Алексей Дегтярёв: Мы готовы решать нестандартные задачи

Генеральный директор «Автотранскалия» рассказал об особенностях рынка грузоперевозок и пояснил стратегию компании

Поделиться

— Алексей Юрьевич, судя по названию вашего предприятия, вы сотрудничаете с «Уралкалием»?

— Более того, «Автотранскалий» является 100%-й «дочкой» ОАО «Уралкалий», на головное предприятие приходится 90% поступающих в наш адрес заявок. Остальные мы получаем от дочерних структур этой компании, а также сторонних предприятий.

«Уралкалий» — мощная корпорация, запросы которой нелегко удовлетворить. Количество сотрудников нашего предприятия превышает тысячу человек, а автопарк насчитывает около 700 единиц техники. География перевозок охватывает весь Пермский край и европейскую часть нашей страны. И, соответственно, мы обслуживаем «Уралкалий» на рудо­управлениях в Березниках и Соликамске.

Грузы абсолютно разные. В том числе и калий. Например, в этом году у нашего ключевого клиента появилась потребность в перевозках именно готового продукта. Безусловно, не в рамках географии поставок «Уралкалия», который работает на весь мир. Наше предприятие обеспечивает перевозку готового продукта между рудоуправлениями г. Березники и в порт.

— Разве не дешевле перевозить груз железной дорогой?

— Всё зависит от характера груза и его объёмов. Если необходимо разово доставить несколько тысяч тонн калийной руды или готового продукта потребителю, то проще использовать железнодорожный подвижной состав. Но если требуется перевезти 20—30 тонн груза из точки «А» в точку «Б», то это выгоднее сделать посредством автотранспорта. Недаром сущест­вует оценка экономической целесообразности той или иной перевозки.

— Сегодня рынок грузоперевозок достаточно насыщен, конкуренция на нём жёсткая. Не проще ли было «Уралкалию» привлечь для такой работы специализированную компанию?

— «Автотранскалий» прежде был автотранспортным цехом «Уралкалия» и до сегодняшнего дня развивался рука об руку с головной компанией. В 2005 году на его базе была создана отдельная самостоятельная бизнес-единица по транспортировке грузов. Но услуги сторонних подрядчиков «Уралкалием» тоже востребованы, поскольку даже такая большая компания, как «Автотранскалий», не может «закрыть» его потреб­ности в полном объёме. При этом «Уралкалий» привлекает сторонних подрядчиков через наше предприятие. У нас примерно 30 контрагентов, работу с которыми мы в этом году активизиро­вали, привлекая их на перевозки, в том числе готового продукта и руды.

— Давление со стороны конкурентов не ощущаете?

— Стратегическая задача «Автотранс­калия» — за три года превратиться в рыночную компанию. То есть уйти от сущест­вующего соотношения в грузо­перевозках, где 90% приходится на «Уралкалий», и увеличить рыночную долю заказов.

Мы занимаемся анализом рынка грузоперевозок Пермского края и видим, что конкуренция серьёзная. Рынок перевозок очень развит. К примеру, только в Березниках действует порядка 50 различных компаний, занимающихся грузоперевозками. Это и крупные предприятия, у которых до 100 единиц техники, и мелкие, владельцы одной—двух единиц.

Конечно, с небольшими компаниями в ценовом сегменте нам сложно конкурировать, поскольку они демпингуют. Но если рассматривать бизнес в целом, то мы готовы в будущем предоставлять тому же «Уралкалию» как основному заказчику технику на рыночных условиях за счёт того, что у нас хорошие цены по тяжёлой технике и конкурентов в этом сегменте у нас нет. В то же время мы готовы более гибко подходить к ценообразованию, работая с затратами, с объёмом заявок, со сторонними заказчиками. Нам это интересно, и мы будем развиваться в этом направлении.

— Исходя из задачи, которую вы озвучили, особый интерес представляют именно эти 10% «рыночных» заказчиков. Кто они?

— Среди них есть крупные организации, предприятия региона. В то же время есть школы, больницы, предприятия бюджетной сферы. Спектр техники, которую мы применяем, позволяет оказывать огромное количество услуг. Поэтому мы рассчитываем на рынок всего края, а не только Березников и Соликамска, и планируем инвестиционный бюджет, исходя не только из потребностей компании «Уралкалий».

— Кроме широкой линейки техники, которая может выполнять разные задачи, есть ещё какие-нибудь уникальные предложения, за счёт которых вы собираетесь завоевать рынок?

— У нас есть большой опыт по перевозке опасных, крупногабаритных грузов, а также большой парк техники, которая может быть занята в строительстве. В частности, в Березниках планируется большой объём строительства жилья.

В тех же Березниках, Соликамске появляются новые подразделения крупных компаний, таких как «Уралхим» и «Еврохим». Рынок живой, перспективный, в ближайшее время работа у нас точно будет. Главное — делать её качественно.

— Вы и ваши сотрудники много перемещаетесь по Уралу, по европейской части России. Можете ли вы как эксперт оценить состояние дорог?

— Я бы не сказал, что Пермский край отличается по качеству дорог в целом от среднестатистических российских регионов. Я был не только в европейской части нашей страны, но и в Сибири. Ездил на личном автомобиле и по Иркутской области, и по Красноярскому краю.

Единственное, что меня поразило в Прикамье: когда я приехал, начал таять снег, и ямочный ремонт производился жёлтыми кирпичами. Похоже, это «фишка» Пермского края. Может, здесь много кирпичных заводов, но честно скажу, нигде такого не видел.

Недавно побывал в Кирове, где примерно такое же качество дорог, как и в Перми.

— Вы как директор компании оценивали в связи с этим экономи­ческий ущерб?

— В весенний период, когда наступает распутица, у нас на 20—25% увеличиваются эксплуатационные издержки на ремонт ходовой части автотранспорта. Действительно, для экономики это огромный ущерб. Но в последние 7—10 лет качество магистральных российских автодорог потихоньку улучшается, поскольку в них вкладываются федеральные деньги. Но всё-таки это делается не так быстро, как хотелось бы.

— Большое автопредприятие — это, помимо всего прочего, нагрузка на экологию. Приходится ли заниматься модернизацией вашей техники или проводить какие-то акции?

— Особых акций придумывать не приходится. Мы просто должны приобретать технику, соответствующую экологическим нормам. Поэтому изначально при планировании своих инвестиций, бюджета мы делаем ставку на наиболее современную технику, которая соответствует нормативам по выбросу СО2 и других загрязняющих веществ.

Если говорить про Березники, то мы ежегодно участвуем в конкурсе «Чистый воздух». Он предусматривает целый комплекс мероприятий, замеров, по результатам которых производится оценка. Наше предприятие на протяжении нескольких лет занимает лидирующие позиции в этом соревновании, поскольку закупает современную технику, предпринимает различные меры, направленные на очистку сточных вод.

В частности, мы заканчиваем строительство очистных сооружений, что требует значительных денежных затрат. Но это оправданно, потому что мы здесь живём. Не заботиться о своём городе — значит не заботиться о самих себе.

— Как вы решаете кадровую проб­лему, которая сегодня актуальна для многих компаний? Есть дефицит квалифицированных специалистов?

— Я думаю, любая организация сейчас испытывает нехватку именно квалифицированных кадров. Мы работаем над этим вопросом. В частности, у нас есть парт­нёры — техникумы и колледжи, которые занимаются подготовкой водителей, машинистов бульдозеров.

В этом году мы начали реализацию программы формирования кадрового резерва: растим и своих управленцев, и своих начальников автоколонн. Организуем на базе «Автотранскалия» всевозможные мероприятия по подготовке резерва.

Я благодарен всем учебным предприятиям Пермского края, которые помогают нам и направляют на практику лучших студентов. Из этих студентов мы уже формируем тех специалистов, которые придут на наши предприятия и ремонтировать автомобили, и решать экономи­ческие вопросы компании.

— Скажите, а бывают ли клиенты, которые со своими запросами не укладываются ни в какие регламенты (например, предлагающие какой-то особо негабаритный груз или предъявляющие завышенные требования)? Вам всегда удаётся находить с ними общий язык?

— Мой личный подход к ведению бизнеса заключается в том, что капризных клиентов в принципе не бывает. Клиент всегда прав. На самом деле, мы готовы удовлетворять все потребности клиента. Если он хочет, чтобы мы ему предоставили автокран в 6:00, то мы решим свои вопросы и предоставим технику вовремя, несмотря на то что у нас смена начинается на два часа позже.

Бывали случаи, когда ради удовлетворения запросов клиента мы договаривались с водителем, который был в отпуске или даже на больничном. Мы готовы работать в абсолютно любой ситуации, решать любые нестандартные задачи в сфере перевозок, удовлетворяя запросы клиентов.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться