Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

«Белые пятна» местного патриотизма

Поделиться

К чему путешествовать —
кругом есть история и жизнь.

Огюст Ренуар

Дорогой дневник, недавно Владимира Воробья я назвала Валерием, а генерал-полковника Фёдорова понизила до генерал-майора и — несмываемый позор! — приписала в эпиграфе цитату из пьесы «Безумный день, или Женитьба Фигаро» другому автору, не Бомарше.

В общем, склоняюсь в извинительном поклоне перед читателями и ухожу в отпуск. Пора, пора собирать ягоды, искать грибные места, бороться с «колорадом»... Ну, или хотя бы обсуждать всё это, а вовсе не ту информационную повестку, которая навязывается нам с экранов телевизоров. К тому же на днях мой солдат, наконец, возвращается домой.

«Как ты это допустила?» — таков был самый часто задаваемый мне вопрос, когда сын год назад уходил в армию. «Молодец, что пошёл!» — так сдвинулись настроения моих друзей и знакомых в феврале—марте.

Патриотизм у нас почему-то сконцент­рирован в том же сегменте, где армия и война, особенно Великая Отечественная. Хотя его настоящее место — в отделе истории и краеведения.

На словах — все за родной край, а на деле — щелчок фотоаппаратом над местной газетой 1930-х годов в краеведческом музее стоит 100 руб. Копия фотографии в архиве — 250 руб. (а теперь, может, и больше). Тоненькая краеведческая книга может стоить 300—500 руб. — маленький тираж, изданный за счёт автора, столько и стоит.

Это я к тому, что заниматься краеведением очень дорого — такое могут себе позволить лишь очень немногие обеспеченные люди. Но хедлайнерами местной истории являются в основном пенсионеры. На свои средства и уж как умеют они ведут очень важную для общества работу. Их ли вина, что многие увлекательные эпизоды пермской истории рассказаны без должного темперамента, а то и вовсе пропущены?

Например, где бы ознакомиться с полной биографией писателя Льва Давыдычева, создателя главного местного литературного героя Ивана Семёнова? Где очерки о нём хотя бы?!

«Когда он был жив, это было не принято, а умер — и настало другое время. Не до него стало», — сообщила внучка писателя, известный иллюстратор и книжный дизайнер Ольга Давыдычева.

Известно о Льве Давыдычеве до обидного мало. Только то, что начинал работать нефтяником на Краснокамских нефтепромыслах и что все свои произведения несколько раз переписывал от руки. К примеру, повесть «Руки вверх, или Враг №1» была переписана шесть раз. А потом ещё несколько раз перепечатана на машинке. В итоге тексты Льва Давыдычева приобретают такую яркость и законченность, что их хочется постоянно цитировать.

Или вот — эпизод из недавней истории: весной 1973 года пять пермских деревянных богов отправились в Париж на выставку. Никого из руководства художест­венной галереи, и уж тем более искусствоведов, туда не пригласили. Поэтому о том, как отреагировали французы на эту выставку, нет никакой информации.

К слову, и в пермских газетах этому событию было посвящено буквально четыре строчки. А ведь куратором этой выставки был сам Вадим Елисеев, внук основателя Елисеевского гастронома и сын всемирно известного востоковеда Сергея Елисеева. Родители вывезли маленького Вадима из Советской России по льду Финского залива — да, они бежали. А под конец жизни Елисеев стал главным хранителем всех музеев Парижа.

Через год в Москве, в Пушкинском музее, экспонировалась «Мона Лиза». Для того чтобы увидеть этот портрет, люди стояли в многочасовых очередях.

В итоге эти два события трансформировались в легенду о том, что французы якобы предлагали обменять нашу коллекцию пермских деревянных богов на их «Джоконду», но мы не согласились.

А как вам нравится история о монгольских детях, которых собрали в юртах и отвезли в заснеженный город Молотов, чтобы учить балету? И ведь научили!

Программа для монголов была такой же, как и для русских детей. Во время обучения, как и другие ребята, они танцевали в спектаклях Пермского театра оперы и балета. Особо их любили занимать в спектакле «Баядерка».

Один из монгольских выпускников Пермского хореографического училища стал звездой международного класса, другие работают в театрах Монголии, Японии, Америки, Кореи и др. Есть артист, который стал заслуженным работником культуры Чувашии. Есть среди выпускников-монголов и кандидат юридических наук, и капитан пограничной службы, и старший экономист крупнейшей в Монголии компании, занимающейся мясным производством, и т. д.

В общем, «белых пятен» в новейшей пермской истории ещё полным-полно. Есть над чем в будущем работать!

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться