Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Ольга Антипина: Прошло время, когда бюджет мог помогать бизнесу

Министр финансов Пермского края рассказала «Новому компаньону» о том, что её радует, а что — огорчает

Поделиться
Ольга Антипина

  Игорь Катаев

— Ольга Владимировна, с момента, как вы внесли на рассмотрение Законодательного собрания краевой бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов, прошло всего две недели, но за этот небольшой период изменились курс доллара, цена на нефть, уровень инфляции. Планируете ли вы в связи с этим корректировать показатели бюджета?

— На прошлой неделе я была на общественных слушаниях по федеральному бюджету. Министерство экономического развития РФ там подверглось критике, так как они разработали достаточно оптимистичные сценарные условия развития экономики.

Да, по сравнению с майскими прогнозами ситуация изменилась. Но для нашего бюджета эти изменения не настолько существенны. Уровень инфляции, который для нас является основным показателем, планируется нашими экономистами. Он всегда отличается от федерального, и отличается в большую сторону.

Курс доллара, конечно, важен, поскольку у нас достаточно большое количество предприятий, ориентированных на экспорт. Но для нас это, скорее, плюс — чем выше курс, тем больше доходов у наших предприятий, и как следствие растут доходы бюджета.

Что касается цены на нефть, то это почти не сказывается на нас, так как экспортёры нефти не платят налоги в наш бюджет.

Тем не менее риски по исполнению заложенных в бюджете прогнозных показателей остаются достаточно высокими. Это, безусловно, связано с тем, что внешнеэкономические условия и геополитическая ситуация все больше начинают сказываться на развитии экономики России. А поскольку ситуация достаточно неустойчивая и до конца не предсказуемая, то риски, безусловно, есть.

И Федерация, и мы при прогнозах основывались на том, что в ближайшее время санкции будут прекращены. Если этого не случится в следующем году, то показатели, конечно, могут ухудшиться.

— В бюджете вы взяли за основу базовый сценарий развития экономики. На ваш взгляд, он является реалистичным?

— Да, я считаю, что он достаточно реалистичен. Для нас гораздо важнее ситуация внутри страны, чем внешняя ситуация. Например, для краевого бюджета важны поступления от акцизов.

Госдума уже рассмотрела вопрос об уменьшении ставок акцизов на ГСМ и изменении в связи с этим межбюджетных отношений. Рост ставок акцизов на алкоголь тоже нас несколько пугает. Все мы помним, что увеличение акциза на пиво привело к тому, что у нас в Пермском крае его производства практически нет.

— Параллельно с утверждением бюджета на 2015 году вносятся последние корректировки в бюджет 2014 года. Как вы оцениваете его исполнение? Сколько в итоге предстоит взять кредитов?

— В этом году нас ждёт непростая ситуация. Впервые по итогам года нам придётся брать кредит.

Почти все конкурсы на привлечение кредитных ресурсов мы отыграли и в ноябре сможем взять займы. Я думаю, что если прогнозы по доходной части бюджета будут выполнены, то мы займём порядка 9 млрд руб. Прежде всего, это зависит от ОАО «Уралкалий». Как вы помните, у него была большая переплата по налогу на прибыль, но мы заключили соглашение на три года о том, что компания продолжит перечислять средства в бюджет.

— Вы упомянули соглашение с «Уралкалием». Помнится, председатель краевого правительства Геннадий Тушнолобов говорил, что и с другими крупными налогоплательщиками будут заключаться такие соглашения. Они появились?

— У нас по-прежнему есть соглашение с ЛУКОЙЛом. Я не слышала, чтобы соглашения были заключены с кем-то ещё. Предприятия очень неохотно идут на заключение таких соглашений, потому что это публичные обязательства. И неисполнение таких обязательств болезненно для имиджа компаний.

Учитывая, что ситуация в экономике не самая лучшая, думаю, что большинство руководителей и собственников опасается делать какие-то публичные заявления по поводу своих дополнительных социальных расходов.

— С каждым годом сумма кредита все растёт, и в 2017 году вы планируете заём на 45 млрд руб. Тем не менее по закону о бюджетном процессе эта цифра не может превышать 50% от доходной части бюджета. Как вы планируете выйти из этой ситуации?

— Мы пытаемся принять все меры, чтобы не превысить барьер в 50%. В частности, чтобы повысить доходную часть бюджета, губернатор предложил внести изменения в закон «О налого­обложении», чтобы пересмотреть условия предоставления льготы по налогу на прибыль предприятий.

Обсуждаем сложившуюся ситуацию с Федерацией. В настоящее время в ускоренном порядке на федеральном уровне принят законопроект о налоге на имущество для физических лиц. Эти доходы будут поступать в местные бюджеты, но увеличение обеспеченности местных бюджетов позволило бы нам выделять меньше средств на их поддержку, а значит, занимать меньше денег в банках. Хотя этот закон принимался настолько быстро, что я, честно говоря, не уверена, успеем ли мы и муниципалитеты до 1 декабря 2014 года привести наши документы в соответствие, чтобы закон начал действовать с 1 января 2015 года. Но к 2016 году мы это точно сделаем.

— Есть разные точки зрения по поводу льготы по налогу на прибыль предприятий. Если условия её предоставления будут пересмотрены, то в следующем году вы можете получить дополнительно несколько миллиардов в казну. Но нет ли у вас опасений, что впоследствии это негативно скажется на бизнесе и бюджет, наоборот, потеряет?

— Я бы сказала, что пересмотр налоговой льготы — это, скорее, посыл бизнесу, что время, когда бюджет мог помогать, прошло. Власти создали максимально возможные льготные условия, но сейчас бюджету тяжело, и бизнес должен задуматься о том, что надо нести ответственность за состояние бюджетной сферы.

— Есть ли ещё какие-то возможные источники доходов?

— Обычно вспоминают про неналоговые доходы, но большая их часть — это доходы от имущества. Но, как говорится, чтобы продать что-то ненужное, надо сначала купить что-то ненужное. Ненужного в Пермском крае практически не осталось. В последние годы программа приватизации шла очень активно, поэтому непрофильного имущества у нас почти нет.

Да, у нас есть акции предприятий. Но очень не хотелось бы их продавать, потому что прежде всего это контроль над деятельностью предприятий. А продавать акции, которые дают нам, пусть небольшой, но стабильный доход, — тем более не хотелось бы.

Наверное, можно поработать с недоимкой в бюджет. Но надо сказать, что в последние годы она растёт неактивно. В настоящее время недоимка составляет 760 млн руб.

Самый трудный по собираемости — налог на имущество физических лиц. Дело не в том, что граждане скрываются. Большинство просто забывает заплатить. Граждане считают, что это незначительные суммы и для государства они несущественны. Да, суммы на каждого гражданина получаются небольшие, но очень часто расходы по взиманию этой недоимки превышают саму сумму, которую можно собрать. Если учесть, что нужно несколько раз выслать уведомление, которое стоит сейчас минимум 20 руб., обратиться в суд и т. д. Чаще всего овчинка выделки не стоит. Если бы, например, был принят закон, что все судебные расходы оплачивает гражданин, с которого взыскали налог, тогда, может быть, граждане задумались о том, что, не платя 1 тыс. руб. в бюджет, они на самом деле наносят государству ущерб в гораздо большей сумме.

— Сейчас дефицит бюджета на 2015 год запланирован в размере 12% , тогда как раньше планировалось, что он составит 15% . С чем связана эта разница?

— Во-первых, мы посмотрели, как можно оптимизировать наши расходы. Не секрет, что у наших учреждений на 1 января имеются очень большие остатки на счетах, хотя госзадание при этом выполнено.

Во-вторых, мы очень сильно опережали исполнение указов президента РФ по повышению зарплат работникам бюджетной сферы. Сегодня мы видим, что при тех средствах, которые закладывали в бюджет, обеспечили более высокий уровень зарплаты. Поэтому для того, чтобы достичь показателей следующего года, нам уже не нужны средства в таком объёме, как предполагалось.

Часть расходов, конечно, пришлось сократить. Все главные распорядители, все участники бюджетного процесса проанализировали, что важно в условиях дефицита бюджета и от чего можно отказаться. Мы очень благодарны руководителям всех отраслей, особенно социальной сферы, где изменения всегда воспринимаются очень болезненно, что они проанализировали свои расходы и нашли то, от чего-то можно отказаться.

— От чего, например?

— По культуре, например, сократилось количество мероприятий.

— Да, возможное сокращение финансирования Пермского театра оперы и балета и фестиваля «Флаэртиана» активно обсуждалось в СМИ. В итоге этих средств нет в бюджете?

— В бюджете есть средства на культуру в целом. Как они распределятся между мероприятиями, будет решать уже Министерство культуры Пермского края. Но они посмотрели и решили, что какие-то фестивали, если нет возможности, можно проводить раз в два года, а не каждый год. Где-то будут стараться больше привлекать спонсоров.

Культура — это как раз та сфера, куда спонсоры идут намного активнее, чем в ту же социальную защиту.

— Вы рассматриваете вариант, что между первым и вторым чтениями дефицит может увеличиться? Например, если депутаты не согласятся сокращать какие-то расходы.

— Конечно, мы понимаем, что дефицит может меняться. Но для того чтобы этого не происходило, сами депутаты в этом году приняли изменения в закон «О бюджетном процессе», в котором сказано, что между первым и вторым чтениями абсолютная сумма дефицита меняться не должна. Первый раз мы эту норму будем применять, внося изменения в бюджет 2014 года.

Те поправки, которые вносило правительство, были сбалансированными. Любое увеличение расходов мы предлагали за счёт уменьшения других расходов. Депутатам же очень трудно выдержать этот принцип. Поэтому комитету по бюджету придётся достаточно тяжело работать, балансировать доходы и расходы так, чтобы не увеличить дефицит.

— Губернатор в своём выступлении по поводу бюджета сделал акцент на том, что расходы на инвестиционные проекты не будут уменьшены. В 2015 году на эту статью запланировано порядка 3 млрд руб. Но как я понимаю, из них 1,5 млрд руб. перейдут с 2014 года, так как они не были освоены. Удастся ли в следующем году использовать 3 млрд руб.?

— Инвестиционные расходы, наверное, самые сложные с точки зрения реализации. Прежде чем приступить к их реализации, нужно составить проект, пройти экспертизу, найти подрядную организацию и т. д. Это всё достаточно сложные процедуры. На мой взгляд, для того чтобы полностью освоить средства, которые есть в бюджете, нужно уже к началу финансового года подходить с готовой проектно-сметной документацией.

К сожалению, мы не можем выдержать эти условия. Есть мероприятия, по которым проекты ещё не до конца готовы, или объекты, по которым документация, вроде бы, есть, но поскольку она не вчерашнего изготовления, требуется корректировка. Где-то конкурсы пройдут не раньше, чем во втором квартале.

Поэтому сказать, что все 3 млрд руб. будут освоены в следующем году, я не возьмусь. Но задача губернатором поставлена, значит, правительство будет стараться.

— Зачем тогда предусматривать средства, если вы знаете, что они не будут освоены?

— Предусматривать ассигнования в бюджете надо. Во-первых, это программа-максимум для всех ведомств. Если какое-либо из ведомств не исполняет показатели бюджета, с него жёстко спрашивается. У них есть обязанность произвести расходы, потому что в тяжелейших условиях им выделили средства.

Во-вторых, средства необходимы, чтобы проводить конкурсы. Как известно, конкурс можно проводить только на ту сумму, которая заложена в бюджете.

— Но, как я понимаю, в 2014 году 1,5 млрд руб. не были освоены, и никто наказан в итоге не был.

— Это только внешне так кажется. У нас есть примеры, когда людей и премий лишали. Может быть, это не афишируется правительством, но руководители ведомств несут ответственность.

— И всё же — в чём заключается ваша стратегия? Как я поняла, серьёзного увеличения доходов не планируется, а расходы сильно сократить не получится.

— Кардинально изменить ситуацию с бюджетом на уровне субъекта Федерации не получится. Те меры, которые мы можем предпринять, полностью наш дефицит не закроют. Ситуацию необходимо менять на уровне Федерации. Пермский край ведь в плане того, как развивается экономика, приятное исключение. У нас не так всё плохо, как в других субъектах. Но тем не менее ситуация с бюджетом не меняется. Это для нас вопрос №1 — почему при достаточно благоприятном развитии экономической ситуации поступления в бюджет не увеличиваются?

— Да, почему? Это отразится позже?

— Здесь надо анализировать, какие налоги поступают в краевой бюджет, а какие — в федеральный. Ведь у Федерации беспроигрышная ситуация — им поступает НДС. Чем больше объёмы производства, тем больше объём НДС. Мы получаем налог на прибыль, а прибыль — это разница между доходами и расходами. Доходы растут, но ведь и расходы тоже. Может случиться и так, что при общем росте прибыль будет сокращаться. Посмотрите, вот сейчас курс доллара растёт — это значит, что расходы того, кто работает на импортном оборудовании и сырье, будут расти быстрее, чем доходы. Это возможный для нас минус? Возможный. Вопрос в том, какие запасы у предприятий на складах, когда пойдёт обновление. Это всё происходит на уровне микроэкономики, что мы не можем отследить.

К нам поступает подоходный налог. Фонд оплаты труда растёт, но налог не поступает. В чём причина? Предприятия кредитуются за счёт бюджета. После того, как часть российских банков и предприятий «отрезали» от иностранных кредитов, возможности займов у предприятий сократились. Что им делать? Они начинают кредитоваться за счёт налогов. Они понимают, что это опасно, но всегда есть надежда, что к тому моменту, когда опасность наступит, ситуация улучшится.

Стоит учитывать, что подоходный налог не проверяется в течение года. Думаю, более чётко ситуация выявится тогда, когда закончится год и вся отчётность будет сдана. Тогда мы посмотрим, совпадает ли рост оплаты труда в статистике и в отчётности предприятий.

Все прекрасно знают, что существует ответственность за неподачу информации в органы статистики. Но иногда ведь у нас предприятия не очень серьёзно относятся к этому. На мой взгляд, ответственность за предоставление недостоверной информации стоит ужесточить. Ведь от того, что даёт статистика, зависят все наши прогнозы. Мы берём данные статистики, строим на них свои предположения, а в результате оказывается, что мы допустили критические ошибки. Так нельзя. Но законодатели пока не планируют урегулировать эту ситуацию.

Дальше — к нам идут акцизы. Есть проблемы на внешнем рынке с реализацией подакцизной продукции — нам хорошо. А когда всё идёт на экспорт — нам плохо. Потому что с экспортной продукции акцизы не платятся. Посмотрите, насколько мы ошиблись в прогнозах по акцизу на ГСМ. Для меня это фантастика! При росте ставок на 15% в среднем мы видим снижение поступлений по акцизам. Считаю, что на федеральном уровне неправильно организовано администрирование этого налога. Если администратор нам не может сказать, кто сколько заплатит и в чём причина снижения, то, наверное, более компетентное ведомство должно этим заниматься, учитывая, что это единый прогноз для всей страны.

Мы взяли прогноз ниже, чем тот, который нам давал администратор, и всё равно поступления оказались ещё ниже наших оценок. Мы в полном неведении по этому направлению.

Или, например, снизили ставки акцизов на ГСМ на федеральном уровне. Да, наверное, отрасль сейчас нуждается в поддержке, но почему-то это опять делается за счёт субъектов. Те средства, которые Федерация нам даёт, не покроют наших потерь.

Единственное, что нас радует, — это штрафы. Как наш народ был недисциплинированным, так ничто на это не влияет (смеётся — ред.). Приумножают доходы бюджета!

— Но, как я понимаю, Пермский край может особо не рассчитывать на дотации со стороны федерального центра, поскольку есть субъекты, где более плачевная ситуация?

— Мы один из самых благополучных регионов. Один из немногих, который пытается пока работать так, чтобы много не занимать ни в банках, ни у Федерации. Поэтому, я думаю, что взоры Федерации обращены в сторону других регионов.

Раньше меня коллеги спрашивали: «Ну как там Пермский край поживает?» Я отвечала: «Всё хорошо, запасы большие, работаем». Сейчас спрашивают: «Ну что, как теперь Пермский край поживает?» Теперь я им отвечаю: «По сравнению с вами мы по-прежнему живём хорошо. Но не откажемся жить лучше».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться