Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

Максим Кис: Платная парковка — самый гуманный механизм «парковочной политики»

Первые платные парковки в Перми могут появиться в следующем году

Поделиться

Пермские водители частенько рассуждают о том, что платить за парковку — то же самое, что за воздух. Однако в Европе и крупных российских городах такая практика существует давно. О том, когда в Перми появятся платные парковки и почему это необходимо, рассказал руководитель муниципального учреждения «Пермская дирекция дорожного движения» Максим Кис.

парковки

  Ирина Молокотина

Пешком дешевле

— Во всех крупных российских городах существует проблема парковок. Можно ли так сказать о Перми?

— Наши водители почему-то считают, что это проблема, если, приезжая на работу, они должны парковаться в 15 м от организации. А в Риме люди идут пешком и больше 100 м. Многие считают, что если парковочного места нет рядом, то существует проблема парковок, и её кто-то должен решить, в частности муниципалитет. А пока она не решена, можно ставить машину в любом месте — на тротуаре, вторым рядом, на аварийке, на газоне... Нередко слышу доводы, что водителя «вынудили неправильно парковаться». Ещё один довод наших людей: не буду платить за парковку, потому что это — то же самое, что платить за воздух.

Но если наш человек берёт автомобиль в аренду в каком-нибудь крупном европейском городе, он начинает «нарезать круги» в поисках пустого платного парковочного места и в конце концов идёт к месту назначения, остановившись за три квартала до него.

— Пермская «парковочная политика» сильно отличается от европейской?

— В европейских странах принимаются меры по снижению использования автомобиля в центре города. Обратите внимание — речь не идёт о количестве владельцев авто, потому что в Европе их число существенно выше, чем в России. Если посмотреть европейские и американские фильмы, можно заметить, как часто герои пользуются такси. Причём это вовсе не означает, что они так делают из-за отсутствия автомобиля. Просто такси в центре города пользоваться логичнее и дешевле.

Никакой город, даже самый богатый, не в состоянии создать и поддерживать такую инфраструктуру, чтобы все его жители могли ездить на персональных автомобилях и парковаться бесплатно. Экономика города это не потянет. Поэтому вводится ограничение на пользование автомобилем с помощью разных механизмов.

— Каких, например?

— Самый гуманный — пользование платными парковками. Речь идёт о тех районах, где парковочные места в дефиците, это, как правило, центр города. Ограничение заключается в установлении платы за парковку, а в отдельных городах вводится ограничение допустимого времени пользования. Есть комбинации этих вариантов.

Бывает стимулирующая ситуация: на подъездах к центру города делаются дешёвые или даже бесплатные парковки, человек может оставить там машину и поехать дальше на общественном транспорте. Купив билет, он тем самым как бы оплачивает парковку.

Есть жёсткие решения, когда вводится запрет на использование автомобиля в части города. В некоторых городах Южной Америки есть даже такие правила, когда по чётным дням недели ездят люди с чётными номерами, по нечётным — с нечётными. Есть известный пример Лондона, центр которого ограничен платным въездом. Человек на автомобиле чисто экономически проигрывает тому, кто пользуется общест­венным транспортом.

Парковки для посетителей

— В нашем городе ситуация обратная. Порой, чтобы доехать на общественном транспорте с окраины до центра и обратно, нужно заплатить сумму, превышающую расходы на бензин.

— Да, люди, имеющие автомобиль, тратят на передвижение по городу меньше денег, а должно быть наоборот. Потому что мой автомобиль занимает общественное пространство, причём бесплатно. Дороги строятся не для хранения транспорта, а для движения по ним.

Возникает вопрос: почему все горожане, в том числе и те, у которых нет машины, а их большинство, должны сброситься и оплатить такому человеку парковочное место в центре города? Я не против того, чтобы человек ездил на автомобиле, если ему так комфортнее, но за свой комфорт он должен заплатить сам.

Другое дело, когда человек ездит по делам. Он, как правило, в одном месте находится не более одного-двух часов. Поэтому мы пошли по такому пути: пока нет платных парковок, мы начинаем потихонечку, квартал за кварталом, вводить ограничения по времени.

Фактически мы говорим о том, что формируются парковки для посетителей. Около городской администрации есть целый квартал таких парковок. Это могут быть посетители городской администрации, театра оперы и балета, близлежащих офисов и магазинов. Эти люди должны иметь возможность воспользоваться парковкой беспрепятственно. Те, кто приезжает на работу, могут оставить свою машину неподалёку, немного пройтись до работы или поставить машину на частной стоянке. Контрольные замеры показали, что после введения ограничений количество автовладельцев, использующих эти парковки, увеличилось в два-три раза.

— Где ещё в Перми расположены парковки с ограничением по времени?

— Есть три зоны: около городской администрации на улице Сибирской (участок между Ленина и Петропавловской возле сквера театра оперы и балета); около краевой администрации на улице Куйбышева по одной стороне на участке между улицами Ленина и Петропавловской; на улице Советской в районе многофункционального центра по оказанию услуг населению. Ограничение на этих парковках — 180 минут, то есть три часа. Если человек стоит дольше, его привлекают к ответственности за административное правонарушение.

— Каким образом происходит контроль?

— Мы используем фотофиксацию нарушений. Все такие парковочные места оборудованы фотофиксаторами, которые непрерывно считывают госномера машин и замечают, если машина простояла дольше установленного лимита. Первое время у водителей были сомнения: работает ли система, было много нарушений — до 20 в день. Сейчас большинство людей убедились, что работает, и нарушений стало не больше пяти-семи в день.

Первое время ограничение времени действовало на парковках круглосуточно. Сейчас фотофиксация происходит с 8:00 до 19:00. Это период, когда есть дефицит парковочных мест. В случае с парковкой у театра оперы и балета это связано ещё и с тем, что спектакли бывают длинными, а в вечерний период проблем с парковками уже нет.

Когда нарушить — себе дороже

— Когда пермякам ждать появления платных парковок?

— Следующий шаг будет сделан, я надеюсь, уже к лету будущего года — особо дефицитное на парковочные места пространство в центре станет платным. Парковки с ограничением по времени, существующие сейчас, могут стать платными одними из первых. По мере того, как мы будем готовы нормативно и технически к их введению, платные парковки могут появиться в достаточно большой части города.

— Что необходимо сделать, чтобы в городе появились платные парковки?

— Необходимо обеспечить тотальный контроль соблюдения правил остановки и стоянки автомобилей. Можно сделать сколько угодно платных парковок, но если, приехав на автомобиле и увидев платную парковку, человек, усмехнувшись, заедет на тротуар или газон рядом с платной парковкой и ему за это ничего не будет, платные парковки так и останутся пустовать. Человеку будет дешевле нарушить правила.

Нужно наладить два механизма — эвакуацию авто нарушителей и фотофиксацию таких нарушений. По обоим направлениям администрация города сейчас работает с полицией и ГИБДД. Руководитель администрации Перми Дмитрий Самойлов принял решение, что координировать действия по эвакуации машин должна именно Пермская дирекция дорожного движения. Таким образом, теперь специалис­ты учреждения с помощью камер видеонаблюдения будут выявлять места, где неправильно припаркованные автомобили больше всего снижают безопасность дорожного движения, заужают проезжую часть, мешают движению пешеходов. Затем сотрудники дирекции совместно с ГИБДД выезжают на место для эвакуации автомобилей и составления протоколов об административных правонарушениях.

В сентябре-октябре мы планируем запустить два мобильных фиксатора, установленных на специальных автомобилях. Ещё один шаг, который нужно сделать, — разработать и принять ряд нормативных документов, в частности определяющих размер платы за парковку.

— Уже можно сказать, какой будет эта плата?

— В городах типа Сан-Франциско плата нефиксированная — она меняется по мере заполнения парковки. Не думаю, что с нашим законодательством получится сделать плавающую стоимость. Но то, что она будет разной по территории города, это точно.

Важно, чтобы человеку было выгодно заплатить за парковку, а не оплачивать штраф за нарушение. В Москве, к примеру, платная парковка стоит 80 руб. в час, в Екатеринбурге — 30 руб. в час. Думаю, оплата в Перми будет установлена в пределах 20-30 руб. Другое дело, что на платных парковках будет некоторый бесплатный лимит от 15 минут до получаса. Оплата будет производиться несколькими способами — через банкомат, через парковочный терминал, по SMS и через мобильное приложение.

— Не думаете, что пермяки могут негативно воспринять идею с платными парковками?

— Введение парковок с ограниченным временем мы рассматриваем как подготовку сознания людей к тому, что иного пути нет. Введение платных парковок — практически безальтернативный вариант. Для кого-то это будет дорого, но надо понимать, что предоставить бесплатное парковочное место в центре города — вот что действительно дорого для бюджета.

В европейских городах 80% расходов автомобилис­тов — это расходы на парковку. Будут недовольство, конфликты, будут попытки, как у первопроходцев в Москве, скрывать номера. Но при этом москвичи говорят, по центру города стало возможно ездить, количество поездок растёт. Думаю, в Перми результаты будут не хуже.

Источник — газета «Пятница»

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться