Карина Турбовская

Карина Турбовская

журналист

Мне бы в небо

Поделиться

Летом 2014 года состоится чемпионат мира в классе сверхлёгких летательных аппаратов (СЛА). Уже с начала года началась «охота за головами». На специализированных форумах появилось такое объявление: «Федерация гражданской авиации республики Беларусь (направление «Сверхлёгкая авиация») приглашает российских пилотов СЛА для участия в Чемпионате мира FAI 2014 в Венгрии. Полная компенсация членских взносов, проезда, проживания, топлива, накладных расходов; премия при попадании в пятёрку лучших». Белорусы знают где искать: на последнем Чемпионате мира СЛА россиянин Кирилл Екимов установил три новых мировых рекорда. О том, как проходят соревнования в классе СЛА, как это направление развивается в Пермском крае, рассказывает пилот-спортсмен в классе СЛА-мото Илья Никулин.

Илья Никулин

  Игорь Катаев

Илья, что это вообще такое — соревнования на сверхлёгких летательных аппаратах? Какие дисциплины должны демонстрировать пилоты?

— Раз в два года проходит Чемпионат мира в классе сверхлёгкой авиации. На последнем чемпионате, который был в 2012 году в Испании, спортсмен из Екатеринбурга Кирилл Екимов поставил три новых мировых рекорда и стал чемпионом мира.

За время состязаний, проходящих в течение недели, необходимо выполнить до ста упражнений: маршрутные полёты с заданиями, упражнения на точность и другие.

Илья Никулин

  Игорь Катаев

А вы участвуете в соревнованиях?

— Да. Считаю это важным — там всегда можно чему-то поучиться.

С какими результатами приходите к финалу?

— Когда первое место, когда второе. На третьем ещё не был. Надо серьёзно подготовиться к российскому чемпионату. Если на России я займу первое, второе или третье место, это даст возможность участия в мировых соревнованиях. Ближайший российский чемпионат пройдёт этим летом во Владимире.

Какие города наиболее сильны в СЛА? Где в России больше всего летают?

— Много летают в Нижнем Тагиле, что понятно: там КБ «Аэромастер», которое производит паралёты. В Екатеринбурге, Тюмени, Владимире, в Москве много клубов и школ.

Когда мне стало интересно это дело, я в Тагиле, в «Аэромастере» всё спрашивал, почему в Перми никто не летает. Мне прямо отвечали: «Вы — ленивые. Для того чтобы начать паралётное дело, надо очень много летать. Не фотки, с высоты сделанные, показывать, а много-много летать. Ставить палатки, организовывать тусовки, поить людей чаем и объяснять-рассказывать, что это за конструкции такие, паралёты».

Пять лет назад над Пермью летал один аппарат. Потом я учился здесь, в Тагиле, в Екатеринбурге. Сегодня только мне известно более 20 аппаратов. А многие ведь летают так... для себя, неофициально, нигде не заявляясь.

Илья Никулин

  Игорь Катаев

Что значит «неофициально»? Необходимы какие-то официальные разрешения для полёта на паралёте?

— Есть распределение по зонам. На территории Перми и прилегающей к городу мы должны летать по правилам аэродрома Савино.

Если мы выходим за стокилометровую зону, то там мы не обязаны заявляться. Но в любом случае действуют определённые правила безопасности.

Илья Никулин

  Игорь Катаев

Насколько это в принципе безопасная придумка — паралёт?

— Это самый простой в управлении летательный аппарат относительно дельталётов и микросамолётов. И безопасный, если всё делать правильно. А для этого надо учиться. И не надо никакой самодеятельности.

Почему вы выбрали именно паралёт?

— Когда мы начинали, слышали о мотодельтапланах. Сразу подумали: кто их будет собирать-разбирать. Попробовали сами. Оказалось, нужна целая команда. Потом познакомились с Нижним Тагилом, с КБ «Аэромастер», которое производит паралёты. Нашли массу плюсов: производитель в России, не нужно ничего заказывать за границей, доставка проще и мобильнее. И сам аппарат достаточно лёгкий, с ним можно путешествовать и летать.

Ещё один важный нюанс: все летательные аппараты ниже «сухой» массы 115 кг...

«Сухая» масса — это без топлива?

— Без топлива, без пилота, без спассистемы. Так вот, если «сухая» масса не превышает 115 кг, то аппарат не подлежит обязательной сертификации и регистрации.

Однако если ты занимаешься инструкторской деятельностью, ты обязан получить и пилотское удостоверение, и пилота-инструктора с первоначальным обучением.

Параплан

  Игорь Катаев

Часто в качестве плюса паралёта отмечают простые условия для взлёта…

— По большому счёту, да. Если просто следовать по маршруту, то мы летали с аэродрома в Кунгур и обратно вечером в затишье для себя.

Площадки большой не надо. Главное, чтобы вокруг не было проводов и чтобы была выкошена трава. С высокой травы взлетать сложно, аппарат как будто «залипает», как держит его что-то.

Что касается погоды. Если мы говорим о новичках, они поднимаются в воздух, если скорость ветра не более 2—3 м/с. На чемпионатах взлетают и при ветре в 9—12 м/с. Конечно, у спортсмена есть выбор, подниматься или остаться на земле. Есть участники, которые отказываются, говорят «аппарат дороже». Но тогда в соревнованиях за это упражнение будет пробел. Так что многие поднимаются, нарабатывают и такой опыт.

При сильном ветре несколько человек держат паралёт, чтобы экипаж сел. Потом он свечкой взмывает вверх. И при приземлении несколько человек аппарат ловят. Потому что «крыло» начинает работать как парус, и если тебя не поймают, может ветром утащить и кувыркать до конца поля.

Параплан

  Игорь Катаев

Что касается дальности перелётов на паралёте. Была информация, что два любителя добрались на таком аппарате из Киева в Крым…

— Как обычно ставят такие рекорды: поднимаются на высоту 1,5—2 тыс. м и, зная, какой дует ветер, делают с ним перелёт. Бывает, что подобные перелёты идут с вертолётами, которые сопровождают экипаж и ведут съёмку.

В мировых соревнованиях тоже есть полёты на дальность. Для чего? Во-первых, чтобы понять, как пилот и штурман ориентируются по высотам. Во-вторых, посмотреть на настройки двигателя, насколько экономично он работает. То есть идёт постоянная борьба за скорость и экономичность. Допустим, в среднем наши двигатели «кушают» порядка 12 л в час. Так заложено производителем. Я на состязаниях укладывался в 10 л. Кирилл Екимов на таком двигателе поставил рекорд: шесть литров в час на двух членов экипажа.

Есть ли какие-то паралётные рекорды по высоте?

— Производители заложили «потолок» — 4 тыс. м. Но уже на 3 тыс. человек начинает «пьянеть». 4 тыс. м — это просто возможности двигателя. Необходимо специальное оборудование. Хотя я слышал, что некоторые забираются и под 7 тыс. м. Это мировые рекорды. Мы этим не занимается...

Параплан

  Игорь Катаев

Как нужно экипировать пилота, чтобы он смог на паралёте подняться на высоту до 7 тыс. м?

— Специальный костюм. Кислородная маска. И постоянное тестирование оборудования. Я видел видеоролики с тестирования. Есть специальная камера для испытания танков, температуру там можно устанавливать от +50 до —50 градусов; камера постоянно продувается. Туда подвешивают человека в кислородной маске. Я думаю, что так заявляются производители оборудования. На практике, конечно, это никто не применяет. Годится только для рекордов.

Из кого вырастают пилоты? Из всех, кто к вам пришёл прокатиться?

— Статистика такая: из 100 человек, пришедших на ознакомительные полёты, половина сразу говорит, что обязательно купит аппарат, чтобы летать. Такой эффект даёт полёт. Практика показывает, что всё из тех же 100 человек приобретают технику два—три. Большинство из них были каким-то образом связаны с авиацией. Для них паралёт — это отдушина.

Я считаю, что у лёгкой техники хорошее будущее. По сравнению с самолётами это и бюджетно, и мобильно. Не нужно своего аэродрома, своей полосы. Конечно, самолёты с такой скоростью не покупаются. И цена другая, и условий для содержания и использования гораздо больше.

Илья Никулин

  Игорь Катаев

Если говорить не о спортсменах, а о тех, кто идёт просто полетать, есть ли какие-то ограничения? Кого берёте «на борт», кого нет?

— Надо смотреть по здоровью, чтобы не было проблем с сердцем. С диагнозом «эпилепсия» тоже не берём. А так, простой горожанин вполне может полететь. Человек проходит инструктаж. Одежду мы выдаём. Поднимаешься метров на 200, спрашиваешь про самочувствие, если всё в порядке, уходишь дальше.

Традиционный вопрос о планах и перспективах. Как, с вашей точки зрения, будет развиваться СЛА в Пермском крае?

— КБ «Аэромастер» не так давно стало выпускать аэроглиссеры. Мы купили парочку на тестирование. Хотим попробовать их в Пермском крае. Сам аэроглиссер — это установка с воздушным винтом, установленная на лодку с бронированным дном. Идёт и по воде, и по льду, по всему, кроме земли. Мне кажется, аппарат очень удобен для МЧС. Допустим, человек провалился под лёд. Аэроглиссер может к нему подойти.

Сейчас при аэродроме во Фролах хотят создать официальный учебный центр, где будут представлены все направления, и человек может пройти и теорию, и практику на паралётах, микросамолётах, мотодельтапланах. Словом, все классы СЛА будут представлены в одном месте. Если всё получится реализовать — это будет хорошо и правильно.


Параплан

  Игорь Катаев

Паралёт — воздушное судно, относящееся к классу сверхлёгких летательных аппаратов (СЛА). Состоит из открытого двухместного корпуса с мотором (так называемая «тележка») и параплана («крыла»). Является одним из самых безопасных летательных аппаратов, т. к. даже при отказе двигателя производит штатную посадку за счёт крыла-планера.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться