Карина Турбовская

Карина Турбовская

журналист

Мотоциклы, от которых зависела жизнь

Поделиться

В этом году посетить Пермь планирует крупнейшее в мире частное собрание мотоциклов «Мотомир Вячеслава Шеянова», наречённое во время гастролей в Санкт-Петербурге самарской «Третьяковкой в мире мотоциклов». Собрание посвящено «золотому веку» мотоциклов, пик которого пришёлся на 1930—1960-е годы. Именно тогда были достигнуты почти все вершины инженерной мысли и эстетики. Красивые и могучие машины, прямые наследники непобедимой конницы Чингисхана, сыграли огромную роль во Второй мировой войне. За 20 лет самарский меценат Вячеслав Шеянов собрал и отреставрировал более 90 уникальных мотоциклов со всего мира. В этом году принято решение открыть собрание для широкого круга зрителей в России и за рубежом. Благодаря инициативе пермяка Алексея Чалышева Пермь станет одной из первых гастрольных точек коллекции. Более подробно о мотоциклетной «Третьяковке» рассказывает сам её владелец.

— Вячеслав, откуда такое страстное увлечение мотоциклами?

— Наверное, каждый мальчишка в нашей стране хоть раз сталкивался с темой мотоциклов и был в какой-то степени ими увлечён. Вот и я как сейчас помню свой первый опыт. Мне было 12 лет; меня посадили на мотоцикл, завели его, и я поехал. Конечно, «поехал» это громко сказано. Я сразу упал, я и велосипедом-то тогда не очень владел.

Но серьёзное увлечение началось, когда я учился в институте. Со времён Второй мировой на территории СССР осталось очень много трофейных военных мотоциклов: немецких, американских, итальянских, японских. Тогда я зацепился за эту тему как за бизнес-идею: у нас мотоцикл можно было купить за $300, а продать за границей за $1000. Но постепенно, занимаясь мотоциклами, я стал вглядываться в них, а через них — в историю и невольно полюбил то время. Особенно период гражданской войны в Испании. Мне почему-то кажется, что это самое героическое время: «Родина или смерть».

А потом я полюбил и сами мотоциклы того времени. Ведь тогда они представляли собой не то, что сегодня. Сейчас мотоцикл, скорее, предмет роскоши. Тогда он был средством передвижения, которое определяло повседневную жизнь людей и, более того, в период военных действий решало вопрос жизни и смерти.

Через мои руки прошло очень много мотоциклов, и я понял, что все они очень разные по характеру. На каждом из них — отпечаток страны, в которой он создавался, отпечаток тех настроений, исторических побед и трагедий. То есть моя коллекция представляет несколько исторических пластов, в каждый из которых можно проникнуть на моих мотоциклах.

— То есть сейчас для вас это не простое коллекционирование, а целая философия?

— Я воспринимаю мотоциклы первой половины прошлого века как завораживающий мир красивых и мощных машин, в которых проявлен гений всех наций, вовлечённых в величайшую трагедию и величайший триумф человечества — Вторую мировую войну. Каждый мой мотоцикл — это машина времени, мотор которой переносит вас в глубь нашей истории, давая шанс осознать её не только умом, но телом и душой.

Моя коллекция — это живая история. У нас в Самаре мы регулярно устраиваем мотопробеги, даём «поковыряться» в экспонатах и даже покататься молодёжи. Если что-то сломается — это нестрашно. В конце концов, это же просто железка, а сколько эмоций и увлечённости ты видишь в глазах людей, которые могут прикоснуться к истории. И если у меня в кружке хотя бы несколько молодых людей будут заниматься делом, а не пить пиво во дворе, то я буду считать, что всё делаю правильно.

Второй кит моей философии — научность изысканий. В военной мототехнике есть такое понятие как экспериментальные мотоциклы. Обычно они создаются в ограниченном количестве с целью усовершенствования существующих серийных мотоциклов. Есть такие модели, которые не сохранились до наших дней ни в одном экземпляре.

Так, в России в годы войны было сделано несколько экспериментальных мотоциклов на базе серий М-72 и М-73. Многие разработки не дошли до наших дней. Скудные архивные данные зачастую не позволяют воздать должное русскому инженерному гению, и чтобы восполнить пробелы, проделывается уникальная работа. Скажем, две точные копии М-73 восстановил для нас реставратор Алексей Попов. Он работал с секретными отчётами по испытаниям модели, хранившимися в музее Подольска. Провёл большую научную работу. Я считаю, что так мы проявили уважение к дедам, восстановив их труд. Историческая достоверность наших мотоциклов не в том, что все-все детали оригинальные, а в том, что в них сохраняется тот самый дух.

Ещё одна показательная история. Я нашёл в открытых источниках информацию, что в годы войны Harley-Davidson тоже сделал военный мотоцикл с маркировкой XS. Информация про это есть в интернете и в энциклопедии Harley-Davidson. Единственный экземпляр модели хранится в музее компании в городе Милуоки, штат Висконсин. Поскольку я научно подхожу к своей коллекции, решил, что у меня должна быть такая реплика.

Сложность состояла в том, как это сделать. Был, конечно, вариант попросить музей дать нам разобрать мотоцикл, но это дорого и очень непросто. Стали рассуждать логически: если мотоцикл испытывался армией, должны быть отчёты об испытаниях. Сначала запросили их в Harley-Davidson. Получили ответ, что материалы были утеряны. Как вы понимаете, нас это не остановило. Значит, документы должны быть где-то в архивах армии США. Обратились к профессиональному архивариусу. Он ответил, что на полигоне, где проводились испытания, есть документы по всем моделям. Но нет ни одного, имеющего отношение к Harley-Davidson XS. Это нас насторожило. Наш архивариус написал письмо с соответствующим запросом в музей. И сотрудники музея, потупив глаза, поведали нам историю…

Оказалось, что в 1960-х годах в компанию Harley-Davidson заявились два товарища, представившиеся бывшими сотрудниками. Они сказали, что в 1942 году участвовали в разработке этой модели и сейчас (то есть в 1960-х годах) могут восстановить её по памяти. В общем, оказалось, что Harley-Davidson XS — просто фейк, такого мотоцикла не было. Так что наш научный подход приводит и к разоблачениям.

Ещё одна моя цель, если хотите, философский посыл — зародить у русских чувство гордости и собственного достоинства. Нам есть чем гордиться. Почему русские выиграли войну? Могу сказать, что мотоциклы у немцев были технически более совершенны, но наш подход оказался более практичным. Количество мотоциклов советской армии в два раза превышало оснащение немецкой при тех же затратах, а относительная техническая простота делала нашу технику более маневренной. Это лишь частный пример. Но я хочу, чтобы люди знали и ценили истинную историю своей страны.

— Костяк вашей коллекции — военные мотоциклы. Почему именно они?

— Если вас спросят, какой мотоцикл самый крутой, вы, наверное, ответите: «Тот, что больше всех». Это будет близко к правде. Чем больше мотоцикл, чем больше у него объём двигателя, тем сложнее его сделать, тем более он приспособлен к манёвренной войне. 14 стран мира производили такие мотоциклы, 14 стран ворвались в эту гонку за выживание.

Тяжёлые мотоциклы — это круто. А военные — ещё круче! Это сплошной функционал. Когда солдат на марше, всё теряет смысл, кроме движения вперёд. Откажет мотоцикл или не откажет, доедет — не доедет, — от этого зависит жизнь. И это завораживает. Я восхищаюсь военными моделями.

— Закончена ли коллекция, Вячеслав? Что вы предполагаете делать дальше?

— В глобальном смысле тема раскрыта. У меня собраны все без исключения тяжёлые и военные мотоциклы, включая их реплики. Но нет предела совершенству. Есть несколько прототипов, которые мы делаем, есть уникальные экспонаты, которых у меня нет.

В этом году принято решение открыть собрание для массового зрителя в России и за рубежом. Мы налаживаем связи с музеями техники по всему миру. Первую делегацию отправили в мае в Петербург. И были поражены тем, что за два дня выставки у нас побывали любители ретро-техники из Перми, Ярославля, Нижнего Новгорода и Москвы. Люди не поленились и, узнав про «Мотомир», прилетели в Питер, чтобы просто прикоснуться к любимым машинам, которые они буквально боготворят.

Многие, так же как пермяк Алексей Чалышев, пригласили «делегацию золотого века» в гости. Думаю, что в турне по городам России мы возьмём не только гражданские модели, но добавим боевых машин и трициклов. Возможно, мы озаботимся и профессиональным фотооборудованием, чтобы каждый желающий мог оставить себе фотокарточку на память. Опыт петербургской выставки показал, что это востребовано всеми: от детей и нежных девушек до брутальных офицеров полиции. Красота этих машин уровняла всех, и нам приятно видеть, сколько искренней радости доставляет людям «Мотомир».

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться