БЮДЖЕТ ДОЛЖЕН БЫТЬ ПРОЗРАЧНЫМ
Мнение вице-спикера областного ЗС Виктора Карпова
С 1 января 2000 года вступил в действие Бюджетный кодекс РФ. Конечно же, одной из целей принятия нового закона о бюджетном процессе в Пермской области является приведение в соответствие областного законодательства федеральному. При этом бюджетный комитет при доработке закона ко второму чтению устранил излишнее дублирование Бюджетного кодекса, убрал из него те нормы, которые не являются обязательными для областного законодательства. В то же время логичным выглядит появление статей и дополнений, касающихся полномочий законодательной и исполнительных органов государственной власти, которые должны быть прописаны в бюджетном кодексе области. Это касается и возможности внесения изменений в закон о нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, вступление в силу которых может вводиться только с очередного финансового года, и приняты эти изменения должны быть до утверждения закона о бюджете.
Бюджет - форма образования и расходования денежных средств. И от того, как он составляется, какую информацию можно получить, зависит качество принимаемого закона о бюджете на очередной финансовый год. При доработке законопроекта было уделено этому особое внимание. В срок не позднее 15 сентября, кроме собственно проекта закона, должны представляться еще более десятка документов. Среди них следует отметить сведения об областных целевых программах, предусмотренных к финансированию. Депутаты должны знать, насколько при принятии бюджета будут выполняться те или иные программы, а если ряд из них предлагается не выполнять, то по ним должны быть приняты соответствующие законы, проекты которых также должны быть предложены депутатам вместе с законом о бюджете на очередной финансовый год.
Принципиально важным, на мой взгляд, является предложение по выделению в капитальных расходах двух бюджетов: бюджета развития и бюджета строительства социальной инфраструктуры. При этом предлагается, чтобы понятие бюджета развития было таким же, как в федеральном законодательстве, - это бюджет, предназначенный для кредитования, инвестирования и гарантийного обеспечения инвестиционных проектов на конкурсной основе на условиях возвратности, платности, срочности. Бюджет строительства социальной инфраструктуры предназначен для строительства социальных объектов на территории области на условиях безвозмездного финансирования.
При таком отражении части капитальных расходов в бюджете области мы будем реально видеть, сколько средств выделяется на развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, а сколько тратится на капитальные расходы социальной сферы. Использование средств обоих бюджетов должно регламентироваться соответствующими законами, которые предстоит разработать ЗС. Принятие закона о бюджете развития позволит четко регламентировать возможность использования бюджетных средств для развития производства в области.
Предлагаемая в законопроекте процедура принятия областного бюджета в трех чтениях позволяет более тщательно подойти к работе по рассмотрению проекта бюджета. При этом хотелось бы отметить следующую особенность, которая напрямую увязана с законом о нормативной минимальной бюджетной обеспеченности, который также сейчас находится в стадии корректировки. При утверждении собственно областного бюджета во втором чтении расходов по разделам нормативные расходы должны быть обеспечены на едином уровне минимальной бюджетной обеспеченности. Тем самым утверждается, что нельзя делать приоритет одной отрасли над другой, и нормативы должны использоваться не только для регулировки межбюджетных отношений.
При обсуждении во втором чтении утверждаются все основные характеристики бюджета, в том числе и суммы по разделам расходов, в которые могут входить и ненормативные расходы. Для чего же нужно третье чтение?
Оно позволит обратить внимание на содержательную часть бюджета развития, бюджета территориального дорожного фонда, который по новому Бюджетному кодексу входит в состав областного бюджета, сделать изменения по расходам внутри разделов, обсудить программу предоставления гарантий администрации Пермской области на очередной финансовый год, а также определиться с общей суммой средств, направляемых в бюджет строительства объектов социальной инфраструктуры, объекты которого в разрезе территорий предлагается утверждать в течение двух месяцев по окончании текущего финансового года.
Бюджетному комитету ЗС неоднократно предлагалось подготовить и внести на рассмотрение Законодательного собрания изменения в закон, касающиеся исполнения бюджета Пермской области. Прежде всего это касалось перевыполнения бюджета. Фактически Законодательное собрание утверждало такие изменения в бюджет в конце декабря текущего года или в январе-феврале следующего года. Сейчас предлагается ограничить право администрации по внесению проектов законов об изменениях и дополнениях в бюджет
1 октября текущего года. В случае перевыполнения бюджета свободный остаток средств должен будет переходить в бюджет следующего года. В то же время в случае необходимости ликвидации чрезвычайных ситуаций при недостаточности средств резервного фонда администрации дано право вносить изменения в бюджет с последующим их утверждением в ЗС в течение всего года.
И последнее. Сейчас все чаще поднимаются вопросы о стимулировании муниципальных образований в увеличении доходной базы. Установление постоянных нормативов отчислений от федеральных налогов для территорий можно будет вводить только при возможности долгосрочного прогнозирования поведения экономики. Исключение из бюджетного регулирования части собственных доходов требует тщательного изучения каждого из таких видов доходов. Но безусловно важно то, что в законе о бюджете мы отражаем возможность появления таких нормативных актов, над которыми еще предстоит поработать депутатскому корпусу.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.