Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Для продвинутых и терпеливых

Пермский театр оперы и балета готовит экстремальную премьеру

Поделиться

Опера Дмитрия Курляндского «Носферату» была написана по заказу художественного руководителя Пермского теат­ра оперы и балета Теодора Курентзиса. Это первая в России и, возможно, в мире полномасштабная опера, написанная на языке экстремальной академической музыки.

Постановщики и исполнители — такие же радикальные и бескомпромиссные художники, что и композитор. Режиссёр — специалист по античному театру Теодорос Терзопулос. Куратор сценографического решения — один из предводителей направления arte povera (бедное искусство) Яннис Кунеллис.

В официальном релизе сказано:

«В день премьеры публика должна быть готова к тому, что столкнётся с разрывом привычных театральных шаблонов и испытает невероятное эмоциональное напряжение, поэтому на входе в зал зрителям придётся показать паспорт, чтобы доказать, что им исполнилось 18 лет».

Режиссёр Теодорос Терзопулос характеризует спектакль как «инструментально-вокальную инсталляцию». Действительно, Яннис Кунеллис построил не декорации в привычном понимании, а тотальную инсталляцию, элементы которой будут и на сцене, и в зале, и в фойе. Предметный мир «анатомичес­кого музея» «Носферату» составляют аптекарские бутылки с жидкостями и без, камни, ритуальные ножи и, конечно, гробы, перекрывающие путь в мир мёртвых.

Время написания оперы пришлось на безумную популярность вампирских саг и хроник, однако Дмитрия Курляндского и либреттиста Димитриса Яламаса в момент работы интересовал вовсе не призрак ночи, граф-вампир, а архетип, который, воплощая в себе глубинные человеческие страхи, одновременно и созидает, и разрушает мироздание. В спектакле речь идёт о вампиризме в философском смысле — социальном, моральном, эстетическом.

Сюжет «Носферату» не имеет отношения к известному фильму о вампире, он не привязан к конкретной эпохе или месту и основан не на вампирской легенде, а на древнегреческом мифе о переходе богини Персефоны в царст­во мёртвых. Носферату в данном случае аналог Аида — господин подземного мира. Три Грайи готовят Персефону к обручению с ним, постепенно лишая её чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса, а также боли и памяти.

«Носферату» — это ещё и музей звуков. Ни с чем подобным оркестру и хору MusicAeterna, работавшим в разных музыкальных стилях, не приходилось иметь дело. Не случайно в качестве ассистента музыкального руководителя постановки Теодора Курентзиса на проект приглашён один из ведущих экспертов в области современной музыкальной культуры Фёдор Леднёв.

В спектакле участвуют драматичес­кие и оперные артисты из России и Греции — народная артистка России Алла Демидова, авангардная певица Наталья Пшеничникова, а также постоянные участники проектов Терзопулоса — София Хилл и Тасос Димас.

Премьера оперы состоится в Перми 13 июня, а затем она будет показана на Дягилевском фестивале 20 июня.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться