КАК НАМ РЕОРГАНИЗОВАТЬ ПРОКУРАТУРУ
Недавно Владимир Путин заявил, что Генеральная прокуратура ему не подчиняется. Кто же ею "командует"? Существует ли опасность ее политизации?
Виктор ПОХМЕЛКИН, депутат Госдумы:
- Сейчас мы подготовили поправки к федеральному закону "О прокуратуре" - очень серьезные и радикальные. Будем их вносить максимально быстро. Суть заключается в том, чтобы прокуратура вошла строго в систему исполнительной власти и была жестко подчинена президенту. Чтобы даже элементов независимости у нее не было, чтобы прокуратура была лишена функции общего надзора, а занималась бы только поддержанием обвинения, контролем за расследованием, то есть борьбой с преступностью. Тем самым политические функции у прокуратуры будут отобраны.
Мы будем настаивать на том, чтобы эти поправки были приняты, хотя, конечно, убежден, что сопротивление будет оказываться колоссальное.
Андрей КЛИМОВ, депутат Госдумы:
- Сейчас стоит обратить пристальное внимание на закон "О прокуратуре", потому что орган, который может одновременно карать, надзирать и контролировать, наверное, должен какие-то функции с кем-то разделять. Мы к этому придем, я не готов пока сказать, какие. Но депутаты об этом сейчас намерены очень серьезно размышлять...
Что касается истории с арестом Гусинского, то я, конечно, не считаю, что в генпрокуратуре сидят дураки. Но с прокурорскими действиями я в данном случае не согласен. У меня есть основания предполагать, что "накат" на Гусинского был связан не с теми уголовными делами, о которых так много говорится и пишется, а с совершенно конкретным политическим заказом.
Началась некая информационная война, в основе которой $300 млн, и в ее результате случился арест медиа-магната. Мне не нравится, когда олигархи "разводят" ситуацию при помощи прокуратуры. У меня, повторяю, есть основания думать, что такое могло быть... И если это, действительно, так, то очень плохо, что действия прокуратуры определяет не закон, а позиция того или иного олигарха.
Илья НЕУСТРОЕВ, заместитель председателя комитета областного Законодательного собрания по социальной политике и правам человека:
- Прокуратура должна выполнять только свои, предписанные ей функции, но никак не заниматься политикой. Она не должна быть орудием для исполнения чьих-либо заказов. Можно ли это сделать - не знаю. Но сделать это необходимо. И в первую очередь есть о чем подумать законодателям, Федеральному Собранию. Каков закон - такова и прокуратура.
Конечно, имеет значение и личность прокурора. В России можно найти человека, который не будет самодуром и не окажется пешкой для реализации чьих-либо амбиций.
Аркадий КАЦ, депутат областного Законодательного собрания:
- Опасность политизации прокуратуры есть. Причем случилось это не сегодня, а, по-моему, достаточно давно. Вопрос в том, как и в каком качестве прокуратура теперь этим будет заниматься...
Мы по многим вопросам на федеральном уровне, а иногда, к сожалению, на областном возвращаемся к термину "жить по понятиям". Вот эта система "понятий" и управляет прокуратурой. И всегда это было так, потому что, действительно, документально прокуратура является независимым органом. Но, думаю, все мы понимаем, что, к сожалению, это не всегда так. Менять ситуацию нужно.
Естественно, самостоятельность определяется двумя основными факторами: юридически закрепленная независимость, а, стало быть, надо смотреть Конституцию, закон "О прокуратуре" и четко прописывать нормы, определяющие статус, порядок деятельности, смещения и назначения прокуроров; во-вторых, надо обратиться и к порядку финансового обеспечения, потому что другой вопрос зависимости - деньги. Наверное, прокуратура должна особым, определенным образом финансироваться, а не являться подразделом в общей строке "обеспечение безопасности", когда выделение или невыделение средств зависит полностью от исполнительной власти.
Борис СВЕТЛАКОВ, депутат областного Законодательного собрания:
- Совершенно очевидно, что действия генпрокуратуры в истории с арестом Гусинского были скорректированы словами президента, когда он высказал мнение, что, дескать, можно было избрать другую меру пресечения. Да и сам факт поведения генерального прокурора, который прятался от журналистов, а при встрече с ними отказывался что-либо комментировать, на мой взгляд, свидетельствует просто о каком-то умысле со стороны этого органа.
А то, что президент повлиял на позицию прокуратуры, для меня несомненно. Не знаю, правда, как насчет термина "командует", может, стоит выразиться более мягко. А что касается занятия политикой - не исключено. Потому что и предыдущий генеральный прокурор пытался так себя вести, и этот - в особенности. Чтобы предотвратить эту тенденцию, общество должно осознавать проблему и высказываться по этому поводу. Плохо, когда большинство отмалчивается. Как было, скажем, в первые дни после ареста Гусинского. Люди считали, что это не их проблемы, а только "богачей касается", и лишь внимание со стороны отечественных и зарубежных журналистов, руководителей западных государств сдвинуло вопрос с мертвой точки.
Валерий САЗАНОВ, депутат областного Законодательного собрания, член федерального политсовета партии "Единство":
- У нас в стране гарант Конституции - президент. Отсюда все выводы можно сделать. В. Путин несет ответственность за сохранность наших границ, безопасность граждан, соблюдение законов, которые направлены на защиту каждого гражданина. Даже если российские граждане попали под какой-то пресс где-нибудь в Зимбабве. Так что, я думаю, он оговорился.
Не знаю, как насчет "должен командовать". Прокуратурой не может командовать никто. Но если любая силовая структура нарушает действующее законодательство, президент обязан вмешаться и обеспечить исполнение законов.
Мне кажется, с момента появления Скуратова политизация генпрокуратуры стала прослеживаться очень сильно. Как об этом не думать, когда видишь, что, при наличии серьезных преступлений, нарушений закона - вот где бы развернуться - прокурор занимается поездками в Париж для беседы с Собчаком, светлая ему память, или какими-то другими делами? Насчет интимных похождений не знаю, это еще надо доказать. Но относительно работы - я бы сказал, что своей непосредственной деятельностью он абсолютно не занимался. И пошла политика. Он, видимо, стал настраивать и органы прокуратуры на то, чтобы с кем-то бороться. А исполнение законности как-то ушло на второй план. Рыба гниет с головы. Надо смотреть, кто стоит во главе прокуратуры и, наверное, там поставить людей, которые, действительно будут исполнять свои обязанности строго в рамках закона "О прокуратуре".
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.