Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Посчитали, прослезились…

Поделиться

«Без бутылки не разобраться», — написала в фейсбуке обозреватель «Эха Перми» Нина Соловей по поводу письма о финансировании Пермского театра оперы и балета, разосланного Министерством культуры Пермского края в СМИ. Что ж, попробуем разобраться. Бутылка не понадобится — понадобится калькулятор.

Письмо было разослано в ответ на сообщение о том, что Министерство культуры Пермского края сокращает финансирование постановок театра вдвое — до 38 млн руб. в 2015 году против 74 млн руб. в нынешнем.

Некоторые из масс-медиа, транслировавших эту информацию, впервые обнародованную «Новым компаньоном», забыли слово «постановки»: получилось, что сокращают вдвое финансирование театра вообще. Именно это и вызвало протест министра Игоря Гладнева: в его письме сообщается, что финансирование театра сокращается, но всего на 13%.

Что же касается субсидий на постановки, то, если попытаться очистить цифры от словесных наворотов, выйдет ровно то, о чём сообщал «Новый компаньон».

В 2014 году объём финансирования новых постановок составил 53,4 млн руб. в рамках бюджета текущей деятельности театра плюс 21,3 млн руб. в рамках так называемого «пилотного проекта», согласно которому театр обязался на каждый бюджетный рубль привлечь столько же спонсорских средств. Вместе как раз и получается 74,7 млн руб.

В 2015 году в связи с секвестром бюджета субсидии на постановки уменьшаются на 14,9 млн руб.: 53,4 — 14,9 = 38,4. «Пилотный проект» закрывается как неудавшийся, стало быть, 21,3 млн руб. театр тоже не получит.

Вот и получается: 38,4 млн руб. против 74,7 млн руб. Те самые цифры, которые опубликовал «Новый компаньон».

Теодор Курентзис

  Алексей Гущин

В соответствии с этим уменьшается и количество постановок. Да, как написано в письме Игоря Гладнева, по сравнению с госзаданием 2014 года «всего» на две постановки — одну оперу и один балет. Но! Оставшиеся — ещё одна опера и один балет — уже запланированы на вторую половину нынешнего сезона.

Надо учитывать, что финансовые показатели определяются на календарный год, а театр живёт от сезона к сезону. 2015-й начнётся в разгар текущего сезона, и получается, что если театр выполнит все заявленные на сезон планы — поставит оперы «Князь Игорь» и «Сказки Гофмана», балеты «Оранго» и «Условно убитый», то он уже перевыполнит годовой план. Стало быть, первая половина сезона 2015—2016 пройдёт без премьер.

Теперь надо трезво взглянуть на самый каверзный пункт госзадания театру: впервые в истории министерство определяет, сколько музыки российских авторов играть и сколько зарубежных, сколько современных и сколько классических. Если взглянуть на приведённую в письме таблицу, видно, что за 2013 и 2014 год в этих графах стоят прочерки.

Также впервые министерство определяет, сколько концертов должен подготовить художественный руководитель, сколько — главный дирижёр, сколько — приглашённые дирижёры. Самое любопытное в этой таблице — то, что существует некоторое количество концертов, содержание которых остаётся «на усмотрение художественного руководителя». До сих пор считалось (и в театре полагают, что совершенно справедливо и естественно), что художественный руководитель отвечает за всю художественную политику театра, а не за несколько концертов.

В письме написано, что новые требования и ограничения вводятся, «руководствуясь приоритетами культурной политики». Но в Пермском крае нет культурной политики, равно как и её приоритетов, хотя общественные советы и коллегии всех уровней, а также отдельные неравнодушные граждане неоднократно говорили о необходимости выстраивания этой системы.

Система приоритетов могла бы ответить на вопрос: может быть, стоит не лишать все институции и проекты (фестивали и т. д.) финансирования равномерно, ставя многие из них на грань исчезновения, а ликвидировать один проект, но дорогостоящий, и запланированные на него средства использовать как «кубышку»? Есть, например, фестиваль «Белые ночи». Он «стоит» почти 200 млн руб. Хватит на все проекты Театра оперы и балета, да ещё и Театра-Театра, плюс фестиваль «Флаэртиана», да ещё «Камва»… Жалко, конечно, «Белые ночи» терять, но, может, это всё-таки лучше, чем если «загнутся» все фестивали и будут стеснены в средствах все театры?

Стоило бы обдумать разные варианты… Да и с общественностью проконсультироваться: есть ведь консультационный совет по культуре при губернаторе, который очень давно не собирался.

Возвращаясь к ограничениям и новым требованиям, заложенным в госзадании Пермскому театру оперы и балета... В театре и вокруг него специалисты и любители музыки недоумевают, чем они вызваны, и даже рискуют предположить, что его составляли люди, не очень подкованные в музыкальной грамоте.

Дело в том, что в целом в истории музыки русских композиторов гораздо больше, чем иностранных. Это уникальная особенность русской культуры: десятки композиторов, чья музыка стала мировым достоянием, против, например, всего двух великих имён в Великобритании. Так что о количестве произведений русской классики не стоит беспокоиться: Чайковского, Рахманинова и Шостаковича будут играть всегда.

Хочу обратить внимание на ещё один момент — в госзадании сказано: «Обеспечить показ новых постановок и включение их в репертуар театра». Это — очевидный ответ на протесты общественности против системы stagione, к которой стремится художественный руководитель театра Теодор Курентзис. Что ж, это требование многие поддержат, но надо понимать, что, желая обеспечить постоянный прокат новых постановок, сделанных под музыкальным руководством Курентзиса, необходимо финансировать постоянные приезды зарубежных исполнителей, с которыми он работает. В этом случае бюджет театра надо не уменьшать, а увеличивать.

«Никаких требований о цензуре в государственном задании не содержится» — утверждается в письме Гладнева. Что ж, как написано в Евангелии, «ты сказал»: в материале «Нового компаньона» это слово тоже не содержится.

Есть ещё один момент в министерском письме, на который следует отреагировать. Второй абзац этого текста посвящён диспропорциям, существующим в оплате труда музыкантов оркестра и хора MusicAeterna и остальных сотрудников театра. Зачем, интересно, эта информация включена в письмо? Страшно представить себе: неужели высокопоставленные авторы провоцируют неравнодушную общественность на праведный гнев: «Совсем зажрались эти иностранцы, правильно им финансирование урезают!» Впрочем, это лишь предположение.

Наконец, невозможно не отреагировать на финал письма: «Министерство культуры, молодёжной политики и массовых коммуникаций Пермского края было и остаётся открытым к конструктивному диалогу и сотрудничеству со всеми учреждениями культуры, а также представителями СМИ Пермского края. Поэтому я рассчитываю на взаимное уважение и партнёрские действия, способствующие объединению, а не раздору».

Каждый раз, когда я пишу что-то, задевающее сферу интересов минкульта, особенно в случаях, когда речь идёт о конфликтных ситуациях, обязательно пытаюсь связаться с министром Игорем Гладневым или его заместителем Ириной Ясыревой, а чаще всего — с обоими. Звоню напрямую, задаю вопросы через пресс-секретаря… Ответа не было ни разу. Ни разу! Чаще всего руководители министерства мои звонки просто игнорируют, поэтому приходится публиковать материалы без их комментариев.

Кстати, Игорь Гладнев за время своего пребывания на министерском посту не провёл ни одной персональной пресс-конференции.

А вот если бы министерство придерживалось «открытости и конструктивного диалога»… Тогда всем нам было бы гораздо приятнее, легче и интереснее работать.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться