Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

Людмила Максимова

корреспондент

«Если мы что-то отменяем, то нужно что-то взамен»

Школьники Прикамья без денежного поощрения не останутся

Поделиться

Депутаты краевого Законодательного собрания на заседании 18 сентября неожиданно приняли решение сохранить стипендии для старшеклассников. Во втором чтении за их отмену не проголосовали даже те, кто ранее поддерживал эту инициативу губернатора. Как отмечают депутаты, отказаться от денежных выплат они готовы были в случае, если чиновники предложат альтернативный вариант поощрения школьников, однако этого не произошло. Тем временем депутаты Сергей Клепцин и Дарья Эйсфельд разработали свой законопроект — они инициировали награждение школьников почётными знаками «Будущее Пермского края».

Возвращение стипендий

За отмену стипендий старшеклас­сникам во втором чтении на пленарном заседании 18 сентября проголосовали 24 парламентария, шесть — против, 14 — воздержались. Таким образом, для принятия законопроекта не хватило голосов.

Депутаты обосновали своё решение тем, что вместо стипендий правительством не было предложено «ничего нового».

«Сначала зарубим, а потом посмот­рим, что делать, — не наш подход», — заявил депутат Юрий Ёлохов.

Схожее мнение высказал Юрий Борисовец: «Лошадь должна быть впереди телеги. Если мы что‑то отменяем, то нужно, чтобы парламент или правительство предложили что‑то взамен».

Геннадий Тушнолобов, председатель правительства Пермского края:

— Мы совсем недавно посещали учебные заведения, которые к нам перешли с федерального уровня. Полная разруха! Ужас, что там видели! Были и в колледже в Кунгуре, который отремонтировали, в который вложили колоссальные деньги. После ремонта поступлений в это учебное заведение стало в разы больше. Потому что приведены в порядок, оснащены классы, преподаватели получают зарплату. Ну, давайте оставим всё в разрухе, не будем добирать ребят в учебные заведения, но будем платить стипендии. Мы же предлагаем: давайте будем приводить в порядок учебные заведения, нормальную зарплату платить учителям.

«Что мы сможем отремонтировать на 25 млн руб.?» — задал риторический вопрос Ёлохов.

А Олег Ковалёв заявил, что одно не исключает другое — надо приводить в порядок учреждения и платить зарплату учителям, но при этом не обязательно отменять стипендии.

Олег Ковалёв, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Я считаю, выплата такой стипендии носит персональный характер, и можно только представить, каково ощущение тех ребят и их родителей, когда они приносят эти деньги домой. Безусловно, надо приводить в порядок и учебные заведения. Но, что бы мы ни говорили, стипендия носит мотивирующий характер. И — что очень важно — школьники понимают, что это делает власть, которая тем самым о них заботится.

Свою точку зрения изменил и Андрей Колесников, в первом чтении голосовавший за отмену стипендий.

Андрей Колесников, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Во время первого чтения я поддерживал отмену стипендии в угоду новым стимулирующим механизмам, которые были бы более эффективны. Казалось, что параллельно на этом заседании будет рассматриваться новая инициатива, но этого не произошло.

Альтернатива стипендиям

В связи с тем что стипендии старшеклассникам планировалось отменить, депутаты Сергей Клепцин и Дарья Эйсфедьд разработали законопроект, предполагающий введение для талантливых школьников почётного знака «Будущее Пермского края». Несмотря на то что стипендии всё‑таки были сохранены, они не намерены отзывать свой законопроект.

Клепцин и Эйсфельд предлагают установить три уровня почётных знаков — «бронзовый», «серебряный» и «золотой», которые будут вручаться в качестве награждения за успехи в учебной, спортивной, общественной, научно‑технической, творческой, инновационной деятельности. При этом предполагается именно уровневая система, к примеру, «серебряный» знак можно будет получить, только если год назад был присвоен «бронзовый».

Как отмечает Сергей Клепцин, законопроект предусматривает меры не только моральной, но и материальной поддержки. Вместе со знаком учащимся вручат единовременную денежную премию в размере 5 тыс. руб., 7 тыс. руб. и 10 тыс. руб. соответственно уровню знака.

Награждение планируется проводить на конкурсной основе. В комиссию войдут не только учителя, но и члены общественных советов и родительского комитета. К обсуждению планируется привлекать и самих учеников.

Дополнительные финансовые затраты краевые парламентарии оценивают в 2016 году в размере 25,2 млн руб., в 2017‑м — 35,2 млн руб., в 2018‑м — 50,2 млн руб. Предполагается, что расходы будут увеличиваться постепенно, вместе с введением нового уровня почётных знаков.

Ожидается, что учащиеся, которые получат «золотой» знак, по окончании школы выйдут на высокие показатели сдачи ЕГЭ и смогут продолжить получать стипендию в вузе как 225‑балльники.

Не потребуется дополнительных средств ни в 2014 году, ни в 2015‑м. В 2016 же году потребуется всего 25 млн руб. В то же время мы уходим от «уравниловки», а главное — можем замотивировать на результат активных и талантливых ребят уже с момента вступления в силу этого закона, с августа 2015 года.

К обсуждению этого законопроекта краевые парламентарии должны приступить в октябре. Не исключено, что к этому времени со своей инициативой выступит и губернатор Виктор Басаргин.

Инициаторы законопроекта поделились с «Новым компаньоном» мнением по поводу того, сможет ли введение почётного знака «Будущее Пермского края» стать альтернативой школьным стипендиям.


«Надо, чтобы система мотивации отвечала вызовам современного общества»

Дарья Эйсфельд, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Дискуссия вокруг стипендий для школьников подтолкнула нас посмотреть на проблему шире.

В последние годы в Пермском крае создавалась целая система мотивации для молодых ребят. Что‑то сработало, что‑то нет. Но это не значит, что нужно в одночасье отказаться от идеи. Надо её доработать таким образом, чтобы система мотивации была под силу нашему бюджету и отвечала вызовам современного общества. Внесённый законопроект укладывается в эту схему.


«Успешную учёбу надо поощрять. Осталось понять, что мы под этим подразумеваем»

Сергей Клепцин, председатель комитета по социальной политике Законодательного собрания Пермского края:

— Позиция первая, с которой согласны и депутаты, и правительство, — успешную учёбу надо поощрять. Теперь осталось понять, что мы подразумеваем под поощрением и какие инструменты, форматы можем использовать

Мы услышали правительство, которое было недовольно ежемесячным поощрением школьников, и говорим сейчас о ежегодном поощрении — ребята в течение года должны будут доказать, что они достойны знака отличия.

Кроме того, мы уходим от академической успеваемости и приходим к комплексной оценке успешности ребёнка.

Ещё один важный момент — очерёдность получения знаков. Не может учащийся сразу получить «золото». И это хорошо: если раньше у ребёнка был соблазн отучиться год хорошо, а дальше расслабиться, здесь так не получится. Ребёнку с восьмого класса придётся доказывать свою состоятельность, это привьёт ему привычку всё время быть успешным в жизни, идти впереди. В Советском Союзе таких ребят ещё называли «правофланговыми».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться