Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Посмотреть в глаза чудовищ

Поделиться

Революция — замусоренные города,
растрёпанные девки на бульварах…
И тоска, тоска человека,
глядящего из окна на вылинявшие крыши города,
где больше не осталось тайн…
Тоска человека,
с такими усилиями пытавшегося
пронести через жизнь самого себя,
свою независимость,
свою гордость,
свою печаль.

Алексей Толстой «Хождение по мукам»

Дорогой дневник, в судьбоносное время живём: началась ожесточённая борьба за символы. Пармезан — всего лишь один из них, причём самый уязвимый. Он сдался одним из первых.

Мемориальный музей «Пермь-36» — вот настоящее «знамя», сравнимое с декабрьским восстанием 1905 года в Мотовилихе. Сейчас бы мы эти события назвали «беспорядками»: жители захватили почтово-багажный поезд, следующий в Екатеринбург, а когда его отбили, стали строить баррикады.

Бывший журналист газеты «Вечерняя Пермь» Владимир Аборкин (1930-2004) в статье в электронной энциклопедии Пермского края пишет: «Единодушным было решение штаба: продолжить восстание и дать смертельный бой цинизму».

Визуально события тех дней представляет каждый пермяк благодаря диораме на Вышке. Но интересно другое: участники тех стихийных и, в сущности, деструктивных событий после 1917 года внезапно вошли в элиту, поднялись на социальном лифте «в верхи», да такие, что могли решать значимые для города вопросы.

Так, второй мост через Каму мог бы появиться в Перми уже в 1980-е годы, причём в Мотовилихе. Но на беду пермяков трасса должна была пройти через дом и огород старого мотовилихинского большевика. Его товарищи по борьбе написали жалобу в обком КПСС, и уже решённый было вопрос сняли с повестки дня.

Мотовилихинские коммунисты однажды зашли в кабинет первого секретаря обкома КПСС товарища Коноплёва и отматерили его от души — требовали, чтобы памятник Ленину, который сейчас стоит перед театром оперы и балета, был установлен в Мотовилихе. «Ты на своём горбу его понесёшь!» — якобы кричали они Коноплёву.

Это была середина 1950-х, и они уже вошли в силу — именами их товарищей к тому времени были названы улицы, а их действия официальная советская идеология признала героическими, что гарантировало всем участникам событий декабря 1905 года совсем другой «соцпакет», в отличие от тех, кто не кидал тогда камни в правоохранителей.

Так вот, дорогой дневник, похоже, всё складывается так, что будущий большой местный «профит» — и материальный, и социальный — зависит от отношения к музею «Пермь-36». Пока, правда, не ясен вектор, в котором нужно действовать: душители музея сейчас, вроде бы, берут верх, но ведь и улица Троцкого в Перми когда-то была, и улица Зиновьева.

Косвенным подтверждением этого тезиса является то, что на показе документального фильма Павла Печёнкина «Опыт юноши», который был снят по сценарию Виктора Шмырова, директора и создателя музея «Пермь-36», яблоку негде было упасть. Никогда ещё биография писателя Варлама Шаламова не вызывала такой ажиотаж. Пришёл весь цвет пермской интеллигенции, включая тех, кого румяные мальчуганы называют не иначе, как национал-предателями.

Была на показе и омбудсмен Татьяна Марголина, которая сказала о фильме хорошие слова. К этому времени передачка на НТВ уже вышла. Татьяна Ивановна держалась хорошо, хотя именно по этой её молодцеватости и было понятно, что она несколько дестабилизирована.

Показ шёл в рубрике «Худсовет»: Павел Печёнкин спрашивал мнение зрителей и честно объяснял, почему интрига слабовата — информации о начальнике лагеря НКВД Берзине, которого Печёнкин назначил антигероем, практически нет. Вернее, есть, но вся она хранится где-то в недрах НКВД-КГБ-ФСБ.

На мой взгляд, настоящий антагонист Шаламова не сотрудник органов, а его коллега, писатель Константин Паустовский, который примерно в то же время был в Березниках, но писал не о том, что конвой на первой же стоянке изнасиловал женщину-врача, а про то, как иностранные инженеры «потеют от удивления». Видел ли он рабов, одним из которых был и заключённый Шаламов? Конечно да. Но внутренний выбор Паустовский сделал тот же, что и сегодняшние сотрудники госканалов, «стоящие у стремени».

Вот и у нас, дорогой дневник, выбора не осталось: либо «посмотреть в глаза чудовищ», либо самим стать чудовищами.

Наш «смертельный бой цинизму» ещё только наступает, да и непонятно, в чём же он будет состоять. Вполне возможно, что среди прочего и в том, чтобы перечислить несколько рублей на монтаж документального фильма о музее «Пермь-36» режиссёра Сергея Качкина (planeta.ru/campaigns/8303).

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться