EXTELOPAEDIA LUCASII

в 3,5 мегабайтах

Плюсануть
Поделиться

в 3,5 мегабайтах

"Если в повседневной текучке Вы не успели еще узнать, что такое Экстелопедия, мы Вам охотно поможем. Традиционные энциклопедии, вошедшие во всеобщее употребление два века тому назад, в семидесятые годы вступили в эпоху Глубокого Кризиса: их содержание устаревало уже на типографском станке... Отставание наиновейших энциклопедий от жизни возрастало с каждым годом; попадая на книжные полки, они сохраняли разве что историческую ценность. Многие Издатели пытались помочь делу публикацией ежегодных, а потом и ежеквартальных Дополнений, но вскоре Дополнения эти стали превосходить размерами Основное Издание. Сознание того, что Гонку со Стремительным Бегом Цивилизации выиграть не удастся, ошеломило Издателей вкупе с авторами.

Станислав Лем. "Экстелопедия Вестранда в 44 магнетомах".

Великий польский фантаст еще в 1973 году описал ситуацию распухающего в геометрической прогрессии массива знаний, когда новые факты и гипотезы постоянно перечеркивают еще минуту назад казавшиеся незыблемыми аксиомы. Ориентироваться в лавинообразно нарастающем потоке противоречивой информации, да и вообще существовать в мире, представления о котором максимально нестабильны, - истинное мучение. Лем ехидно предложил методами прогностики создавать модели будущего состояния науки, чтобы вероятностные соединия оказывались актуальными как раз к моменту своего опубликования. А еще энциклопедии XXI века (экстелопедии, то есть ЭКСтраполяционные ТЕЛеономические энциклОПЕДИИ) должны находиться в непрерывном телекоммуникационном контакте со своими редакция и так, чтобы их тексты могли кардинально меняться прямо в процессе чтения.

Соблазнительную Лемовскую идею экстелопедии, непрерывно меняющейся, прирастающей информационно и столбящей все новые вешки на возможных путях познания, пермяк Александр Лукашин смог реализовать спустя 22 года после выхода знаменитого сборника пана Станислава "Мнимая величина". В 1995 году стал доступен язык разметки гипертекста "htlm", позволяющий организовывать компьютерные тексты в многосвязные неиерархические структуры. Необходимость последовательно листать страничку за страничкой исчезла, автор и пользователь теперь могут совершать внутри текста любые переходы, прыгать от раздела к разделу, от статьи к статье. То есть появилась технология, идеально подходящая и для структурирования доселе фантастической экстелопедии, и для ее использования. Интернет предоставил возможность непрерывного пополнения и корректировки данных.

Неудивительно, что экстелопедия Лукашина посвящена фантастике.

Адрес: www.sf-enc.webprovider.com Сперва экстелопедию посещали 7 любопытствующих в неделю, теперь за день счетчик регистрирует полсотни визитов. Глава американского издательства "Космос" Шон Уоллес ищет в пермском электронном издании сведения о своем соотечественнике писателе Эдвине Таббе. Японцы интересуются информацией о переводах грандмастера "космических опер" Эдмонда Гамильтона. Москвич Олег Колесников снабжает экстелопедию сугубо научными статьями (например, о т. н. точке Лагранжа, где притяжение Земли и Луны взаимно уравновешивают друг друга).

По охвату тем и информационной подробности труд Лукашина естественно оставляет позади самую авторитетную отечественную энциклопедию фантастики В. Гакова, замкнутую в ограниченных объемах книги и CD-ROM. Среди разделов "Экстелопедии научной фантастики и фэнтези" - "Сборники НФ и Ф", "Тауматека" (собрание тайн и загадок), "Фильмы" (пока что раздел отсылает к "Маленькой энциклопедии видеомана" пермяка Евгения Филенко, содержащей рецензии на 5 тыс. кинокартин), "Герои" (а здесь зафиксированы персонажи фантастики, шагнувшие за пределы сугубо литературного существования - Алиса Селезнева, например, или обретший нарицательный статус Амвросий Амбруазович Выбегалло), "Фонд идей", полезный для исследователей и изобретателей, не чурающихся невероятных путей к открытиям.

Само собой, экстелопедия вбирает в себя сведения о специализированных журналах, компьютерных играх, книжных сериях, издательствах, клубных объединениях, авторах, критиках, художниках и переводчиках. Какие-то статьи покуда существуют в виде одного лишь заголовка и ждут наполнения информацией. Насущно необходимо скорейшее появление раздела "Новости", на очереди и аккумуляция в видеогалерею репродукций картин и графики художников-фантастов.

Пугающее свойство экстелопедии - ее бесконечность во времени и в киберпространстве. Она будет пополняться и видоизменяться спустя несколько поколений, когда имя основателя мифологизируется, объем информации достигнет непредставимых гигабайтов, а цель существования окажется нечувствительно утеряна, как сейчас невнятен для нас смысл расширения вселенной. Моделью которой и является экстелопедический универсум. Нажмите "Enter".


Плюсануть
Поделиться