Оксана Клиницкая

Оксана Клиницкая

корреспондент

«Недобросовестных подрядчиков нужно выгонять из города»

В Перми грядёт передел рынка дорожного строительства

Поделиться

Депутаты Пермской городской думы в очередной раз раскритиковали работу мэрии в сфере дорожного строительства и ремонта. Народные избранники готовы поддержать нового сити-менеджера Дмитрия Самойлова в его намерении досрочно расторгнуть контракты с подрядчиками. Передел рынка неминуем. Движение в этом направлении уже началось, тем временем руководители строительных организаций считают, что в Перми нет проблем с дорогами.

дорога

  Константин Долгановский

Ожидается, что 2 июля Дмитрий Самойлов проведёт расширенное совещание с участием подрядчиков и членов «временной комиссии Пермской городской думы по контролю за реализацией администрацией Перми полномочий по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и благоустройства». Так по‑чиновничьи витиевато называется думская комиссия, взявшаяся контролировать ситуацию с ремонтом дорог в городе.

Накануне состоялось очередное заседание этой комисии. На нём депутаты в течение часа анализировали конкурсную документацию и практику размещения муниципального заказа на содержание, а также текущий и капитальный ремонт автодорог.

Начальник управления муниципального заказа администрации Перми Роман Чепкасов подробно доложил о том, на какой стадии находится заключение запланированных в этом году 62 муниципальных контрактов, а также о выявленных нарушениях в конкурсных процедурах, в том числе по вине заказчика МКУ «Пермблагоустройство» и аукционной комиссии. Сообщил он и о том, что подрядчики могут рассчитывать на получение аванса в размере до 30% от стоимости работ (точная сумма зависит от специфики работ). В своём докладе чиновник коснулся и проблем. Так, по словам Чепкасова, на второй-третий год после ремонта появляются дефекты, которые нельзя устранить в рамках гарантийных обязательств.

«Сложно что-либо добавить к докладу», — заявил после выступления Чепкасова его коллега, начальник городского управления внешнего благоустройства Илья Денисов и всё же добавил, что с 1 января 2014 года мэрия перешла на новую систему размещения муниципальных заказов путём конкурсных процедур, которые позволят выбрать подрядчика не только с позиции цены, но и с точки зрения характеристики организации.

Выяснилось, что свои претензии к конкурсной документации на реконструкцию улицы Максима Горького в Перми предъявили в краевом Управлении ФАС. «Мы стараемся отстоять своё право в суде, чтобы появился показательный пример того, каким способом нам двигаться дальше», — пояснил Денисов.

«Просьба: проводите совещание с ФАС, чтобы не срывать год за годом работы», — предложил депутат Алексей Дёмкин.

«Представленная информация неполная», — первым выразил своё недовольство начальник информационно-аналитического управления гордумы Лев Гершанок. Ещё до доклада чиновников он ознакомился с документами, представленными мэрией, и внёс несколько предложений.

Так, по мысли Гершанока, гордума вправе самостоятельно решать, нужны ли авансовые платежи. Аналитик убеждён, что они не всегда являются оправданными, поэтому «необходимо либо снизить предельный размер авансирования либо отменить его совсем». Это, считает Лев Гершанок, позволит исключить практику захода на объекты финансово необеспеченных подрядчиков.

Лев Гершанок, начальник информационно-аналитического управления Пермской городской думы:

— Происходит значительное снижение стоимости проектных работ. Необходимо определить причины. Возможно, снижение цены происходит за счёт снижения качества. Стоит исключить случаи отказа подрядчиков выполнять гарантийные обязательства, обусловленные тем, что нарушение дорожного полотна является следствием проблем в несущем слое. Гарантийное обязательство — три года, но уже через год дорогу начинает «пучить». Встаёт вопрос: почему мы объявили конкурс, не проверив состояние дорожного полотна и не обеспечив его заблаговременный ремонт? В моём понимании, речь идёт о неэффективном расходовании денежных средств.

Следует исключить случаи, когда администрация не может воспользоваться банковскими гарантиями. В целом должен быть чёткий регламент выявления нарушений, подготовки обосновывающих претензию материалов, сбора документов, их предоставления и обращения в суд.

Лев Гершанок считает необходимым выявить причины невыполнения работ, предусмотренных контрактом. В частности, он привёл пример, когда при приёмке отремонтированного участка улицы Героев Хасана практически отсутствовали деревья и кустарники.

«Мы занимаемся этим в рамках рабочей группы, но не надо забывать, что в администрации есть свой контрольный орган, который должен это отслеживать и проводить проверку», — заметил Гершанок.

С этими предложениями согласилась председатель Контрольно-счётной палаты Перми Мария Батуева. Она обратила внимание депутатов ещё на ряд фактов в деятельности мэрии. Так, в начале 2014 года был заключён муниципальный контракт на сумму 4,1 млн руб. на текущий ремонт шоссе Космонавтов до его пересечения с Транссибирской магистралью. На июньской «пленарке» гордумы было решено провести капитальный ремонт этого же участка. И сейчас встаёт вопрос о целесообразности текущего ремонта, заявила Батуева. Кроме того, мэрия, по её информации, разместила извещение о проведении конкурса на капремонт одной из дорог с начальной максимальной ценой 62 млн руб., при этом проектно-сметная документация на объект отсутствует. «Администрация нарушает нормы Градостроительного кодекса РФ», — вынесла свой вердикт Мария Батуева.

После выступления Гершанока и Батуевой у депутата гордумы Александра Филиппова возникло «минимум 10 вопросов», на которые он предложил ответить чиновникам.

Первым выступил Илья Денисов. По его словам, нужно проводить капитальный ремонт, а не текущий.

«99% дорог Перми находится в аварийном состоянии в части оснований, потому что в течение последних 10—20 лет меняли верхние слои и никогда не залезали в дорожную одежду. Основания раздавлены, там одна пыль», — сообщил Денисов.

Известно ему и о замечаниях к улице Героев Хасана. По словам Денисова, если ранее проверка дорожных работ проводилась раз в месяц, то сейчас это осуществляется еженедельно.

Чиновник выразил готовность прокомментировать и систематизировать сложившуюся судебную практику. Относительно банковских гарантий Денисов сообщил, что новый федеральный закон №44 выдвигает требования к их выдаче. Все они проходят проверку и включаются в реестр. Перечень банков, которые могут выдавать банковские гарантии, ограничен, добавил Роман Чепкасов. Он разделяет мнение Льва Гершанока об ограничении авансовых платежей.

Депутат Максим Тебелев попросил пояснить причину отсутствия конкурсной документации на ремонт дороги, ведущей на полигон твёрдых бытовых отходов за Голым Мысом. «Документация была. При проведении капитального ремонта разрабатываются отдельные разделы», — попытался ответить Чепкасов.

«Достаточно смешно это слушать: 10 конкретных вопросов и ни одного конкретного ответа, — иронично заметил на это Александр Филиппов. — Вы сказали, что Мария Фёдоровна (Батуева  ред.) врёт, а я Марии Фёдоровне склонен больше верить, чем вам. Вашим квалифицированным и грамотным помощникам не составит труда найти информацию».

Филиппов также заметил, что в соответствии с правилами благоустройства был разрешён снос на улице Героев Хасана 340 деревьев с последующей компенсационной высадкой 1020. В итоге вырублено 500, высажено 28 тыс. кустарников, из которых прижилось 5%, и 191 дерево (прижилось 22%). Эти работы оплачены суммой 11,327 млн руб., из них 10 млн руб. квалифицируются как безрезультатные, что составляет 89% бюджета работ. «Это либо очень серьёзное нарушение технологии, либо при приёмке ваши подчинённые закрывали на это глаза», — возмутился Филиппов.

Илья Денисов подтвердил, что природоохранная прокуратура ещё в ноябре 2013 года выявила несоответствие плану и факту посадок.

«Кустарники были высажены на разделительной полосе, но зимой снег складировался в эту часть и потом проходил грейдер. Деревья были вывезены вместе со снегом. Не можем содержать правильно. В этом году планируем все насаждения восстановить», — пообещал чиновник.

«Опять ответ непонятно о чём, — оказался недоволен Александр Филиппов. — Вам будут задаваться конкретные вопросы. Те «космические корабли», о которых вы рассказываете, будут всё больше раздражать. Нужно, чтобы всё было конкретно, чтобы не было каши по тарелке и мутной воды, которые есть сейчас».

Депутат поинтересовался, когда мэрия представит документы на благоустройство парка Чехова, на которое было выделено 90 млн руб. В ответ чиновники заверили, что бумаги будут представлены «в течение недели», пояснив, что задержка вызвана большим объёмом сканирования.

Депутат Дмитрий Малютин попытался уточнить данные по предполагаемым конкурсам: «Что за расплывчата фраза — «корректировка технической части закупки»? И когда вы сформируете чёткий план-график, который бы давал понимание того, когда будут проведены запланированные аукционы?»

Малютина интересовало и множество других проблем: «Исходя из каких соображений формируется аванс? Как мэрия страхуется от недобросовестных подрядчиков? Кто принимал решение о ремонте шоссе Космонавтов и какие перспективы у разработанного проекта?» Депутата взволновал также вопрос об ответственных за «неправильно потраченные деньги на деревья, которые сгребли вместе со снегом». Он также усомнился в дееспособности и целесообразности контрольно-аналитического департамента мэрии. «Сегодня опираемся на экспертные заключения управления экспертизы и аналитики и Контрольно-счётной палаты Перми. Какая роль контрольно-аналитического департамента? Если он не работает, зачем он нужен?» — выразил своё недоумение депутат.

Подрядчикам, среди которых — ООО «Век-строй», ЗАО «Городской контур», КТ «Пермская ДПМК», предъявлены и уже удовлетворены судом девять исков, которые датируются 2008—2009 годами, но депутаты не увидели ни одной отметки об исполнении этих судебных решений, посетовал Малютин.

Роман Чепкасов сообщил, что план-график размещения заказов на дорожно-ремонтные работы на 2014 год сформирован. «Надеемся, срывов не будет, и контракты будут подписаны, — по­обещал чиновник. — С учётом инструментов, которые дал закон, банковская гарантия будет реальной. Размер аванса будет зависеть от конкретного объёма работ».

Дмитрий Малютин признался, что не совсем удовлетворён ответами на свои вопросы и предложил отказаться от авансирования подрядчиков, выполняющих дорожные работы. Депутат привёл пример, когда из городского бюджета было перечислено в адрес ООО «Пермдорстрой» 98 млн руб. в качестве аванса за ремонт эспланады, из них освоено 3%. «Что за аванс такой?» — возмутился депутат. — Как вы вписываете это в конкурсную документацию? Просто так?»

Илья Денисов заявил, что авансирование подряда работ на эспланаде себя оправдало, так как была внесена предоплата на материалы. В то же время он заметил, что авансирование прекратилось в 2013 году. Сейчас, по его утверждению, такой статьи в сметах не существует, подрядчики полагаются на свои силы и «иногда авансируют мэрию». В частности, краевое финансирование ремонта улицы Героев Хасана ожидалось в ноябре, но деньги поступили в марте, привёл пример Денисов.

Малютин заявил, что считает такую политику правильной.

ремонт

  Константин Долгановский

Денис Ушаков, депутат Пермской городской думы:

— Можно бесконечно перечислять технологические процессы, процессы организации конкурсных процедур, проблемы в законодательстве, но самый главный вопрос, который сейчас существует, главное — со всей строгостью закона проводить конкурс. Если он затянулся — не беда, проведём на следующий год. Сумели договориться со всеми участниками процесса — замечательно, передали «эстафетную палочку» управлению внешнего благоустройства.

Сейчас огромное количество инстанций, где гоняются бюджетные деньги, и к каждой из них деньги «прилипают», а результат нулевой. Было выдано много нефальшивых гарантий, и мы с радостью говорили: хорошо, что кладут асфальт в снег, у нас есть гарантии, мы обязательно с них спросим, взыщем деньги и заставим сделать следующим летом. Что-то сделали по нефальшивым гарантиям, гарантиям Сбербанка России? Сразу забыли! А это было 3,5—4 года назад.

Это очевидно для нас, и мы будем разбираться, докопаемся до сути. Потёмкинские деревни мы разрушим! Какой вывод сделает Дмитрий Иванович (Самойлов, глава администрации Перми — ред.), судить ему. Мы помогаем ему в решении этого вопроса. Потому что он опутан сейчас департаментами, где размыт центр ответственности.

«Расторговали 90 млн руб. на парк Чехова — что вы там вообще контролируете, если нет проекта? Откуда знаете, должен быть асфальт или деревянная дорожка, должны быть скульптуры или нет? Вы делаете вид, что контролируете. Но что именно?» — продолжил натиск Александр Филиппов.

«Вы затянули работу на несколько лет», — печально упрекнул чиновников председатель думской комиссии Владимир Плотников.

Владимир Плотников, депутат Пермской городской думы:

— Мы живём в Перми, и нам небезразлично, что здесь происходит. Ежемесячно видим, что в администрации полный бардак и безответственность. Это вынудило нас создать комиссию. Когда создали комиссию, то увидели, что вы вообще не работаете. Правая рука не знает, что делает левая. Сталин бы заплакал, если бы увидел, что сейчас происходит на земле. Это больная тема. Мы можем говорить до утра.

После столь эмоциональной реплики Плотников предложил коллегам перейти к вопросам о содержании дорог.

Думцы заслушали доклады глав районов Перми о благоустройстве и содержании территорий. «Вы доложили, что проблем нет», — резюмировал выступление Владимир Плотников. Он также отметил, что депутаты распределили дороги между собой и провели их осмотр: «Мы выезжали и увидели, что дороги с гарантийным сроком находятся в ужасном состоянии».

Алексей Дёмкин также не считает, что всё в порядке. «В целом, можно поставить твёрдую «тройку», — оценил он состояние дорог, которые осмотрел лично.

«Финансирование на производство работ в геометрической прогрессии не растёт. Основная задача — обеспечение контроля, чтобы деньги не были брошены на снег, на землю, как говорил губернатор Законодательному собранию», — добавил Александр Филиппов. «Система контроля не работает или работает слабо», — согласился с ним Дмитрий Малютин.

«Я не летаю по городу на вертолёте, поверьте мне, что передвигаюсь не только на служебной машине», — заметил присоединившийся к членам комиссии глава администрации Перми Дмитрий Самойлов. Он признал существующие проблемы с подрядными организациями и подчеркнул, что «в городе утрачена культура ведения работ».

Дмитрий Самойлов, глава администрации Перми:

— Настоящих дорожных организаций — одна—две. Более половины подрядных организаций пришли к банкротству. Задачи мэрии — улучшить состояние и расширить дорожную сеть города. Бороться будем до конца и все возможные методы будем использовать — и формальные, и неформальные. Всё, что в результате работы комиссии будет выработано, с нашей стороны возьмём на особый контроль.

Перечислил сити-менеджер и задачи: обеспечить контроль подрядчиков, поднять престиж кадров, продолжить ремонт дорог.

«Если где-то есть попытки выстроить конкурс под какого-то подрядчика — сразу мне звонок напрямую. Будем разбираться с этой схемой, потому что бюджетные деньги дорого стоят», — предложил Самойлов.

Дмитрий Малютин посетовал, что в рамках заключённых на три года контрактов подрядчики получают финансирование, но содержат не всю территорию, предусмотренную договором.

«Я совершенно спокойно отношусь к тому, что с кем-то из этих подрядчиков по итогам совместной работы в течение полугода мы расстанемся», — пообещал Самойлов.

«Если Дмитрий Иванович так рассуждает, если он планирует, несмотря на то что контракт заключён на три года, расторгнуть его с недобросовестными подрядчиками, надо поддерживать такие решения», — заявил Алексей Дёмкин. «Да», — согласился Владимир Плотников.

Позже в беседе с «Новым компаньоном» Дёмкин отверг личную заинтересованность кого-либо из думцев в предстоящем переделе в отрасли.

Алексей Дёмкин, депутат Пермской городской думы:

— Недобросовестных подрядчиков нужно выгонять из города. Да, грядёт передел рынка. Администрация должна управлять процессом. Это её основная функция — организовать процесс и обеспечить качественное исполнение.

Говорят: «Все подрядчики обанкротились...» Вы же администрация! Сами привлекли на подряд. Возникает вопрос: зачем привлекаете таких подрядчиков? Администрация может также приостановить конкурс, если увидит, что собирается некачественный состав участников.

--

«Вся проблема — в головах и в отсутствии профессионализма»

Опрошенные «Новым компаньоном» представители дорожно-строительных компаний либо отказались от комментариев, либо не признали бедственное состояние дорог.

«Если сравнивать, то два—три года назад их совсем не было, сейчас очень хорошие дороги, — считает заместитель директора ООО «Евродорстрой» Павел Гукосян. — Невозможно, чтобы на пыль клали асфальт, технологию соблюдают».

Гукосян также подчеркнул, что «Евродорстрой» строит дороги второй категории в Пермском крае, а в самой Перми их строительством и ремонтом не занимается.

Генеральный директор ОАО «Пермдорстрой» Павел Чумаков заявил, что ничего не слышал о проблемах в Перми с дорогами: «К нам претензий не предъявляют».

Сергей Титов, генеральный директор КТ «Пермская ДПМК»:

— Выгнать можно всех, и всё можно менять. Когда работа делается наскоками и дилетантами, ничего не получается. Для этого нужны хирургические меры. Вся проблема — в головах и в отсутствии профессионализма. Нужно включать голову и мозги. Дороги отличными быть не могут, они сейчас удовлетворительные.

Мы в городе дороги не делаем, ремонтируем федеральные в крае. Нам сейчас в Перми делать нечего — мы делаем качественные дороги, а в этом нет потребности. Качественные дороги городу не нужны.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться