Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Пермская театральная энциклопедия

Так можно определить жанр грандиозного историко-культурологического труда Галины Ивинских

Поделиться

В Перми есть огромный театральный музей. У него нет своего помещения, штата сотрудников, посетителей и экскурсий. Весь музей сосредоточен в руках одного человека — преподавателя Пермской государственной академии искусства и культуры Галины Павловны Ивинских. Бесценные архивные материалы, несметное количество раритетных фотографий накоплены у неё дома и на работе. Она вовсе не жадничает — напротив, мечтает создать настоящий музей, даже подавала заявки на разно­образные гранты. Но пока не получается. Зато получилось написать и издать книгу.

Огромная, почти 700-страничная популярная монография «Пермский теат­ральный период» вышла в издательстве «Титул» при поддержке программы «Пермская библиотека». Достаточно взять эту книгу в руки — и тут же чувствуешь уважение! Поистине весомый труд!

«У нас каждый новый проект — «убийственный», — шутит издатель Ольга Данилова; поскольку предыдущий реализованный проект — роман Анатолия Королёва «Эрон» — вылился в ещё более увесистый том, о каких говорят: «Таким и убить можно».

Невозможно не восхититься издательской и полиграфической культурой «Пермского театрального периода». Именно так издавали лучшие книги в лучших московских издательствах в советские времена. Дизайн, вёрстка, качество печати, переплёт — всё безупречно. Особенно хороши иллюстрации: исторические чёрно-белые фотографии высочайшей чёткости дополнены большими цветными вклейками с эскизами оформления известных спектаклей, созданными знаменитыми пермскими художниками.

Что же касается содержания, то здесь надо чётко разделить историко-архивную часть и личные мысли Галины Ивинских. Дело в том, что автор не ограничивается констатацией фактов и щедро делится с читателем размышлениями наблюдателя и непосредственного участника пермского культурного процесса.

История пермского театра дана в монографии исчерпывающе полно. Диву даёшься, как Галина Ивинских выкопала все эти имена, сохранила в памяти и осмыслила вклад каждого — от первого театра, созданного в Очёре крепостными Строгановых, до «культурной революции» 2008—2012 годов.

Более 200 лет продолжается «пермский театральный период»... Можно было предполагать, что, будучи на протяжении многих лет заведующей литературной частью Пермского академического театра драмы, Ивинских всё своё внимание отдаст истории «драмы», но нет! Здесь и театр юного зрителя, и театр оперы и балета, и «Балет Евгения Панфилова», и театр «У Моста»... Пермские театры разобраны досконально — история и художественная специфика каждого. Меньше повезло театрам Пермского края, но и того, что есть, в избытке хватило на огромный том.

Разумеется, театр драмы — главная тема и боль Галины Павловны. Она была спутницей последних лет жизни народного артиста России Ивана Тимофеевича Бобылёва, и её книга — весомый памятник «театру Бобылёва», с его репертуаром, ценностями и атмо­сферой, театру, который в течение десятилетий создавался талантом и усилиями людей, близких по духу.

Новый театр драмы — Пермский академический Театр-Театр, о названии которого в книге сказано, что оно «до сих пор служит источником недоразумений и острот в театральных «капустниках», является предметом живого интереса и раздумий театроведа. В своей книге Ивинских рассуждает о специфике «пермского мюзикла» и мюзиклов, поставленных в драматических театрах вообще, опирается на авторитет коллег — специалистов по музыкальному театру. Много цитирует «Новый компаньон»!

Особая глава в монографии посвящена «пермской культурной революции». Галина Павловна, разумеется, среди самых горячих её противников, но, будучи человеком аналитического, а не публицистического склада, она никогда не высказывала свою точку зрения в публичном пространстве. Зато сейчас буквально пригвоздила «революционеров» — складным языком учёного, множеством фактов и цитат.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться