Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

«Одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса…»

В окрестностях Губахи в третий раз прошла театрально-ландшафтная акция «Балет на закате»

Поделиться

  Алексей Гречищев

Идея соединения красоты ландшафта с красотой сценического действа — одна из популярнейших в современном мире.

Арена ди Верона, фестиваль в Брегенце, Принсенграхт в Амстердаме, израильская Масада, дворец и парк Шёнбрунн в Вене… Наконец, знаменитейший «симфонический пикник» Вальдбюне, который ежегодно устраивает Берлинская филармония на закрытие сезона — примерам несть числа. Но «Балет на закате» — ноу-хау Пермского края — от всех «коллег» принципиально отличается. Как правило, в подобных акциях совмещают рукотворный ландшафт — дворцы, античные амфитеатры, старинные крепости, парки, каналы — и оперную постановку или симфонический концерт. Но дело происходит в Пермском крае, а это — Парма и балет.

Даже странно, почему до художественного руководителя губахинского театра-студии «Доминанта» Любови Зайцевой никто не придумал соединить эти две красоты. Наверное, потому что не многие творческие деятели бывали на Рудянском спое Крестовой горы в окрестностях Губахи — естественном скальном амфитеатре, который словно создан для массовых зрелищ.

Губаха — симпатичный современный городок, которому повезло с градообразующим предприятием: ОАО «Метафракс» и его руководители Армен Гарслян и Владимир Даут поддерживают многие культурные начинания, а «Балет на закате» стал их любимым детищем. И всё же провинция высокой культурой небогата, и поэтому ландшафтный балетный вечер — чуть ли не главное событие года для всего севера Прикамья.

В этом году посмотреть ландшафтный спектакль собралось более 20 тыс. человек! Автобусы прибывали из всех окрестных городов.

Из Соликамска автобус привёз инвалидов-колясочников. Посчитав, что для бесплатной акции никакие особые формальности не нужны, инвалиды и сопровождающие не озаботились получением пропуска на гору, были, как все, остановлены постом ДПС и отправились вверх пешком. Увидев целую толпу колясочников на горе, организаторы немало удивились и после спектакля вниз отправляли их уже на автобусах-«челноках».

Наверное, «Балет на закате» — самая демократичная балетная постановка в мире. И не только потому, что зрителем может стать любой, кто доберётся до вершины горы, и депутаты краевого парламента, члены правительства края и прочие VIP'ы безропотно усаживаются на раскладных стульчиках в толпе губахинцев, но и потому, что на грандиозной поляне царит атмосфера пикника, а не театрального зрительного зала. Зрители приходят с «пенками» и пледами, с шашлыками, чаем и коньяком, с младенцами и собачками. Здесь никто не предупреждает, что нужно выключить телефоны, а фотографировать и снимать видео можно без ограничений, что все и делают: многотысячная толпа буквально ощетинивается камерами, смартфонами и айпадами.

Все стремятся запечатлеть фантастическое зрелище, но даже профессиональным фотографам это удаётся далеко не всегда. Они приезжают на гору не просто поработать — они откликаются на профессиональный вызов: не так-то просто запечатлеть во всём колористическом богатстве закат, да ещё так, чтобы на его фоне не потерялись фигуры танцующих.

Акция проводится всегда 21 июня — в самый длинный день года, накануне самой короткой ночи. Получается этакий уральский народный календарный праздник, что-то вроде культурного Ивана Купалы. Сцена ставится таким образом, чтобы закат был естественной декорацией танца, а время рассчитывается так, чтобы кульминация в балете совпала с последними солнечными лучами. В течение полутора часов огромная толпа созерцает закат, фиксируя все его нюансы, одновременно наслаждаясь балетом.

В этом году были исполнены «Серенада» Джорджа Баланчина на музыку Чайковского и первый акт из «Дон Кихота». Можно, конечно, посетовать на то, что балеты шли под ужасную крикливую фонограмму, но вряд ли музыку услышала бы вся поляна, если бы звук был поделикатнее. Всё остальное было, как всегда, безупречно. Труппа подготовилась к полевым условиям, почувствовала себя фронтовой агитбригадой и отработала по-настоящему, с душой.

В перерыве зрители азартно обсуждали изящество прелестной Инны Билаш, так эффектно смотревшейся в «Серенаде» с развевающимися на ветру распущенными волосами, а после перерыва с восторгом приветствовали не менее прелестную Полину Булдакову — очаровательно кокетливую и игривую Китри в «Дон Кихоте».

Выбор «Дон Кихота» для показа на горе — отличная идея. Испанский колорит, все эти страсти и выяснения отношений, матадоры и уличные танцовщицы, красавцы и красавицы, веера и кружева отлично рифмуются с золотым, алым и фиолетовым цветом неба. А вечерняя прохлада (к счастью, настоящего холода и ветра, в отличие от прошлого года, на горе в этот раз не случилось), казалось, лишь добавляла артистам драйва и азарта. И даже небольшой размер сцены не помешал — ни толкучки, ни путаницы, идеальные ряды кордебалета, красивые проходы — всё это особенно эффектно смотрелось с «верхнего яруса» — со скал, куда многие зрители отправились, вооруживших биноклями и даже целыми телескопами.

После бурной овации, во время которой публика, не ограничиваясь аплодисментами, вопила и свистела, зрители начали расходиться, провожаемые постоянно меняющимися красками неба. К затухающему закату присоединился молодой месяц — тонкий, но гигантский, висящий над самым горизонтом, а в дальнем уголочке неба уже начинался рассвет.

Фото — Алексей Гречищев

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться