кириенко, которые готовили для него "рыбу", заработали в лучшем случае "тройку с минусом". Ответы явно не выдерживали критики. Хорошо известно, что у общительного и умного экс-премьера сложились отличные отношения с большинством глав субъектов Федерации. Конечно, и с Геннадием Игумновым тоже. Однако в данном случае "уважение" - это явно не причина для совершения первого визита именно в Пермь. С политической точки зрения гораздо логичнее выглядело бы посещение Казани - столицы наиболее "проблемного" в свете поставленных перед наместником задач, региона. Но Кириенко, не учтя, что Восток - дело тонкое (могут обидеться), не отправился первым делом в гости к президенту Шаймиеву... Не потому ли, что сейчас Приволжскому полпреду крайне важно удержать Прикамье в составе своего округа?

Конечно, решение - за главой государства. Но, несмотря на инсинуации некоторых перепуганных либералов, Владимир Путин - все-таки человек, а не робот, и к мнению людей порой прислушивается. В том числе это касается и Уральского "генерал-губернатора" Петра Латышева или главы Свердловской области Эдуарда Росселя, которые спят и видят, как бы "утащить" из рук Сергея Кириенко такой лакомый кусочек, как Пермская область. Надо полагать, что если бы вопрос уже был решен окончательно, то Кириенко первым делом в Пермь не полетел бы.

Ситуация сложилась пикантная. Как известно, Владимир Путин лично пообещал пермскому губернатору, что "отпустит" область на Урал, если на то будет воля элиты Прикамья. Впечатление такое, что потом президент пожалел об этих словах. Выяснилось, что желающих перекроить границы округов слишком много. Зачем создавать прецедент? Ведь президент - не портной, чтобы бегать с карандашом и ножницами возле карты, выполняя волю региональных "хозяев", самовластию которых он намеревается положить предел. С другой стороны, воля пермской элиты выражена в письме, поступившем в кремлевскую канцелярию. Не ответить нельзя, отказать - значит нарушить данное слово. Что это за глава государства, если у него "семь пятниц на неделе"? Это вам не телефонная связь, которая порой не работает по независящим от грешных человеков причинам... Одним словом - положение патовое.

Пожалуй, лучшим выходом из этой истории для Кремля было бы получение повторного письма из Перми за подписью губернатора с просьбой оставить все как есть. Мол, подумали мы тут и решили, что Поволжье нам - мать, а Кириенко - отец родной. Говорил ли на эту тему с главой области нижегородский полпред? Как выражались в таких случаях библейские авторы, "сия тайна велика есть". Геннадий Вячеславович пребывает в заслуженном отпуске, с журналистами не общается, а когда выйдет на работу, ситуация, возможно, уже прояснится и необходимость в комментариях отпадет.

Относительно "видимой" стороны визита сказать фактически нечего. Все было до предела запротоколировано и регламентировано. Отметить стоит, пожалуй, лишь два момента.

Бросалось в глаза, что "генерал-губернатор" пытается подчеркнуть, что у него нет никаких полномочий заставить органы власти и общественные структуры "течь" в русле президентских реформ (право президента "увольнять" губернаторов - по совету полпредов, видимо, сущая безделица). Дескать, если чиновники всех уровней и широкие массы не проникнутся идеологией преобразований, то усилия Кремля окажутся тщетными. Судя по реакции, жители Прикамья из различных социальных слоев в большинстве своем готовы проникнуться новой идеологией, о которой пока ничего не известно, кроме того, что она обещает всем "сильное государство". Апелляция к идейной сознательности народа сильно отдает комсомолом, но... Видимо, слишком многие граждане соскучились по "единственно верной" идеологии, государству как учителю и наставнику масс.

Второе. Поскольку решение задачи идеологизации реформ во многом обеспечивается художественными средствами, Кириенко провозгласил, что намерен уделять самое пристальное внимание образованию и искусствам. В связи с этим решено учредить звание "культурной столицы" Приволжского округа. На встрече с деятелями культуры в пермской мэрии полпред щедро посыпал сахаром их душевные раны (есть точка зрения, что искусства в Перми год от года чахнут все больше) и заявил, что Пермь, по его мнению, вполне может претендовать на то, чтобы стать первой арт-столицей Приволжского округа (предполагается, что звание будет переходящим, словно вымпел "Ударник социалистического труда").

Представители пермской культурной элиты тут же предложили на "генерал-губернаторский" суд массу своих проектов, пригодных, по их словам, для реализации в окружных масштабах. Вполне возможно, что многие из местных наработок действительно являются передовыми. Но удивляло другое - пермский бомонд держал себя не то чтобы заискивающе, но так, как будто Прикамье входит в состав Приволжского округа не месяц "с хвостиком", а лет 100 или 200...

Печально, когда уставшая от безденежья культура припадает к стопам государства. В начале века наиболее одаренные актеры бежали из императорских театров, которые казались им "золотой клеткой". Но, видимо, когда клевать совсем нечего, даже у вольных птичек выхода не остается... А денег Кириенко на реализацию окружных мероприятий пообещал немало. Так, на конкурс социальных заказов предполагается изыскать сумму, исчисляемую "не единицами, а десятками миллионов".

Почему-то никто из присутствующих на встрече бюджетников не спросил у полпреда: что будет с их зарплатой в случае, если, как предполагают кремлевские реформаторы, финансовые потоки централизуют в госбюджете, а регионы уравняют по обеспеченности? Сегодня зарплата работников бюджетной сферы Прикамья примерно на 40% выше общероссийской. Что же, придется ее урезать? Неужели участников встречи это ничуть не интересовало? Или у нас до сих пор не принято беспокоить высокопоставленных чиновников неудобными для них вопросами? Если так, то это случай, когда скромность человека не украшает. Десятки миллионов на соцпроекты - прекрасно, но если планы Минфина станут явью, Пермская область потеряет почти 1,5 млрд рублей.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться