Ольга Молчанова

Ольга Молчанова

генеральный директор ГК «Финист трэвел»

«Северный Монастырь»: попытка №2

Нужны ли Прикамью памятники культуры

Поделиться

Широко растиражированная прессой информация об «открытии» для региона деревянной церкви Николы Чудотворца на севере Пермского края прозвучала режущим слух диссонансом, поскольку первые попытки спасения этого уникального объекта культуры предпринимались более 10 лет тому назад. Удивление вызывают как минимум два факта, противоречащих друг другу. С одной стороны, храм в селе Монастырь (Гайнский район) преподносится как неожиданная находка, о которой раньше якобы никто не ведал. И в то же время оказывается, что возможность присвоить этой церкви статус объекта культурного наследия появилась ещё в 2001 году. Как следует из информации краевых влас­тей, тогда «не нашлось хозяйствующего субъекта, способ­ного обес­печить сохранение и содержание церкви».

Кама

Поклонный крест на берегу Камы в селе Монастырь был установлен энтузиастами в 2003 году

Разве не публиковала газета «Звезда» на своих страницах ещё 10 лет назад (7 сентября и 9 октября 2004 года) фоторепортажи «Монастырский спецназ» и «Таёжный тупик»? Разве не обсуждалась тема этой церкви и «Школы выживания» «Новым компаньоном», который впервые опубликовал фотографию деревянной церкви Святителя Николая (именно так её называют местные жители) ещё в 2001 году? Разве не стучалась Пермская туристическая гильдия в двери различных комитетов администрации Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, «руководящих» туризмом, культурой, социальной сферой, дорогами? Разве не был представлен отчёт «Оценка природно-ресурсного, этнографического и музейного потенциала территории села Монастырь и близлежащих деревень Гайнского района Коми-Пермяцкого автономного округа» по результатам научной экспедиции 20—27 августа 2001 года (в нём обосновывалась необходимость срочной, хотя бы минимальной, консервации церкви для исключения её разрушения)? Разве не знакома пермская общественность со статьёй профессора Георгия Чагина «Деревня Монастырь: история, хозяйство, архитектура»? Разве никто не читал повесть Эдуарда Касперовича «Спецпереселенцы»?

Я могла бы задавать ещё десятки вопросов, однако ни Никольской церкви, ни людям, прозябающим на остатках советских леспромхозов вблизи удивительного места, это не поможет. Но и хранить молчание не позволяют боль и гордость за этот край, в развитии которого нам посчастливилось участвовать на протяжении почти семи лет. За это время мы так и не получили никакой поддержки ни со стороны обеих (в то время разделённых) администраций, ни со стороны фондов или меценатов, ни со стороны епархий — Пермской и Соликамской.

А ведь хозяйствующий субъект был! Несколькими энтузиастами — выходцами из описываемых мест — и туристи­чес­кой компанией «Финист трэвел» 4 апреля 2001 года было учреждено Пермское историко-краеведческое некоммерчес­кое партнёрство «Северный Монас­тырь», которое собрало вокруг себя неравнодушных людей, болеющих за родной край, за сохранение памяти и воспитание молодёжи. В него вошли пермские учёные-экологи, этнолингвисты, историки, методологи, специалисты в области образования, культуры, истории, туризма и, что самое удивительное, «трудные» подростки — курсанты хозвзвода «Школы выживания» (воспитанники детдома МСОУ «Школы-интернат №1», подростки группы риска или находящиеся в трудной жизненной ситуации, направляемые органами соцзащиты). Они-то и стали первыми новыми жителями вымирающей деревни Монастырь, с покосившейся церковью на высоком красивейшем берегу Камы, среди тайги, в экологически чистом и, как потом оказалось, уникальном месте.

Вот только некоторые события из хронологии тех лет.

2001 год. В апреле—мае под руководством методолога Светланы Минеевой проводится встреча-семинар с местной интеллигенцией и определяются замысел и цель деятельности партнёрства: возрождение (реставрация и развитие) исконно русской традиционной деревни — села Монастырь, чудом появившегося в 1539 году поселения русских людей, создание Книги памяти и «Школы выживания».

В июне состоялся первый заезд детей «Школы выживания» под руководством офицера запаса Владимира Разина (за 2001—2005 годы социальную адаптацию и патриотическое воспитание в этой «Школе выживания» прошли 1230 детей-сирот, воспитанников интернатов, «трудных» подростков).

В августе была организована научная экспедиция по оценке потенциала территории.

В октябре полный отчёт на 120 страницах с фотоальбомами, картами, аудио­записями сдан начальнику управления культуры администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Надежде Миннулиной.

2002 год. С января по апрель по результатам экспедиции разрабатывается комплексный проект «Создание историко-природного, этнографического, мемориального и туристического комплекса «Северный Монастырь» с конкретными расчётами и обоснованиями деятельности хозяйствующего субъекта как:

— природно-заповедного комплекса с уникальными озёрами и природными феноменами, редкостными растениями, выходом белой глины и т. д.;
— архитектурно-исторического (этнографического) комплекса, музея-подворья и Книги памяти, отражающих жизнь людей, оказавшихся в ссылке вдали от центральных районов России, начиная с XV—XVI веков;
— научно-исследовательского комплекса для вузов, научных и учебных заведений;
— монастыря или монашеского скита;
— туристического комплекса — для отдыха, охоты, рыбалки, сбора даров леса и участия в реставрационных работах отдельных граждан или семей. Маршруты: экологический, экстремальный, сельский (деревенский) или агротуризм, спортивный, геологический, историко-этнографический, водный туризм. Северное сияние, белые ночи (настоящие!), Красная книга, Перун, кикимора, чудь и многие другие маршруты, фестивали, праздники и обряды могли бы стать неповторимым брендом.

Полный проект туристической деревни «Северный Монастырь» с краткими рефератами был передан главе администрации Коми-Пермяцкого автономного округа Геннадию Савельеву и заместителю губернатора Пермской области Николаю Яшину.

Деревня, как предполагалось, могла составить серьёзную конкуренцию Лапландским туристическим комплексам.

2003 год. Создаётся летопись церкви Святителя Николая, определяются этапы проектирования её реконструкции. Устанавливается поклонный крест перед церковью на берегу Камы.

2004—2007 годы. С приходом новых чиновников и в связи со структурными изменениями (объединением Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью) подаются бюджетные заявки, проектные запис­ки, запросы, программы в программы, справки о справках... Но, увы, нас уже не слышали. В Коми-округе разводили руками, поскольку все решения принимались в областном центре, а в областном центре было не до деревни Монастырь с памятником, который может иметь якобы только муниципальное значение.

* * *

Может, годы были не те. Может, у нас не хватило опыта и напорис­тости. Но с кем бы мы ни встречались, кому бы ни рассказывали об этом крае и нашем проекте, равнодушных людей не оставалось. Был огромный интерес со стороны факультетов и кафедр пермских вузов, местной власти и населения в развитии территории и восстановлении благодарной памяти. Не остались равнодушными представители Пермской епархии и Свято-Троицкого монас­тыря, турис­тические агентства и даже иностранцы. В ГТРК «Пермь» сняли на эту тему фильм.

Ресурс отдельных людей и даже групп ограничен, да и «Северный Монастырь» из Гайнского района Пермского края, конечно, не Чадов монастырь в Кремле. Разработанный нами проект требовал государственного (регионального) подхода и значительных, в том числе финансовых затрат, окупаемость которых определяется не деньгами, а патриотизмом и гордостью за своё отечество, за свою малую родину.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться