Наталья Калюжная

Наталья Калюжная

заместитель главного редактора газеты «Новый компаньон»

Обеспечительный паралич

«Такое ощущение, что это 1990-е, upgrade»

Поделиться

В течение всей минувшей недели внимание пермского бизнес-сообщества было приковано к конфликту между торговой сетью «Добрыня» и хладокомбинатом «Созвездие», который входит в агрохолдинг «Комос групп» (Ижевск, Удмуртия). Ритейлеры пожаловались президенту РФ Владимиру Путину на действия судебных приставов в интересах поставщика, который якобы заинтересован в поглощении «Добрыни». В «Комос групп», в свою очередь, официально заявили, что способствуют банкротству компании, скупая её долги, но не с целью поглотить, а чтобы вернуть свои деньги. Труднообъяснимая жёсткость и стремительность в поведении судебных приставов в этом корпоративном конфликте уже привлекла внимание антимонопольной службы. В «Комос групп» частично пошли на попятную.

Добрыня

  Константин Долгановский

Предыстория этого конфликта проста. ЗАО «Добрыня» задолжало ОАО ПХК «Созвездие» 22 млн руб. Ритейлеры с суммой долга не согласились — по их подсчётам она не превышает 14 млн руб. «Созвездие» направило иск в суд (принят Арбитражным судом Пермского края 23 июля), который назначил первое заседание на 30 сентября.

Однако уже 23 июля по этому иску были приняты обеспечительные меры. В соответствующем решении суда, в частности, сказано: «Наложить арест на денежные средства (в том числе на те, которые будут поступать на банковские счета) или иное имущество, принадлежащее акционерному обществу «Добрыня» (зарегистрированному по адресу: ул. Васильева, 8), находящееся у него или других лиц в пределах суммы 22 млн 804 тыс. 255 руб. 55 коп.» И тут, по мнению представителей «Добрыни», начался произвол.

Ритейлеры уверены: то, что происходило в их магазинах, не соответствует общепринятой практике наложения обеспечительных мер. Как заявляют работники этой торговой сети, изъятие происходило без оформления соответствующих документов, сейфы взламывались, сотрудникам угрожали уголовным преследованием, что вызвало массовые увольнения персонала, большая часть которого — женщины.

Смутило торговцев и то, что продукция и товарно-материальные ценности (а изымались преимущественно деньги и нескоропортящиеся товары — алкоголь, бытовая химия) направлялись, судя по косвенным признакам, непосредственно на хладокомбинат «Созвездие». Как заявила коммерческий директор торговой сети «Добрыня» Виктория Брессем, на некоторых сопроводительных документах стоял адрес хладокомбината.

К примеру, в служебной записке директора ООО «РС-Добрыня» Е. Дементьевой так описано происходившее 12 сентября в магазине на ул. Юрша, 62:

«В течение всего рабочего дня с 13:00 до 22:10 вместе с судебными приставами в магазинах находились представители ПХК «Созвездие». Два грузчика ПХК «Созвездие» выступали понятыми на протяжении всего дня, также эти два человека занимались погрузкой изъятых товарно-материальных ценностей. О том, что понятые — это грузчики ПХК «Созвездие», я узнала от судебных приставов. Также неоднократно судебный пристав отвечала на телефонные звонки своего сотового телефона, затем передавала для разговора телефон представителю ПХК «Созвездие».

По предварительным подсчётам топ-менеджмента «Добрыни», из магазинов вынесено продукции и ценностей не менее чем на 10 млн руб. После многочисленных рейдов судебных приставов в магазины «Добрыни», происшедших 12 сентября, его персонал и написал письмо президенту РФ с просьбой «остановить беззаконие».

В этом письме коллектив «Добрыни» заявил, что с момента наложения обеспечительных мер магазины сети «подвергаются регулярным атакам со стороны судебных приставов», «они приходят в магазины группами до 30 человек, включая вооружённых людей в бронежилетах, изымают имущество и денежные средства, не принадлежащие предприятию, а в ночь на 13 сентября многие из нас удерживались приставами в магазинах до 3:30».

В пресс-службе Управления ФССП по Пермскому краю заявили: «Надо ещё разобраться, кто кого удерживал. Знаем, что силовые приёмы не применялись, хотя приставы имеют на это право в случае оказания противодействия. Двери не взламывались, и, конечно, никого не удерживали».

В ведомстве уточнили, что команда приставов может быть при необходимости усилена: например, в случае, если охрана на объекте встречает их с резиновыми дубинками и электрошокерами. Однако, по заявлению пресс-службы Управления ФССП по Пермскому краю, в данном случае бригада не составляла 30 человек — «такого просто физически не могло быть с учётом штатной численности».

Виктория Брессем утверждает, что в «Добрыне» пытались решить ситуацию в досудебном порядке, и «если бы «Созвездие» согласилось на переговоры, то долг уже был бы наполовину уплачен». Но, по мнению коммерческого директора, кредитор «не ставит целью получить долг, а добивается паралича ритейлерской сети».

Топ-менеджер «Добрыни» даже провела аналогию с удмуртской сетью супермаркетов «Айкай», которая в 2013 году перешла под управление «Комос групп».

Виктория Брессем, коммерческий директор торговой сети «Добрыня»:

— Данная ситуация очень похожа на практику, которую «Комос групп» применяла в Ижевске в своё время. Там была довольно крупная сеть «Айкай» — 75 магазинов. В начале 2013 года компания «Комос» и аффилированная ей сеть «Вкусный мир» (тогда у них была маленькая «сеточка» — порядка 10 магазинов) заявили о расширении до 80 магазинов. «Комос» нарастила свои объёмы до 30% в доле поставок сети «Айкай». Видимо, были предприняты все усилия, чтобы не было возможности погашения долга в срок. Затем они обратились за взысканием всей суммы долга в «Айкай». Ритейлер уплатил весь долг, но после этого не смог продолжать свою деятельность, попав в очень некомфортные условия. На текущий момент на месте магазинов сети «Айкай» функционируют магазины «Вкусный мир». То же самое произошло в Ижевске с ещё одной маленькой сетью из 10 магазинов — «Столичной».

С нами «Комос» старалась максимально расширить спектр поставляемой продукции. Мы точно знаем, что со своей стороны «Комос» блокировала поставки в нашу сеть от каких-либо других поставщиков, кроме компании «Созвездие».

«Комос групп» — ижевская структура, которая в своё время имела непосредственное отношение к верховным исполнительным органам Удмуртии, поэтому прекрасно представлена в Ижевске. Но на текущий момент её позиции ослабли, поскольку сменился президент Удмуртии. Здесь у компании есть несколько магазинов — три или четыре. Учитывая широту ассортимента, который поставляется в регион, она заинтересована в развитии.

Здесь у неё «Менделеевская птицефабрика», хладокомбинат «Созвездие». В то же время в Перми высок дефицит помещений, а торговых площадей под супермаркет площадью 500-600 кв. м не так много. По всей видимости, есть определённая заинтересованность.

На вопрос, почему же не были обжалованы обеспечительные меры суда, директор по персоналу сети «Добрыня» Виктория Буторина отвечает: «Обеспечительные меры — это нормальная цивилизованная вещь, и нам даже в голову прийти не могло, что они могут проявляться в таких уродливых формах».

«Такое ощущение, что это 1990-е, upgrade. Только в осовремененном варианте. В 1990-е годы, по крайней мере, всё было понятно: вот это — законопослушные люди, а вот это — бандиты с битами в руках», — разводят руками топ-менеджеры «Добрыни».

По словам Виктории Буториной, весной, перед тем как «Созвездие» стало требовать возвращения задолженности, между «Комосом» и «Добрыней» велись «не завершившиеся ничем переговоры об инвестировании либо возможной продаже нашей сети». По предположению представителя «Добрыни», получив в ходе переговоров какую-то инсайдерскую информацию, в «Комосе» изменили своё поведение и «приступили к активным действиям».

Руководство удмуртского агрохолдинга придерживается кардинально противоположного мнения.

Кирилл Чечин, коммерческий директор ООО «Комос групп»:

— У нас нет задачи парализовать деятельность какого-либо предприятия, особенного розничного. Единственная задача — вернуть долг, который образовался в результате поставок нашей продукции в сеть магазинов «Добрыня».

На данный момент совокупная задолженность по сети магазинов «Добрыня» составляет 34 млн руб., если точнее — 33 млн 998 тыс. руб. В этой ситуации мы не говорим даже о процентах, а просим господина Константина Николаевича Окунева вернуть основную сумму долга.

Сумма последнего платежа, который мы получили от сети «Добрыня» в июле, составила всего 150 тыс. руб.

К огромному сожалению, мы не можем принудить компанию ЗАО «Добрыня» к возврату денежных средств.

Учитывая, что судебные процессы будут проходить достаточно долго, а исполнительные листы мы получим крайне не скоро, мы пытаемся найти более давние долги на стадии исполнительных листов, которые мы готовы покупать. Для чего нам это нужно? Для того, чтобы в кратчайшие сроки организовать процедуру банкротства данного предприятия. Это единственный механизм, который поможет вернуть денежные средства не только нам, но и другим поставщикам сети «Добрыня».

На вопрос, нужна ли «Комосу» торговая сеть «Добрыня», коммерческий директор удмуртской компании ответил категорично: «Это не наш формат».

Представители «Добрыни» по поводу того, каким же образом сформировалась многомиллионная задолженность, заявляют: «Ни одна сеть не работает по предоплате, существуют определённые условия по отсрочке оплаты товара в зависимости от сроков его реализации. И если поставщик заинтересован в создании задолженности, он сделает всё, чтобы вы ничего не заподозрили».

Виктория Буторина утверждает, что 22 млн руб.— «не жизнеопределяющая сумма», и напоминает, что и с этой суммой ритейлеры не согласны.

долги

  Константин Долгановский

Ранее связь «Комоса» со злоключениями «Добрыни» уже просматривалась, правда, не столь явно. Так, в начале сентября на перекрёстке улицы Революции и бульвара Гагарина появился рекламный щит «Покупаем долги ЗАО «Добрыня». Указанный номер телефона принадлежит ОАО «Пермский хладокомбинат «Созвездие», входящему в агрохолдинг «Комос групп». По мнению топ-менеджеров «Добрыни», это «также свидетельствует об отнюдь не альтруистических намерениях «Комоса».

С просьбой урегулировать ситуацию представители «Добрыни» обратились в полицию и в Управление ФАС по Пермскому краю. Антимонопольщики, как заявил «Эху Перми» и. о. главы надзорного ведомства Антон Удальёв, увидели в сложившейся ситуации «признаки нарушения статей 15 и 16 закона «О защите конкуренции» и эту информацию хотели бы довести до руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю.

На это высказывание последовал ответ на официальном сайте Службы судебных приставов: «Даже в том случае, если в данном деле наличествует факт недобросовестной конкуренции между должником и взыскателем, судебные приставы-исполнители, действующие строго в рамках закона, не являются заинтересованными лицами, вступающими в сговор с одной из сторон», а «обвинение судебных приставов-исполнителей в предвзятости без аргументированной основы является подрывом авторитета как службы судебных приставов, так и государственных органов в целом».

По мнению известного пермского ритейлера Вадима Юсупова, был простой и бескровный способ избежать сложившейся ситуации.

Вадим Юсупов, владелец группы компаний «Норман-Виват»:

— Есть поставщик, есть задолженность. И в теории, по решению суда компания «Добрыня» могла бы положить на расчётный счёт 22 млн руб., счёт был бы судом заблокирован. Но, видимо, что-то мешает «Добрыне» это сделать. Возможно, то, что они не согласны с суммой долга.

Если такое случилось бы с нами, мы положили бы эти 22 млн руб. на счёт. Если бы потом суд принял решение в нашу пользу, мы через суд же потребовали бы возмещения убытков в связи с упущенными возможностями пользования денежными средствами. Но никто не мешал бы работе магазинов, а окружающие не трепали бы наше честное имя.

В «Добрыне» выбрали более трудный путь. Видимо, на то есть причины, может быть, действительно, у них имеются большие финансовые трудности.

Так или иначе, по решению суда назначены обеспечительные меры. Почему-то суд принял такое решение, может быть, по совокупности факторов. Судебные же приставы явно действуют в рамках закона, иначе они уже были бы привлечены к ответственности прокуратурой или другими органами.

Елена Жданова, генеральный директор управляющей компании «ЭКС» (торговая сеть «Семья»):

— Я знакома с практикой обеспечительных мер, но другого рода — блокируют счета, накладывают обременение. С такой практикой, когда приходят в магазины и изымают имущество, сталкиваться не приходилось. Возможно, такая практика и есть.


«Добрыне» уже вернули порядка 12% арестованного судебными приставами товара

Как сообщила «Новому компаньону» директор по персоналу торговой сети «Добрыня» Виктория Буторина, с 19 сентября в её магазины стали поступать партии товара, ранее изъятого из них судебными приставами. На 10:00 22 сентября, по словам топ-менеджера, было возвращено порядка 12% вынесенной ранее продукции.

Виктория Буторина, директор по персоналу сети супермаркетов «Добрыня»:

— 17 сентября мы приняли участие в прямом эфире с главным судебным приставом по Пермскому краю Николаем Хачетловым. Это принесло свои результаты. Мы рассказали кое-какие подробности происходящего. Так, например, глава Управления ФССП по Пермскому краю не знал, что товар увозился по адресу хладокомбината «Созвездие». В итоге после эфира, начиная с четверга (19 сентября — ред.), начался возврат товара.

Но нужно сказать, что, видимо, когда товар увозился, никто не предполагал что он будет возвращаться. Он находится в очень перепутанном состоянии, и для того чтобы принять его согласно нормальным требованиям документального поступления, нужно время. Отдельные требования есть к регистрации алкоголя.

Мы очень надеемся, что весь товар будет возвращён за неделю.

По поводу возврата изъятых денежных средств Виктория Буторина сообщила, что деньги, изъятые из ЗАО «Добрыня», возврату не подлежат, а те, которые изымались из магазинов других юридических лиц, видимо, придётся возвращать через суд.

Всего ритейлеры оценивают изъятые товары и деньги в сумму 10 млн руб.

Основатель сети Константин Окунев в телефонном разговоре с «Новым компаньоном» вновь заявил, что более не имеет отношения к ЗАО «Добрыня» и вообще к сети «Добрыня», отметив, что солидарен с высказыванием Виктории Буториной: «Мы с удивлением узнали, что «Комос групп» требует возвращения долгов у Константина Окунева. Почему не у Папы Римского?»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться