ПАРОДИЯ НА ОПЕРУ

Третьим премьерным спектаклем "Золотой петушок" завершила пермская опера 128-й сезон

Поделиться

Третьим премьерным спектаклем "Золотой петушок" завершила пермская опера 128-й сезон

Гротесковая опера-пародия классика русской музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова, написанная в начале столетия, силами интернациональной компании постановщиков Пермского оперного к концу века превратилась в представление театра абсурда. Вызвавшие весьма бурную и однозначно неодобрительную реакцию публики режиссерские "изыски" в некоторых сценах спектакля просто шокировали. К тому же не покидало ощущение, что все это мы уже где-то когда-то видели.

Сказка про глупого царя, "серого кардинала" - Звездочета, обольстительную Шамаханскую царицу и прочих персонажей удивительным образом оказывается современной в любом историко-географическом контексте - успевай подставлять соответствующий эпохе антураж, и готова премьера. Однако в нашем случае швейцарский режиссер Дитер Кэги, немецкая художница Стефани Пастеркамп вместе с пермскими постановщиками и исполнителями явно переборщили с историческими аналогиями. Как вам понравится царь в домашнем халате и "трениках" (жаль, коленки не вытянуты, но ничего, к десятому прогону растянутся) с короной, слепленной на занятиях по рукоделию из фольги? А великовозрастные царевичи на палочках-лошадках в матросках а-ля наследник Алексей? Или царица-мать в вечернем платье с боа и передничком официантки на "интересном месте"? Я думаю, комиссарский кожаный плащ и красноармейскую шинель со спецназовскими ботинками даже не стоит упоминать - в постановках Пермской оперы они стали уже правилом.

Сильно впечатлил хор, изображающий народ, - серая безликая масса. Но "люди в черном" почему-то здорово смахивали на местечковых евреев из рассказов Шолом-Алейхема: те же шляпы, те же трости, только пейсов не хватает. А на войну они шли с вилами и топорами. Полюбили в нашем театре подвешивать декорации вместе с героями, строить наклонный подиум, а также сводить к минимуму затраты на оформление сцены (традиционный черный задник). При этом нельзя сказать, что художнику не хватило фантазии - шикарный балахон Звездочета и оперение Золотого петушка были как в настоящей сказке!

Главной изюминкой (я бы даже сказала - клубничкой) премьеры стал второй акт. Краткое содержание: Шамаханская царица соблазняет Царя Дадона. Режиссерское решение: смотрите любой пиратский порнофильм с начинающими (неумелыми) актерами. Здесь вам и однополая любовь, и французская, и группенсекс с элементами боди-арта, и мужской стриптиз-дэнс, и даже намеки на некрофилию. Царь Дадон напоминает советского туриста времен холодной войны, попавшего в заграничный бордель, Шамаханская царица - развратную истеричную стерву.

Вообще, с любовью в нашем театре - проблема. То куклу резиновую из секс-шопа на сцену вынесут (Моцарт, "Школа любовников, или так поступают все"), то с трупами обнимаются (в "Саломее" Штрауса или в "Пушкиниане"). Есть сложности и с ориентацией - она то голубая, то розовая.

В "Золотом петушке" девочка-нимфеточка (как бы попугай) усаживается на колени царю - сцена из набоковской "Лолиты". А публике уж очень хочется большого и чистого!

Впрочем, были в последней оперной премьере сезона и сильные моменты - хорош Звездочет (Сергей Власов) - выразительный лирический тенор, удачна пара царевичей - Павел Брагин и Леонид Чугунников, ну и, конечно, сам Золотой петушок (Елена Шумкова): коротко и со вкусом!

Татьяна Куинджи, Шамаханская царица, любимица пермяков, старательно реализуя режиссерские находки в любовных сценах и в финале (прыгая со стула на стул на наклонном подиуме), явно потеряла в вокале. Александр Агапов - царь Дадон - раскрылся лишь к концу спектакля. Запомнился в характерной роли Алексей Копылов (Полкан). Уверенно пела опытная Елена Опарина (царица-мать).

Недоброй традицией пермских премьер стали "сырые" в музыкальном смысле спектакли. Партитура Римского-Корсакова - непростая и для солистов, и для оркестра. Музыканты усложнили себе жизнь забегами на короткие дистанции. Большая внутренняя сила и выдержка потребовалась главному дирижеру Вадиму Мюнстеру, чтобы собрать воедино вокалистов, хористов и инструменталистов.

Словом, последний спектакль сезона при отличной рекламной кампании, аншлаговом зале (несмотря на душный летний вечер), несомненно, оставил впечатление - но, к сожалению, не стал праздничным, завершающим аккордом.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться