Карина Турбовская

Карина Турбовская

журналист

Попытка Эдисона, или Учиться жить никогда не поздно

Поделиться

Чтобы долго жить, надо всё время учиться? Каждый день развивать новые умения, чтобы быть здоровым? Какое отношение имеет развитие головного мозга к здоровой, счастливой, осмысленной и долгой жизни? Об этом рассказывает постоянный медицинский эксперт журнала «Компаньон-magazine», руководитель регионального сосудистого центра Людмила Сыромятникова.

Количество информации растёт в геометрической прогрессии. Непрерывно меняются условия труда и жизнедеятельности. Всё это требует от нас постоянного совершенствования познавательных, интеллектуальных способностей. Только с середины 1950-х годов — фактически за одно поколение — доминирование рабочего класса сменилось резким ростом числа офисных сотрудников, что потребовало профессиональной переподготовки. С другой стороны, если рассмотреть обучение в любом высшем учебном заведении, то можно увидеть, что информация по ряду дисциплин устаревает уже к моменту окончания учёбы. Применительно к медицинскому вузу это, например, внедрение методов генетической диагностики, усложнение инструментальных методов диагностики, создание новых лекарственных форм, способов и методов лечения.

Поэтому современный человек, вне зависимости от возраста, должен быть готов к обработке и усвоению новых знаний и умений, развитию творческого потенциала. Это необходимо не только для сохранения профессиональной пригодности и конкурентоспособности, но, как оказывается, и ради здоровья. Косвенно подтверждает необходимость постоянного интеллектуального совершенствования тот факт, что более длительный период учёбы (получение высшего образования) повышает уровень здоровья, снижает риск заболеваний сердечно-сосудистой системы. Обучение в высшей школе позволяет натренировать упорство, формирует мотивацию, инерцию к учёбе, помогает преодолевать проблемы, определяет более высокий социальный статус, удовлетворённость жизнью в целом.

Наибольшее количество долгожителей встречается среди учёных, переводчиков, учителей, дирижёров. Именно головной мозг в первую очередь воспринимает команду старения, умирания за счёт сужения «экзистенциального горизонта», отсутствия перспектив развития, уменьшения количества качественно новой информации, вслед за ним неуклонно стареет и деградирует физическое тело. Поэтому, если мы хотим жить долго и иметь высокое качество жизни, мы обязаны развивать свой ум, интеллект, стремиться к постоянному развитию своих ментальных способностей.


Головной мозг — самая важная, энергоёмкая и дорогая часть нашего организма. Это космически сложная структура, которая содержит около 100 млрд клеток, количество импульсов между ними превышает количество всех телефонных звонков в мире! Ткань головного мозга на 80% состоит из воды, поэтому можно сказать, что человек — форма существования воды. Вес мозга составляет около 2% от массы тела, но для своей работы он использует не менее 20% поступающего кислорода и 20—30% поступающих калорий. Благодаря современным исследованиям в области нейрофизиологии, нейропсихологии стала доступной важная информация об особенностях работы головного мозга, способах его совершенствования.


В своё время Альфред Бине сузил оценку человеческого интеллекта до характеристики его аналитической составляющей, коэффициента IQ. Без сомнения, аналитический интеллект очень важен, но он не исчерпывается только этой характеристикой. На современном этапе достаточно точно отразила понятие интеллекта Линда Готтфредсон. Это умственные способности человека в самом широком смысле слова, способность рассуждать, строить планы, решать проблемы, мыслить абстрактно, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на собственном опыте.

Однако и эти рамки уже становятся узкими. Интеллект должен включать и творческий потенциал. Так нобелевский лауреат, астроном и астрофизик Карл Саган считает, что чисто аналитическое мышление, без интуитивных прорывов и озарений, стерильно и обречено. Поэтому сегодня наиболее интересна концепция множественного интеллекта Говарда Гарднера, который выделил в нём семь граней. И в обыденной жизни, чтобы она была полноценной и яркой, необходимо развитие, стимулирование каждой из этих составляющих.

Наиболее значимой составляющей интеллекта является вербальный интеллект, который позволяет нам сформулировать и раскрыть мысль, донести её до окружающих.

Логико-математический (аналитический) интеллект в квинтэссенции представлен интеллектом учёного, который в совершенстве владеет способностью анализа явления, умением обобщать, выстраивать причинно-следственные связи.

Однако для художника, строителя, дизайнера, врача ультразвуковой диагностики, автомобилиста не менее важным будет пространственно-визуальный интеллект.

Телесно-кинестетический интеллект доводят до совершенства спортсмены, хирурги, мануальные терапевты.

Для музыкантов, танцоров или, например, ремонтников двигателей, то есть людей, воспринимающих информацию на слух, неоценима музыкально-ритмическая составляющая интеллекта.


Проект «Не набрасывайтесь на мармелад!» показал пользу отложенного вознаграждения и его влияние на нашу жизнь. На примере судеб детей, которые участвовали в эксперименте, авторы сделали вывод о значимости отказа от псевдорадости сейчас, для того чтобы получить сверхрезультат потом.


Развитию межличностного интеллекта, умению понять собеседника, наладить с ним взаимоотношения посвящено множество печатных изданий, фильмов. Хотя, конечно, этическая палитра этого информационного пласта колеблется в очень широких границах: от стремления манипулировать другим человеком до благородного желания его понять и сотрудничать.

Жизненно важным является внутриличностный интеллект, который определяет внутреннюю картину мира человека, его жизненную цель, эгоистическую или альтруистическую позицию. Именно через эту компоненту выстраиваются взаимоотношения индивида с окружающим миром.

Итак, Говард Гарднер обозначил семь составляющих интеллекта, но, конечно, их количество может быть большим. Можно выделить и древний обонятельный интеллект — дегустатора, повара. Дополнительную компоненту межличностного интеллекта — эмоциональный интеллект и т. д. Но что полезного мы можем извлечь из этой информации?

Во-первых, принципиально меняется подход в оценке умственных способностей: не насколько вы умны, а в чём вы умны. Важно понимание, что через более развитую составляющую интеллекта можно оптимально усилить и развить другие. Классический пример — школы танцев для трудных подростков. Слабо социализированных, отстающих в учёбе ребят принимали в школы танцев, и через совершенствование телесно-кинестетического интеллекта они уходили от неблагополучного варианта жизни, становились полноценными членами общества.

Во-вторых, гармоничная активизация всех видов интеллекта делает нашу жизнь более яркой и интересной. Например, если не удаётся решить какую-то проблему, попытайтесь подойти к решению не только через логический интеллект, но и через другие его грани: нарисовать — пространственно-визуальный, станцевать — телесно-кинестетический, спеть или простучать — музыкально-ритмический, обсудить с другим человеком — межличностный. Разностороннее применение теории множественного интеллекта очень активно используется в техниках по улучшению памяти, изучению языков.

В-третьих, понимание теории множественного интеллекта делает нас умнее, так как мы получаем хороший инструмент для собственного развития.

Сегодня задачей современного человека является умение активировать все типы интеллекта. При этом осознанность тренировки, а также контроль следующих за ней изменений значимо увеличивают эффективность воздействия. Такой подход применим как к тренировке физического тела, так и интеллекта.

Почему так важно знать о принципах работы головного мозга? Знание — сила, оно позволяет сделать процесс контролируемым и осознанным. Подтверждением тому служит исследование Лайзы Блэквол, в ходе которого сумели оценить, насколько значимо информирование учеников о принципах работы головного мозга. Для учащихся начальной школы провели уроки, на которых рассматривалось строение мозга, объяснялось, что, когда человек изучает, размышляет, анализирует информацию, между клетками головного мозга возникают межклеточные взаимодействия — синапсы. Чем более напряжённа ментальная работа, тем больше формируется синапсов, тем человек умнее. Тем самым дети были избавлены от иллюзии, что умственные способности имеют врождённый характер. Обучение изменяет головной мозг путём образования новых нейронных связей, а интеллект в значительной степени находится во власти самого ученика.


Проект «Долголетие» доктора Льюиса Термана из Стенфордского университета позволил сформулировать зависимость здоровья и долголетия человека от его интеллекта, черт характера и условий жизни. На протяжении 100 лет команда исследователей отслеживала судьбу 1528 талантливых мальчиков и девочек, родившихся в начале ХХ века. Исследование выявило, что больше всего с долгожительством и здоровьем коррелируют такие личные качества, как ответственность, добросовестность, благоразумие, упорство и организованность.


Основная идея, которую донесли ученикам, была очень простой: умственные способности, точно также как характеристики физического тела, поддаются тренировке! Вторая группа школьников, группа сравнения, занималась по стандартной программе. Через год занятий более чем у половины учеников, которые занимались в экспериментальной группе, было отмечено достоверное улучшение оценок по литературе, математике. Практически все (!) девочки улучшили на порядок свои знания по математике, они освободились от установки, что математика — это предмет, доступный только для мальчиков. Так, эксперимент подтвердил факт, что ученики, которых приучают к мысли, что ум можно развивать, начинают лучше учиться.

Если мы понимаем, что интеллектуальные способности поддаются тренировке, логично заключить, что ментальное бездействие отупляет. Это наиболее ярко видно у детей, которые провели летние каникулы вдали от учебников и книг. Печальное снижение познавательных функций можно наблюдать у людей, которые вышли на заслуженный отдых и посвятили себя исключительно быту. Поэтому вне зависимости от времени года, каникул, отпуска, жизненного периода и т. д. необходимо не снижать интеллектуальную нагрузку. В настоящее время введён термин «когнитивный резерв» — это тот объём знаний, умений, инструментов мыслительной деятельности, который человек нарабатывает и поддерживает в процессе своей сознательной жизни. И чем разностороннее, глубже когнитивный резерв, тем меньше риск получить старческое слабоумие.

От понимания возможности тренировки головного мозга через увеличение количества нейронных сетей мы переходим к очень интересному выводу о том, что точно также мы имеем право на тренировку любых свойств характера. Одним из важных качеств является упорство. Именно оно по результатам 100-летнего (!) наблюдения команды доктора Термана признано определяющим долгой и успешной жизни. Важно понимать, что в основе этого качества лежит формирование совокупности синапсов так называемой нейронной сети, которая проходит в префронтальной коре, других структурах головного мозга и влияет на работу центра удовольствий. Смысл функционирования этой сети в том, что без получения внешней похвалы, когда результат работы ещё не достигнут, организм поддерживает себя сам через внутреннюю похвалу и выделение гормона удовольствия. Люди, которые врождённо имели более развитую данную нейронную сеть или которые формировали её самостоятельно и/или благодаря воспитанию, при прочих равных факторах становились более успешными, прожили более долгую жизнь.

В то же время выявлено: человек, который растёт, слишком часто получая награду, имеет меньше шансов на успех, так как вышеуказанная нейронная сеть не имеет условий для формирования. Нет внешней награды, исчезает мотивация, человек переключается на то, что приносит быстрый результат. Однако, получая эти знания, мы получаем возможность сознательной тренировки упорства, формирования нейронной сети, отвечающей за это качество. Подтверждением этого феномена были результаты исследования, смысл которого заключается в лейтмотиве «не ешьте сразу весь мармелад». Те дети, которые были способны отложить награду на более позднее время, были более успешными в дальнейшей, взрослой жизни.

Кого взять в помощники по тренировке упорства? Кого можно назвать гением упорства? Без сомнения, к таким людям относился Томас Эдисон! Его упорству можно удивляться, восхищаться им: для того чтобы создать щелочной аккумулятор, он провёл около 50 тыс. опытов. Его никогда не выводили из равновесия провалы бесчисленного количества экспериментов. Когда приятель попытался поддержать Эдисона после очередного фиаско с аккумулятором, он сказал: «Никаких неудач не было. Я просто открыл десять тысяч неработающих способов!» Тренируя какой-то навык, в полной готовности воскликнуть «опять ничего не получается!», вспомните Томаса Эдисона: даже если это ваша 20-тысячная попытка, то вы ещё в самом начале пути! Тренируйтесь!

Через неосознанную тренировку упорства человек научился ходить, говорить, писать, работать на компьютере. Задайте себе вопрос, чему вы ещё хотите научиться, куда зовёт вас ваша мечта? Вне зависимости от возраста составьте список на активизацию всех семи граней интеллекта, встаньте на путь учёного, исследователя своих способностей! Включите в индивидуальный список интеллектуального развития и здоровья получение очередного высшего образования, изучение иностранных языков, вождение транспортных средств от автомобиля до самолёта, тренировку спокойствия и уравновешенности в конфликтных и стрессовых ситуациях, бальные танцы, игру на музыкальных инструментах, вышивку и т. д. И, не забывая о законе 50 тыс. попыток на пути достижения цели, вперёд — на отработку навыка и параллельно с этим упорства.

Давайте помнить, что главными критериями, которые определяли долгую и счастливую жизнь по результатам исследования команды доктора Термана, были сочетание благоразумия, упорства и организованности. Именно эти черты характера позволяли выстроить правильный жизненный маршрут, оптимальную траекторию жизни. Вне зависимости от того, какой человек сейчас, вне зависимости от возраста он имеет право и силы измениться, если знает, каким он хочет стать. Подмогой и опорой на этом пути будут современные знания особенностей функционирования головного мозга!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться