Юлия Усольцева

Юлия Усольцева

главный редактор газеты «Новый компаньон»

«Какой у нас механизм влияния?»

Депутаты краевого парламента готовятся утвердить новую систему субсидирования муниципалитетов

Поделиться

Краевые власти определились с принципами и условиями софинансирования приоритетных муниципальных проектов. «Камнем преткновения» стал вопрос о том, как поступить с Пермью и Березниками, которые могут «забрать» почти половину от всего объёма средств, причитающихся территориям. По мнению губернатора, коэффициент софинансирования проектов этих городов надо снизить в два раза. Однако депутаты уверены, что условия предоставления субсидий для всех должны быть равными, чтобы обеспечить прозрачность процедуры. Решение по этому вопросу Законодательному собранию предстоит принять на пленарном заседании в августе.

В связи с изменениями федерального бюджетного законодательства в прошлом году краевые власти были вынуждены отказаться от Фонда софинансирования расходов (ФСР). Правительство Пермского края своим постановлением установило новые «правила игры» для муниципалитетов: теперь инвестиционные проекты проходят через специальную комиссию. Однако критерии и принципы отбора этих проектов для регионального софинансирования сложно назвать объективными. В связи с этим депутаты Законодательного собрания разработали законопроект, в котором прописаны принципы и условия получения краевых денег. Ко второму чтению его подготовила рабочая группа.

На заседаниях дискуссионным оказался вопрос о том, кто будет определять направления предоставления субсидий — краевое правительство или депутаты Законодательного собрания. Чиновники выступили с поправкой, которая закрепила бы эти полномочия за ними. Против этого выступили заместитель председателя парламента Лилия Ширяева и депутат Олег Жданов.

«Давайте мы попытаемся что-то содержательное в законе оставить. Поправки губернатора сводятся к тому, чтобы отдать все полномочия правительству, а закон получается рамочный», — заметила Лилия Ширяева. По её мнению, «именно законодательная власть имеет полное право определять приоритеты, а вот уже согласование конкретных объектов в рамках этих приоритетов — это непосредственно работа правительства».

Олег Жданов также полагает, что определение направлений софинансирования — компетенция депутатов.

Олег Жданов, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Я считаю, что, когда мы передаём перечень приоритетов правительству, при всём к нему уважению, это неправильно. Подход простой — правительство не проходит процедуру выборов. Процедуру выборов проходят депутаты — мы выслушиваем наказы, нам говорят о том, что надо сделать. А получается, какой у нас механизм влияния? Предлагать проект мы уже не можем, это делают органы местного самоуправления. Поэтому единственная компетенция, которую мы можем оставить за собой как депутаты — это определение направлений, которые мы считаем приоритетными.

В итоге законодателям удалось отстоять свою позицию — направления финансирования будут прописаны в законе, а названия проектов останутся на уровне постановления правительства.

Также были утверждены проценты софинансирования: по вопросам местного значения — 65 на 35%, регионального — 75 на 25%, федерального — 85 на 15%. Споры вызвало предложение правительства ввести отдельный коэффициент 0,5 для Перми и Березников, то есть эти города будут получать субсидию в два раза меньше, чем остальные.

Анатолий Маховиков, заместитель председателя правительства Пермского края:

— Наша позиция по этому вопросу — однозначная и принципиальная. Я не ссылался никогда на губернатора, но тут я могу сказать, что это его позиция — применить коэффициент 0,5 и оставить за Пермью сумму в пределах 300—350 млн руб. В Пермь мы вкладываем достаточно серьёзные средства — в дорожное строительство, в объекты социальной сферы и др.

В качестве аргумента Маховиков также заявил, что Пермь и Березники «заберут» порядка 40% от общей суммы, а соответственно, другие муниципалитеты получат меньше денег.

Отвечая на вопросы депутатов, Маховиков сообщил, что закон об административном центре напрямую не даёт Перми никаких привилегий. По его словам, там лишь прописаны нормы, согласно которым Пермь вправе подавать заявки на финансирование своих проектов из краевого бюджета.

По мнению депутата краевого пар­ламента Елены Зыряновой, такой принцип позволит принимать субъективные решения, что недопустимо.

Анатолий Маховиков в свою очередь напомнил, что Пермь никогда не получала средства из ФСР: «Мы всегда шли по остаточному принципу — если есть внеплановые средства, тогда Пермь что-то получала. Новация этого закона в том, что Пермь там в принципе появилась. Это уже хорошо».

В итоге большинство членов рабочей группы поддержали позицию Маховикова. Однако не исключено, что депутаты вернутся к обсуждению этой поправки на комитетах и пленарном заседании Законодательного собрания 21 августа.

Дискуссионным оказался и вопрос о том, сколько средств выделить на субсидии муниципалитетам. Авторы законопроекта планировали направлять на эти цели 2% от доходов краевого бюджета. Губернатор же предложил сократить этот размер до 1%. При этом главы муниципалитетов заявляют о потребности как минимум 2,4%. В итоге была достигнута договорённость остановиться всё же на 2%.

Лилия Ширяева, заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— Именно посредством данного бюджетного механизма финансируется реализация таких важных государственных задач федерального уровня, как расселение жителей из ветхого и аварийного жилья, строительство детских садов и школ. Учитывая опыт предыдущих лет, могу сказать, что без федерального и регионального софинансирования, в условиях необеспеченности местных бюджетов для решения всех вопросов местного значения, муниципалитетам практи­чески невозможно решать поставленные задачи. Если мы сократим участие регио­нального бюджета, то многие муниципалитеты просто могут оказаться «за бортом».

Депутат Алексей Луканин считает, что «правительство пытается «замкнуть» все вопросы на себя и выдавать средства исходя из принципа — «кто шире улыбается». «Я уверен, что чем меньше прописано в законе, тем больше вольностей будет позволять себе отдельный чиновник. Это яркий пример коррупциогенности правовых норм».

Подводя итоги, Елена Зырянова отметила, что рабочей группе подготовка этого законопроекта далась нелегко. «Очень сильно изменилось федеральное законодательство, и надо было привести в соответствие все формулировки, понятия и при этом решить наши задачи в управленческом плане, соблюсти принципы. С правовой точки зрения этот закон рождался в муках», — констатировала она.


Елена Зырянова Елена Зырянова, председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Пермского края:

— Я за то, чтобы Пермь получала деньги по подушевому принципу, а не какими-то там противозаконными кулуарными путями. Нет никакой прозрачности в этих схемах. Хотелось бы иметь один закон для всех муниципалитетов, единый принцип. А сейчас губернатору по каким-то причинам выгодно нас лишить этой прозрачности.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться