Магическая сила хорового пения

В Перми, как и столетие назад, по-прежнему любят петь хором. И слушать

Поделиться

Хоровой марафон «Поющее поле», концерт под открытым небом в архитектурно-этнографическом музее Хохловка, стал кульминацией ежегодного певческого проекта Пермской краевой филармонии. В этом году шестой по счёту фестиваль объединил за два дня более 300 участников. «Атмосфера единения исполнителей и слушателей, возрождающиеся в новом качестве древнерусские традиции соборности исключительно важны в проходящий в стране Год культуры», — подчёркивает директор филармонии Галина Кокоулина.

Художественные руководители хоров участников Поющего поля

Без них этот праздник не состоялся бы: художественные руководители хоров-участников «Поющего поля» Дмитрий Батин, Лариса Петрова, Елена Ворохобко, Владислав Новик, Татьяна Иванова

Создавая столь крупный и значимый проект, вошедший в культурную программу Олимпиады Сочи-2014, в Пермской филармонии всегда помнили об уникальных фактах истории края начала XX века: около 300 хоров, каждый из которых проводил до 100 концертов в год, выступления сводных гимназических хоров на городских праздниках и т. д.

Самым большим подарком для любителей хорового пения стал факт возвращения фестиваля к истокам, то есть в Хохловку. Этому обстоятельству в Пермской филармонии радуются особо, говоря о «намоленной» энергетике памятников деревянного зодчества и музыкальной терапии на фоне живописной прикамской природы.

Основой программы проекта стали семь хоров и два вокальных ансамбля, три инструментальных состава (в том числе два оркестра).

Каждый год главными событиями фестиваля становятся премьеры. В этом сезоне «Поющее поле» открыл Уральский государственный камерный хор Пермской филармонии премьерным исполнением цикла современного композитора Николая Сидельникова «Сычуаньские элегии» для смешанного хора, флейты, арфы и виброфона на стихи китайского поэта Ду Фу (VIII век). Сложнейшая звуковая композиция с воплощением темы философии и жизни, «вечно изменчивого океана бытия», гармоничной связи времён и народов задала тон высокой духовности, наполняющей программы VI певческого фестиваля.

А второй день фестиваля в Хохловке начался с двух очень разных концертов.

В старинной деревянной церкви хор музыкального театра «Орфей» под руководством Петра Юркова исполнял Литургию Павла Чеснокова — шедевр из «золотого» фонда русской духовной музыки.

В большом амбаре (гумно), среди многочисленных экспонатов, прямо на лавках расположился квартет русских народных инструментов «Каравай». Вместе с ансамблем в формате nоn-stop выступал академический хор «Млада» (женская группа под руководством заслуженного деятеля искусств РФ Ольги Выгузовой). Звучала музыка и песни в народном стиле.

Концерт на основной площадке открывал дирижёр Дмитрий Батин (со студентами музыкального колледжа). Ему на смену выходили доцент Татьяна Иванова и профессор, заслуженный работник культуры РФ Лариса Петрова (с вузовскими коллективами), Елена Ворохобко (с любителями пения из хора «Сирень») и, конечно, маэстро Владислав Новик с Уральским государственным камерным хором Пермской филармонии.

Представив свои программы из классики народных песен и даже джаза, певцы объединились в сводный хор, который вместе с симфоническим оркестром музыкального театра «Орфей» под руководством Петра Юркова исполнял песенные хиты XX века. И как тут было не подпевать слушателям, взрослым и детям, если мелодии Дунаевского сменяли любимые песни Пахмутовой, Блантера, Крылатова!

Сводный хор фестиваля

Сводным хором фестиваля и оркестром музыкального театра «Орфей» дирижирует Пётр Юрков

Энергия звуков, молодой задор, мажорный колорит не просто согревали всех участников действа — они словно долетали до «небесной канцелярии». Раздвинулись тучи, и выглянуло солнце. Именно здесь и грянуло финальное «Славься» Глинки — мощный итог масштабного музыкального события.

Хоровую эстафету уже в Перми, на площади перед Органным залом, принял фольклорный ансамбль «Воскресение» под руководством Ирины Кулёвой. Яркие костюмы, молодые лица, свобода движений, полное погружение в стихию чувств зажигали публику общими эмоциями.

Завершал фестиваль на этой же площадке оркестр народных инструментов филармонии. Полуторачасовая разно­образная программа, где в качестве солистов с оркестром выступали Маргарита Соснер — солистка Уральского камерного хора и «Хорус-квартет», вызывала уже не только улыбки и долгие аплодисменты.

Публика пела и танцевала. На тротуарах останавливались прохожие, на дороге водители открывали стёкла автомобилей, молодые люди в лёгких футболках, приехавшие на велосипедах, так и задержались до конца программы. Магическая сила музыки отвечала на удивлённые взгляды («Что за праздник сегодня в Перми?»), грела и наполняла позитивом.

«И это не просто порция эстетического наслаждения, — подхватила эмоциональную волну директор Пермской краевой филармонии Галина Кокоулина. — Здесь есть размах, масштаб, искренность и щедрость, есть качество. Сохранение и развитие певческих традиций края мы воспринимаем как важнейшую задачу современных культурных процессов. Это значимый вектор деятельности Пермской филармонии, успешно движущейся к 80-му концертному сезону».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться