Андрей Скрипкин


Миллионы на честность

Поделиться

История создания продукта под названием FairPhone («честный телефон») настолько необычна, что кажется фантастикой. Тем не менее это правда. Первая партия FairPhone в 25 тыс. штук была произведена в декабре прошлого года, но раскуплена задолго до того, как была выпущена первая «трубка». Секрет этого не укладывающегося в голове успеха — в менталитете. Потенциальный производитель «честного телефона», голландский дизайнер Бас Ван Абель заявил об идее создания такого устройства, в котором не будут использованы материалы, добытые в зонах военных конфликтов, а в производстве не будет задействован рабский или детский труд. Известно, что большинство производителей в погоне за прибылью на такие «мелочи» не обращает внимания, но озвученная на сайте идея нашла отклик, на который даже сам Ван Абель не рассчитывал: за три недели после заявления на счету создателя FairPhone оказалось 3 млн евро. На этом месте не один из нас говорит себе: «Взять бабки и гулять до пенсии!», но честный голландец, до этого момента не имевший понятия о производстве электроники, через полгода уже вручал свою продукцию покупателям.

Всё началось с того, что во время семейной поездки на отдых у сына Баса сломалась ручная электронная игра. Отец, разбирающийся в электронике, решил быстренько починить игрушку сына, но когда попытался добраться до «начинки», выяснил, что сделать это не так-то просто. Все детали скреплены специальными винтами, к которым не подходила ни одна отвёртка. Бас задумался: какого чёрта производители не допускают потребителей до внутренностей своих аппаратов? Может быть, это специальная бизнес-модель, в которой производитель зарабатывает на эксклюзивном гарантийном и пост гарантийном обслуживании? Так или иначе, Басу показался нечестным сам подход, при котором потребитель не может заглянуть внутрь устройства, а значит, ничего не узнает о нём. И если мы ничего не знаем о продукте, продолжал рассуждать голландец, имеем ли мы право брать на себя ответственность за владение такой вещью?

Эти вопросы повлекли за собой другие. Что скрывается за каждым конкретным телефоном? Из чего он состоит? Где берут сырьё для его деталей и где производят? Кто его собирает и что происходит с аппаратом, когда мы его выкидываем?

В поисках ответов на эти вопросы Бас Ван Абель выяснил много любопытных фактов. Например, узнал, что добыча полезных ископаемых для производства электроники ведётся по всему миру. В том числе в таких странах, где не прекращаются военные конфликты, а деньги от продажи природных ресурсов используются для приобретения оружия и, как следствие, убийства людей. Условия работы на заводах в странах Азии тоже оставляют желать лучшего, а кое-где не брезгуют использовать детский труд.

Отсюда было уже рукой подать до момента, когда Ван Абель поставил перед собой цель внести свой вклад в решение этих проблем. Конечно, объёмы производства FairPhone не могут идти ни в какое сравнение с масштабами мировых гигантов электроники, но голландец рассчитывал, что таким образом он сможет хотя бы обратить их внимание: ребята, можно работать по-другому.

Так сформировались принципы производства FairPhone. Использовать сырьё и материалы, добытые в невоюющих странах. Отходы производства немедленно подвергать экологической переработке. Платить справедливую заработную плату всем участникам проекта. Обеспечивать полную прозрачность компании: документы о поставщиках, процессе производства и ценообразования, механизм формирования выплат зарплаты, фотографии деталей «начинки» — всё это выкладывается в открытом доступе на сайте компании.

Идея, что называется, пошла в массы. Авансовые платежи для покупки такого продукта посыпались как из рога изобилия, и сегодня Ван Абель признаётся, что был поначалу напуган объёмом обрушившихся на него обязательств.

— Бас, что происходило после того, как вы загорелись идеей «честного телефона» и решили наладить производство?

— Мы основали наш проект три года назад как стартап, ориентированный на повышение осведомлённости о полезных ископаемых, добытых в зонах военных конфликтов. Первым делом мы решили разобраться в проблеме. Вы можете сказать, что причиной появления подобной проблемы стали крупные холдинги. Но можно сказать, что во всём виноваты покупатели, которые приобретают такие товары.

Мы не знали, где правда. Чтобы лучше разобраться в этой проблеме, мы начали изучать все этапы производства, начиная от добычи полезных ископаемых и заканчивая доставкой товара в руки конечному покупателю. Первое, что мы сделали на пути создания «честного телефона» — нашли шахту, которая находится вне зоны военного конфликта.

Потом мы решили: если сможем найти 5 тыс. клиентов, станем производить телефон. Создали сайт, разместили на нём кнопку «купить». И за первые же три недели было заказано и оплачено 10 тыс. телефонов. На нашем счету оказалось 3 млн евро! Это пугало, потому что 10 тыс. человек уже купили телефон, которого не существовало, у компании, которая никогда не занималась производством телефонов. Но зато стало абсолютно понятно, что существует огромный интерес не столько к самому телефону, сколько к желанию изменить индустрию.

— Были ли проблемы с контролем «честности» в процессе производства?

— Когда мы говорим о производстве почти любой электроники, то нужно понимать, что речь идёт о войнах в Конго, где добывается много сырья для электроники, о трудовом законодательстве в Китае. Невозможно решить все проблемы по мановению волшебной палочки. Мы пытаемся показать, что можно и нужно продолжать усилия, чтобы постепенно разрешить имеющиеся проблемы. В краткосрочной перспективе, к сожалению, мы можем лишь постараться сделать ситуацию чуть менее плохой.

Но нужно смотреть на суть вещей. А суть заключается в том, как ваша компания ведёт себя в экономической системе и как вы можете посодействовать в создании рынков для компаний, которые не ставят генерацию прибыли выше социальных ценностей.

Конечно, у нас не может всё идти гладко. Не существует «честных» заводов в Китае, не существует «честных» шахт в Конго. В Конго и по сей день используют детский труд, но мы стараемся оказывать своё воздействие на решение этих проблем. Мы находим заводы по сборке электроники, которые соглашаются сотрудничать с нами по нашим принципам. Соединяем цепочки: добытчики сырья, производители, логистика и продажа. Наша главная задача — не создать собственное производство, а убедить существующих производителей сменить подходы к своей работе.

Необходимо учитывать, что мы очень маленькая компания. На сегодняшний день мы произвели всего 25 тыс. телефонов, тогда как обычно минимальный заказ на промышленное производство составляет от 100 тыс. штук. Находясь в категории легковесов, сложно оказывать давление на администрацию завода. Тем не менее мы стараемся, как можем. Если методику «честной работы» превратить в тренд для всей индустрии, то ситуация и правда может измениться.

— Ваши клиенты воспринимают «честность телефона» как серьёзное преимущество? Или большую роль играют какие-то особенные технические показатели?

— Говорю с полной уверенностью, что 99 % наших клиентов приобретают FairPhone именно из-за его «честности». Мы никогда не рекламировали наш продукт со стороны его технических или экономических показателей, сосредотачиваясь на социальных ценностях, «спрятанных» внутри устройства.

Совершенно очевидно, что наши клиенты не ориентировались на новейшие технологии хотя бы потому, что после того как они заплатили деньги, прошло полгода до того момента, как они получили покупку. Согласитесь, человек, который не заинтересован внести свой вклад в развитие нашей идеи, а просто хочет купить новый телефон, вряд ли станет ждать полгода.

— Но, согласитесь, экономическая устойчивость необходима для проекта, чтобы он существовал? Да и вам деньги нужны…

— Конечно, деньги — важная часть нашей жизни, и если у вас их нет — это проблема. Сейчас я совершенно не беспокоюсь по этому поводу. Мне, в принципе, не нужно много денег. На жизнь хватает, а желание их приумножить мной не движет.

Что касается компании, то она тоже вполне устойчива в экономическом плане. Нам удалось получить более 7 млн евро благодаря краудфандингу. Штат сотрудников за годы вырос до почти 30 человек.

Не стоит забывать, что основой нашего предприятия является социальная миссия, и наш успех, в том числе и финансовый, посылает серьёзный сигнал всему обществу: даже если вы создадите предприятие для решения социальных проблем, существует возможность стать успешными в финансовом плане. А главное — существует рынок сбыта для такого типа продукции. Понятно, что мы ещё в самом начале пути и не можем оказать значительное влияние на всю цепочку производства. Но нам удалось сделать очень важную вещь — доказать, что рынок уже готов к продукции нового образца — более честной, более социальной.

— А в детстве вы мечтали о чём-то подобном? Что повлияло на формирование такого отношения к бизнесу?

— Да, я с давних пор пришёл к мысли о необходимости решать общественные проблемы. Около 15 лет я работал на негосударственные организации. В частности, занимался разработкой протезов для поставки в развивающиеся страны, где зачастую просто отсутствует возможность разработки собственных протезов.

Конечно, мировоззрение формировалось с детства. Неоценимую роль в этом сыграли родители. Позже — работа. Всю свою жизнь я создаю какие-то вещи — такова профессия дизайнера. Я обожаю технологии, люблю делать что-то новое, но всегда стараюсь смотреть на каждый продукт не как на обычную вещь, а стараюсь осознавать его реальное значение, понимать, как он устроен и что за ним стоит.

Если вы взглянете на вещи под таким углом, то очень быстро придёте к мысли, что «физическая» составляющая продукта — это лишь надводная часть «айсберга». Основная же часть незаметна для обывателя, это работа огромного количества людей, которые проектируют продукт, работают над его производством, разрабатывают технологии. Возможность заглянуть глубже в процесс создания различных продуктов помогает увидеть очень серьёзные проблемы.

— Можете ли вы посоветовать начинающим предпринимателям идти тем же путём, что и вы, создавая свой бизнес?

— Да, это абсолютно реально. Сейчас такое время, когда социальные медиа и система коммуникаций развиты превосходно. Вы можете очень быстро организовать компанию, при этом вам совсем не обязательно привлекать инвесторов и капитал в свой проект. У вас уже есть для этого прекрасная инфраструктура — интернет. Через него вы можете методом краудфандинга найти необходимые деньги.

Что ещё можно посоветовать? Старайтесь строить свой бизнес быстро. Вовлекайте людей в создание вашего бренда вместо того, чтобы прописывать все мельчайшие детали бизнес-плана. Но универсальный совет здесь дать очень сложно. Ведь бизнес, как и любовь, очень переменчивое понятие в зависимости от контекста…

— Для вас любовь — «переменчивое» понятие?!

— Конечно. У меня, например, одна любовь с женой, совсем другая — с детьми. Это понятие может быть применимо практически к любым персональным отношениям.

— Кстати, работа над проектом как-то повлияла на вашу семейную жизнь?

— Да, у нас с женой трое детей. Когда мы занимались организацией «честного телефона», были трудные времена. Да и сейчас я чувствую себя немного разобщённым с семьёй. Что ж, пытаюсь с ними проводить как можно больше времени…

— Можете ли вы при этом назвать себя счастливым человеком?

— Я чувствую себя очень счастливым, когда в моей голове нет мыслей (смеётся). Когда я могу просто сесть на диван и не думать о завтрашнем дне. Но это бывает совсем не часто. Так что для меня ощущать себя счастливым получается тогда, когда есть возможность оглядываться назад, а не только постоянно смотреть вперёд.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться