С кредитом жить не запретишь

Пермские власти намерены прибегнуть к крупным денежным займам, чтобы покрыть дефицит краевой казны

Плюсануть
Поделиться

На рассмотрение краевого Законодательного собрания поступил бюджет на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов. Дефицит казны в следующем году запланирован в размере 12%. Покрыть его краевые власти намерены с помощью кредитов банков: недостающая сумма в следующем году составит 22,6 млрд руб., а в 2017-м — уже 45,2 млрд руб. Эксперты отмечают, что точно прогнозировать показатели главного финансового документа становится всё сложнее.

Виктор Басаргин
Фото:  Пресс-служба губернатора Пермского края

Региональный бюджет на 2015-2017 годы рассчитан на основе базового варианта прогноза социально-экономического развития Пермского края, который исходит из умеренных оценок развития мировой экономики и экономики России.

Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, прогнозные показатели характеризуются положительной динамикой налогооблагаемой прибыли, фонда заработной платы при некотором замедлении темпов их роста в 2016 году. Инфляция в регионе в среднегодовом исчислении в течение трёх лет будет варьироваться на уровне 7%. Учитывая это, доходы края в 2015 году запланированы в сумме 98,9 млрд руб., расходы — 109,4 млрд руб. Таким образом, дефицит краевой казны заявлен на уровне 12% (10,4 млрд руб.).

Для того чтобы сбалансировать бюджет, планируется привлечь кредиты банков в сумме 22,6 млрд руб. С годами эта цифра будет расти: в 2016 году займы планируются уже в размере 33,7 млрд руб., а в 2017-м — 45,2 млрд руб.

Основную часть доходов бюджета в следующем году составят поступления от налога на прибыль организаций — 35,3 млрд руб. (40,8%), что меньше, чем в первоначальном бюджете 2014 года. Однако при планировании главного финансового документа не учитывалось возможное изменение регионального законодательства.

На пленарном заседании в октябре депутатам краевого парламента предстоит рассмотреть два альтернативных законопроекта, в которых предлагается установить условия предоставления налоговой льготы на прибыль предприятий.

На втором месте по доходам — налог на доходы физических лиц, 28 млрд руб. (32,4%), на третьем — поступления от акцизов (7,3 млрд руб.). При этом доходы от акцизов по сравнению с 2014 годом упадут на 25%. Вместе с тем значительно возрастут поступления средств от госпошлин и использования имущества.

Как и в предыдущие годы, наибольшая часть расходов бюджета приходится на социальную сферу — в 2015 году этот показатель достигнет 85%. По сравнению с 2014 годом объёмы финансирования инвестпроектов увеличиваются на 1,3 млрд руб. Однако в этом перечне в основном всё те же объекты, что и в предыдущие годы — строительство новой сцены и реконструкция существующего здания Пермского театра оперы и балета, переезд Пермской государственной художественной галереи, строительство нового зоопарка и др. Значительные суммы в бюджете также предусмотрены на реконструкцию шоссе Космонавтов, Восточного обхода Перми и автодороги Кунгур — Соликамск на участке Березники — Соликамск.

В первом чтении депутаты Законодательного собрания рассмотрят бюджет на пленарном заседании 23 октября. До этого, 15 октября, состоятся публичные слушания по этому вопросу.


«Важно понимать источники доходов для покрытия дефицита краевого бюджета»

Алексей Бурнашов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Многие регионы делают бюджет дефицитным, рассчитывая на помощь Федерации. Но есть риск, что выстроится большая очередь за федеральными деньгами, в которой Пермский край окажется одним из последних. Поэтому важно понимать источники доходов для покрытия дефицита краевого бюджета и чётко планировать расходы.

Я готов поддержать дефицитный бюджет, если на заимствованные средства будут построены больницы, школы, детские сады, дороги и т. д. Яркий пример такой истории — Казань. Она не просто залезла в долги, а действительно развивается.


«Отдавать эти деньги всё равно придётся, но не факт, что тому же губернатору»

Юрий Белоусов, директор Центра прикладной экономики:

— Экономика России как минимум не растёт, а федеральный бюджет исполняется с большим профицитом. За счёт чего? За счёт курса доллара. Поэтому и бюджет Пермского края в этом году сильно не пострадает — экономическая ситуация отразится на его показателях через год-полтора.

В целом же перспективы у Пермского края, как и у всех остальных регионов, не радужные. Пик экономического подъёма пройден. Сейчас начинается спад. Народ привык, что с каждым годом жил всё лучше и лучше, но, думаю, сейчас начнётся снижение уровня жизни.

Что касается решения краевых властей прибегнуть к кредитам — в этом нет ничего противоречащего закону. Не скажу, хорошо это или плохо. Но у каждого губернатора есть такой соблазн. Жить хорошо хочется сейчас. Отдавать эти деньги всё равно придётся, но не факт, что тому же губернатору.


«Надо не «проедать» деньги,а вкладываться в своё будущее»

Алексей Луканин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

 — По опыту двух последних лет мы видим, что инвестиционные затраты не дают никакой отдачи: сколько денег ни закладывай в бюджет, проекты не реализуются. Эти средства являются некой подушкой безопасности для исполнения социальной части бюджета. Если вдруг будет недобор по доходам в этом году — оборотные средства возьмут как раз из инвестиций. Считаю, что это неверный подход.

Бюджет дефицитный, и поэтому как никогда важно эффективное распределение средств. Необходимо вкладываться и реализовывать те инфраструктурные объекты, которые в дальнейшем повлияют на уровень жизни населения и, возможно, через какое-то время окупятся. Надо не «проедать» деньги, а вкладываться в своё будущее. В таком случае можно прибегнуть и к банковским кредитам. А ещё крайне важно повышать качество государственного управления. У нас огромные издержки только из-за того, что правительство годами переделывает проекты, так и не приступая к их реализации.


«Относительно корректно можно спланировать бюджет 2015 года, а дальше — это всё равно что тыкать пальцем в небо»

Алексей Чернов, генеральный директор инвестиционной группы «Свободный капитал»:

— Основной вопрос — реалистичность бюджета. Он рассчитан на три года. Ситуация слишком непрогнозируемая, и с периодичностью в 1-1,5 недели мы получаем новые индикаторы рынка.

Пока тенденция такова, что все вновь выходящие показатели хуже предыдущих. Так, например, индекс промышленного производства в июле 2014 года составлял 1,5%. Мы жили и строили прогнозы в соответствии с этим значением. Но в недавно опубликованных данных за август этот показатель оказался уже на отметке 0%. То есть производство, по сути, встало. И теперь нам приходится планировать исходя из совсем других индикаторов.

В условиях такой высокой неопределённости представленный сейчас бюджет уже в декабре не будет соответствовать реалиям. На мой взгляд, относительно корректно можно спланировать бюджет 2015 года, а дальше — это всё равно что тыкать пальцем в небо.

Основной принцип при нарастании неопределённости — иметь резервы. Поэтому дефицит бюджета должен как минимум не увеличиваться по сравнению с текущим годом. А ещё лучше закладывать его уменьшение с выходом на целевое значение 8-10%.

Второй принцип — расходы на человека (здравоохранение, образование, социальная поддержка) не должны уменьшаться. Весь резерв экономии находится в инвестиционных расходах.

На слуху масса примеров спорных инвестиционных проектов. Например, выделяют 1,7 млрд руб. на дорогу до аэропорта. Какая спешка была её делать именно сейчас? А потом пытаются сэкономить на стипендиях школьникам.

На мой взгляд, проведя качественную ревизию всех инвестиционных проектов, определив их приоритетность, можно будет сбалансировать бюджет, не уменьшая социальные статьи расходов.


Плюсануть
Поделиться

Loading...