Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Тарифный план

Краевая власть хочет забрать у Пермской городской думы полномочия по регулированию тарифов на проезд в общественном транспорте

Поделиться

Уже не первый год в Перми решается вопрос о том, насколько нужно повысить стоимость проезда в автобусах, трамваях и троллейбусах, чтобы отрасль не работала в убыток. По последним подсчётам, стоимость проезда в общественном транспорте Перми должна увеличиться до 18 руб. Однако никаких надежд уговорить на это думцев у городских властей, похоже, уже не осталось, и они вышли с предложением передать полномочия по установке стоимости проезда единому органу — Региональной службе по тарифам.

Цена вопроса функционирования существующей системы общественного транспорта в Перми сегодня — от 500 млн до 1 млрд руб. И это только субсидии из городского бюджета. При этом цена на проезд в общественном транспорте не поднималась с 2012 года.

Депутаты Пермской городской думы не один раз отклоняли повышение тарифов. Администрация Перми уже выходила в гордуму с предложением повысить тариф на проезд в общественном транспорте более чем на 20% — с 13 до 17 руб., однако этого так и не случилось. Возможно, в октябре на рассмотрение Пермской городской думы будет вынесено новое предложение по увеличению стоимости проезда до 18 руб.

В городском департаменте дорог и транспорта уже посчитали тариф, который составил 17,77 руб. Правда, надежды на то, что депутаты утвердят повышение цен, у чиновников мало.

Как пояснили в администрации Перми, сейчас прорабатывается вариант передачи полномочий по регулированию тарифов на проезд в общественном транспорте от Пермской городской думы к Региональной службе по тарифам (РСТ). Пока, впрочем, лишь ведётся рабочая переписка с краевым правительством по этому вопросу.

Пермские перевозчики давно уже твердят о том, что тариф надо повышать для того, чтобы обеспечить развитие транспортной отрасли города. Особенно это касается автобусных перевозок, ведь из субсидий городского бюджета, которые идут в отрасль, три четверти тратятся на «Горэлектротранс», а на автобусы остаётся всего одна четверть. «Но жить и обновлять парк как-то надо», — сетуют перевозчики.

Перевозчики говорят о том, что в Перми в любом случае останутся самые низкие тарифы по сравнению с другими регионами, даже если сейчас их повысить, как предлагается, до 18 руб. Тем более что в муниципалитетах края тариф на 2-3 руб. больше, чем в Перми.

Перевозчики делают акцент в первую очередь на том, что пересчёт тарифов «берётся не из воздуха», и когда депутаты в очередной раз отклоняют повышение тарифа, «развитие транспортной отрасли стоит на месте».

Алексей Богданов, директор ООО «А-Тур-Транс»:

— Потом все удивляются, почему автопарк в городе старый, почему персонал неквалифицированный? Простой пример: чтобы обновить автопарк, требуется потратить от 5 до 11 млн руб. на один автобус, который будет окупаться пять-семь лет. Сейчас перевозчикам остаётся просто выживать. Когда меняется тариф на воду, тепло, никто не возмущается, все спокойно к этому относятся. А с тарифами на проезд всё остаётся в руках городских депутатов, и они «нагибают» перевозчиков. Когда человек, который мало что понимает в установлении тарифов, говорит перевозчикам, работающим на этом рынке уже 20-30 лет: «Не хотите — уходите с рынка», это очень неприятно.

Передачу полномочий по регулированию тарифов РСТ перевозчики воспринимают положительно в первую очередь потому, что «из этой темы уходит политический вопрос».

Михаил Ухватов, директор НП «Единый союз перевозчиков»:

— На мой взгляд, это замечательное решение. Сейчас тариф на проезд очень политизирован. Городские депутаты, принимающие решение о тарифе, зависят от электората. Они принимают заниженный тариф, чтобы пройти в следующий раз в гордуму. Необходимо, чтобы решение принимал независимый орган.

Александр Богданов:

— Этот вопрос давно надо было увести из политической плоскости в экономическую. Депутаты, выступая «за людей», не хотят, не слушают, не принимают новых тарифов. Но могу сказать, что мы больше болеем за людей, чем депутаты. Без увеличения тарифов, транспортная отрасль не способна развиваться. Сейчас получается так: один считает, а другой принимает. А должно быть так: кто считает — тот и принимает. Потом эти же люди будут нести ответственность за принятый тариф перед перевозчиками, пассажирами, депутатами.

Перевозчики говорят, что, с одной стороны, понимают депутатов, потому что «для людей увеличение платы за проезд сразу на 5 руб. может стать шоком». По их мнению, целесообразно было бы раз в год увеличивать тариф на рубль — это соответствовало бы уровню инфляции и переносилось бы населением безболезненно.

Александр Богданов:

— Вдумайтесь, на протяжении четырёх лет городские власти выходят в гордуму с предложением о перерасчёте тарифов! На эти цели тратятся бюджетные средства, и каждый раз от депутатов приходит отказ. При этом цены растут, в том числе и на бензин. Мало у кого из перевозчиков, есть свой парк. Аренда с каждым годом также растёт в цене. Мы не требуем завышенных тарифов, а выступаем за экономически обоснованные. Формула, по которой высчитывается тариф, не такая сложная и достаточно прозрачная.

У Перми огромное преимущество — частные перевозчики, с которыми всегда можно договориться. На протяжении четырёх лет тариф не повышается, но мы же не уходим с рынка, не вымираем и не просим лишнего.

У депутатов Пермской городской думы — своя позиция. Хотя некоторые из них не раз заявляли, что считают тариф в 13 руб. устаревшим и не соответствующим нынешней экономической ситуации, увеличивать его депутаты не спешат. Они просят показать экономически обоснованный тариф, и главным в этой формуле должен стать учёт пассажиропотока.

Дмитрий Малютин, депутат Пермской городской думы:

— Сейчас этот показатель определяется «на глаз». Мы ждём введения системы электронной оплаты проезда. Это «весы», которые покажут не приблизительную, абстрактную, а точную цифру. Тогда будет понятен и тариф, и позиция властей. А когда такие вещи определяются «на глаз», то и позиция выходит «на глаз». Избирателям в этом случае трудно объяснять, почему плата за проезд вырастет.

Максим Тебелев, депутат Пермской городской думы:

— Администрации Перми было дано поручение обеспечить электронный учёт пассажиров, чтобы мы при обсуждении бюджета знали точные цифры. Поручение не выполнено, администрация снова собирается выходить с повышением тарифов. Так не делается!

Отказываться от полномочий по регулированию тарифов на проезд депутаты не хотят ещё и потому, что это сегодня единственный тариф, который они ещё могут регулировать.

Дмитрий Малютин:

— Тариф на проезд в общественном транспорте — единственный, который регулирует Пермская городская дума. Этот вопрос и дальше должен оставаться в компетенции городских депутатов. Это важно и знаково для жителей, ведь общественным транспортом пользуются многие жители города, в том числе и малообеспеченные люди. Баталии с исполнительными органами власти по поводу увеличения тарифов идут жёсткие, но именно это и сдерживает их рост.

Максим Тебелев:

— Когда-то мы утверждали тарифы на тепло, на воду, но всё это потихоньку уходило на краевой уровень. Соответственно весь рост, который сейчас происходит, на городском уровне мы не контролируем никак. Тариф на проезд в общественном транспорте пока думой контролируется. Как это происходит — со скандалами, без скандалов — другой вопрос. Тем не менее есть результат — наш тариф на проезд в общественном транспорте самый низкий среди городов-миллионников. Мы, депутаты, в первую очередь должны отстаивать интересы жителей. Городская власть в лице администрации должна понимать, что передача регулирования этого тарифа на краевой уровень может привести к серьёзному росту тарифов, и соответственно реакция жителей будет негативной.

Кроме такого «эмоционального» критерия, думцы обращают внимание на изменения, которые произойдут после увеличения тарифа с городским бюджетом. В первую очередь это коснётся компенсации льготного проезда пассажиров. В случае увеличения тарифа городу придётся компенсировать льготные категории в большем объёме.

Максим Тебелев:

— Нужно понимать, что, передав полномочия по регулированию тарифа РСТ, городская власть не снимет с себя головную боль. Это не значит, что и у нас упростится жизнь. Обсуждение вопроса я бы начал как раз с того, как отразится такая передача на нашем городском бюджете. Возможно, придётся закладывать достаточно серьёзные деньги. Сейчас легко начинают рассуждать: «Отдадим полномочия — снимем проблему, в гордуму не надо будет ходить». Но если смотреть на шаг вперёд, всё окажется не так просто.

Доводы городских властей о том, что при увеличении тарифов можно будет уменьшить бюджетные субсидии на общественный транспорт, депутаты также отвергают.

Денис Ушаков, депутат Пермской городской думы:

— Специфика-то в чём заключается: общественный транспорт — это сугубо полномочия органов местного самоуправления в соответствии с уставом. Мы ежегодно платим очень большие субсидии, и соответственно возникает вопрос — уполномоченный орган, который утверждает экономически обоснованный тариф, должен понимать, что вот эту разницу в дотациях нужно будет оплачивать ему, то есть, по сути дела, субъекту Федерации. В этом казуистика и заключается.

Единственный плюс такой передачи полномочий депутаты видят в том, что все полномочия по регулированию тарифов будут собраны в одном месте. Однако больше всего во всей этой истории их настораживает другое.

Денис Ушаков:

— Не хотелось бы в это верить, но факты таковы, что мы связываем попытку передачи этих полномочий с тем, что обсуждение тарифов в городской думе было очень проблематично. По той простой причине, что требование по введению электронного билета исполнено не было. Единственная вещь, которая, как считают депутаты, даёт возможность объективного контроля за пассажиропотоком — система электронной оплаты проезда. К сожалению, она не была введена. И мы полагаем, что попытка уйти от обсуждения тарифа на проезд с депутатами предпринята в связи со сложностью этой ситуации.

На краевом уровне о предложении городских властей знают, но реагировать на него, похоже, никак не собираются. Председатель правительства Пермского края Геннадий Тушнолобов заявил «Новому компаньону», что ответил чиновникам мэрии Перми «коротко»: «Попросил их, чтобы они свои проблемы не спихивали на других. Существуют нормативные документы, по которым установление тарифов на проезд в общественном транспорте передано муниципальным органам. Это прописано в законе. Очень странно, когда один из муниципалитетов выходит с частной инициативой и просит взять себе их полномочия».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться