Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

Возможности для шопинга

Развитие торговых центров в Перми получит ускорение

Поделиться

В Перми наблюдается увеличение торговых площадей. При этом растут и запросы к их качеству и ассортименту предлагаемых товаров и услуг. Именно это ожидается от новых торговых центров, которые в скором времени будут построены как в городской черте, так и за её пределами. Рынок далёк от насыщения, настоящая конкуренция ещё впереди. Катализатором развития выступят федеральные игроки.

Спешилова

  Константин Долгановский
«Новый компаньон»

Согласно выданным администрацией Перми разрешениям на ввод в эксплуатацию, объём ввода торгово-офисной недвижимости за пять месяцев 2014 года составил 34,9 тыс. кв. м. Наиболее масштабным является ТЦ «Мачта» на ул. Маршрутной, 9 площадью около 14,9 тыс. кв. м. Концепция этого торгового центра — строительные и отделочные материалы, всё для ремонта и интерьера, товары для дома, мягкая и корпусная мебель, электротовары. По оценке ведущего аналитика ООО «Аналитический центр «КД-консалтинг» Надежды Тищенко, «Мачта» является наиболее крупным торговым объектом, введённым в эксплуатацию в Перми за последние три года.

В мае был сдан ТЦ «Галерея» площадью около 6,2 тыс. кв. м, который расположен в историческом центре Перми, в отреставрированном двухэтажном здании бывшей Конвойной команды на ул. Сибирской, 37. В составе «Галереи» образована так называемая бутиковая зона, в которой собственник обещает представить операторов сегмента «люкс» и «премиум».

Ещё ранее, в апреле, на ул. Светлогорской, 15а открыл свои двери гипермаркет «Магнит» общей площадью около 5,5 тыс. кв. м.

По информации аналитиков из «КД-консалтинг», на протяжении пяти месяцев средняя арендная ставка на рынке торговой недвижимости Перми варьировалась от 870 до 900 руб. за 1 кв. м в месяц. Цена предложения на вторичном рынке — от 73 до 74,4 тыс. руб., на первичном рынке — от 70,7 до 73 тыс. руб. за «квадрат». В агентстве недвижимости «Перспектива» в июне зафиксировали среднюю арендную ставку в размере 976 руб. за 1 кв. м, что на 15,02% выше относительно января.

По словам Надежды Тищенко, в отличие от рынка офисных объектов, где помещения с ценой предложения свыше 100 тыс. руб. за 1 кв. м единичны, на вторичном рынке в этом диапазоне находится до 30% числа предложений всех торговых площадей. Высшая ценовая категория представлена площадями в небольших магазинах с высокой проходимостью, расположенных в торговых коридорах Перми, или помещениями в крупных или новых торговых центрах.

В начале июля состоялось открытие гипермаркета товаров для дома «Радуга» на ул. 25-го Октября, 106а площадью 36 тыс. кв. м. Самым же масштабным из ожидаемых к открытию до конца года является ТРЦ «СпешиLove» на ул. Спешилова, 114 площадью 75 тыс. кв. м.

В Аналитическом центре компании «КД-консалтинг» ожидают увеличения объёмов ввода торговых площадей: к открытию в 2014 году заявлено не менее 10 торговых либо торгово-развлекательных центров.

При условии соблюдения планируемых сроков сдачи в эксплуатацию размер торговых площадей в Перми увеличится на 150 тыс. кв. м. И в этом случае будет достигнут показатель объёмов ввода коммерческой недвижимости 2004 и 2008 годов, когда было сдано более 110 тыс. кв. м, сообщила Тищенко.

Известно о нескольких объектах, сдача которых запланирована на 2015 год. Наиболее крупными из них являются ТРК «Столица-2» на ул. Мира, 37, ТОЦ «Садовое кольцо» на ул. Уинской, 2а и ТЦ «Искра» на ул. Академика Веденеева, 28а.

Довольно активно обсуждаются проекты строительства ряда крупномасштабных торгово-развлекательных центров в пригороде Перми — во Фроловском и Двуреченском сельских поселениях. Администрация Пермского муниципального района уже выдала ООО «Форум-груп» разрешение на строительство одного из ТРЦ.

Заявлено много площадок на строительство торговых центров не только в Пермском районе, но и между «Касторамой» и «Метро», на месте бывшего тепличного комбината «Мулинский», добавляет управляющий АН «Перспектива» Станислав Цвирко. По его мнению, хорошие перспективы для размещения нового гипермаркета у микрорайона Ива — учитывая высокую транспортную доступность этой территории и то, что в скором времени там будет построен жилой микрорайон.

«Объёмы ввода коммерческой недвижимости растут, что радует», — говорит Станислав Цвирко. Он считает, что в Перми существует потребность в разных форматах — межрайонных, районных и расположенных за чертой города.

«У Перми есть ментальные особенности. Гайва и Закамск считаются районами города, но по сути это отдельные города. У нас может появиться иной принцип размещения торговых центров, чем в Москве и Екатеринбурга», — рассуждает Станислав Цвирко. По его мнению, как у горожан, так и у арендаторов востребованы крупные торговые центры, такие как ТРК «СемьЯ», один из знаковых для города, поскольку он удачно расположен и имеет вместительную парковку.

Станислав Цвирко, управляющий АН «Перспектива»:

— Новые торговые центры нужны в плане не только количества, но и качес­тва. Все должны иметь парковку, чёткую концепцию, подобранную линейку арендаторов и торговых марок, оказывать разноплановые услуги, предлагать не только обувь, одежду, но и продукты питания, развлечения. Именно совокупность предложений — получать всё в одном месте — привлекает потребителя. Это связано с тем, что не очень удобно передвигаться по городу. Здорово, когда торговый центр имеет нейминг, тогда он становится узнаваемым и любимым.

Помимо межрайонных наблюдается дефицит небольших торговых центров районного значения, которые ориентированы на потребности местного населения, находятся на центральных улицах микрорайонов, рядом с остановками общественного транспорта и в гуще жилого квартала, в шаговой доступности, где отсутствие большой парковки не является критичным, опять же как в случае с крупными центрами, с продуманной концепцией и набором арендаторов. Успешными примерами таких ТЦ являются «Земляника» на Парковом и «Кит» в Мотовилихе.

«Люди привыкли к местным торговым центрам. Жители — патриоты своей территории, это связано с менталитетом и, конечно, удобством», — поясняет Станислав Цвирко.

Третий формат — гипермаркеты, которые находятся на въезде в город, такие как «Касторама», «Метро», «Шоколад», «Баумолл». К ним можно комфортно проехать и гарантированно припарковаться, выбрать широкий ассортимент товаров. Такие ТЦ будут успешны, считает Цвирко.

Москва и города-миллионники, включая Пермь, сегодня остаются приоритетными для развития международных и федеральных операторов, уверена Надежда Тищенко.

С начала 2014 года в Пермь зашли новые международные операторы — бренды DKNY, Daniel Hechter, Eleganzza, которые открыли свои магазины в ТРК «СемьЯ».

«С появлением новых качественных торговых площадей возникнет возможность привлечения крупных ритейлеров на территорию города, тем более что они в этом заинтересованы», — считает аналитик.

Со ссылкой на данные исследования компании «Магазин магазинов» Надежда Тищенко говорит, что все крупные международные ритейлеры готовы рассматривать открытие сразу же в нескольких качественных торгово-развлекательных центрах Перми, которые будут появляться в ближайшее время. С нею соглашается Цвирко. По его словам, все сети ищут дальнейшее развитие.

Станислав Цвирко:

— Федеральные игроки научат местных собственников соответствовать своим требованиям. Не только арендаторы, но и клиенты получат возможность выбора. Это хорошо. Объёмы продаж зависят от продавцов, поэтому арендаторам необходимо заботиться об обучении своего персонала, ассортименте, качестве и цене товара. Существующая сейчас наценка на товар и его качество говорят о том, что рынок далёк от насыщения, настоящая конкуренция ещё впереди. Новые торговые центры обеспечат повышение качества обслуживания торговых центров. Они будут соответствовать требованиям федеральных игроков, которые задают тон на рынке торговых центров.

Принципиально встают вопросы качественного управления и эксплуатации, организации сервиса для потенциальных арендаторов, отмечает Цвирко. По его словам, грамотное управление увеличивает привлекательность торгового центра. Если учитывать, что норма рентабельности снижается, в этом случае качество управления выходит на первые позиции. «Центр, который имеет качественную управляющую компанию, набирает очки», — резюмирует риелтор.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться