Юля Баталина

Юлия Баталина

редактор отдела культуры ИД «Компаньон»

Просто сюр…

«Белые ночи—2014» досрочно открылись выставкой Сальвадора Дали

Поделиться

За неделю до официального старта фестиваля «Белые ночи» состоялось открытие первой выставки в его программе. Речь идёт об иллюстрациях к Священному писанию, сделанных Сальвадором Дали в 1963—1969 годах по заказу итальянского миллиардера Джузеппе Альбаретто, ревностного католика, который надеялся сделать таким и самого Дали. Трудно сказать, насколько изменились взгляды художника за время работы над серией, однако нельзя не обратить внимания на удивительную сдержанность работ, принципиально отличающихся от сюрреалис­тической живописи.

мария

«Мария», «Ты обрела благодать у Бога»

Дали немало написал картин на евангельские сюжеты, как правило, мо­делью для образа Мадонны была его жена Елена Дьяконова по прозвищу Гала. Евангельские картины Дали наполнены дерзкой телесностью в сочетании с отстранённой, сюрреалистической холодностью.

Иное дело — графика, представленная в Центральном выставочном зале. Она менее чувственная, более философская и в то же время очень экспрессивная по цвету, линии, пластике. Здесь почти нет привычных сюрреалистических образов (растёкшегося времени, экзистенциальных подпорок), за исключением любимых Дали длинноногих слонов, появляющихся всего в одном из 105 листов. Зато очень много абстрактного, что логично вытекает из иллюстрируемого текста: Дали отважно взялся не только за знакомые всем, легко воспринимаемые книгу Бытия и Евангелие, но и за многозначительное Откровение, а также за книги пророков, которые вообще невозможно воспринимать буквально, поскольку они состоят из сплошных притч и иносказаний.

Так, из книги пророка Даниила известна знаменитая притча, ставшая основой стихотворения Пушкина «Пророк». Её Дали тоже проиллюстрировал, и россияне могут увидеть его версию знакомого сюжета.

Ещё один до боли родной сюжет — лев, вол и орёл из книги пророка Иезекииля, ставшей текстовой основой стихотворения Анри Волохонского «Рай», впоследствии превратившегося в песню про «город золотой». Вот они у Дали, эти волшебные звери. А вот вечный образ, один из главных ужасов ХХ века — огромное красное око посреди угольного мрака, наводящее на мысли о глазе Саурона.

Дали вложил в библейские образы много личного, родного, испанского. Изумительный, изящный рисунок, изображающий крещение Христа в Иордане, — это лаконичный испанский пейзаж со старинным городком на скале, а фигуры героев — крошечные букашки на фоне этой красоты. Бегство в Египет — это испанская крестьянская семья на ослике, а вот и образ, буквально напоминающий Дон Кихота.

В целом, серия, называющаяся в оригинале Biblia Sacra, — это действительно выдающееся произведение.

Суета-сует

«Прощаются тебе грехи», «Суета сует»

Пермяки восприняли возможность знакомства с ним с восторгом, и на протяжении уик-энда Центральный выставочный зал был переполнен. Как сказал его директор Ростислав Шабалин: «Публика соскучилась по Дали!»

Можно считать эту выставку первой удачей команды «Белых ночей в Перми». Недаром художественный руководитель фестиваля Вадим Некипелов, по-актёрски велеречивый, совсем как его друг и коллега по труппе Пермского театра драмы Игорь Гладнев, сказал на вернисаже, обращаясь к Марине Фельд­блюм, которая курирует выставочную программу «Ночей»: «Мы на эту выставку молились. Она для нас как голубка, которую Ной выпустил с ковчега, и она принесла благую весть: суша есть, жизнь есть! Я как мужчина могу сказать: «Марина! Ты сделала невозможное! Я аплодирую тебе стоя!»

Действительно, Марина Фельдблюм очень старалась организовать «громкую» выставку в кратчайшие сроки и проявила истинную безупречность, уговорив владельца коллекции — московскую компанию «Арт-гид» — за свой счёт, в долг, поскольку финансирование фестиваля ещё не было открыто, привезти экспозицию в Пермь, изменив её «гастрольный график».

К достоинствам события нужно отнес­ти оформление экспозиции — его высочайшее качество отмечали все профессионалы: обрамление, подписи, расположение произведений — всё очень стильно, сдержанно и, что немаловажно, удобно для рассматривания.

Всё хорошо, кроме маленького нюанса: во всех анонсах выставки громко сказано, что речь идёт о подлинниках, а это, мягко говоря, не совсем так. Тираж подлинных работ был совсем небольшой: общий тираж литографий — 1800, то есть каждая работа отпечатана в среднем в 15 экземплярах. Это очень дорогие отпечатки, и, судя по справочной литературе, все они были использованы в 15 экземплярах переплетённых Библий. Непереплетёнными остались единичные листы, а в Перми показывают всю серию! Специалисты говорят, что в данном случае мы имеем дело с фотолитографиями, то есть, по сути, репродукциями.

Но это не страшно. Современные технологии позволяют создать репродукции, визуально полностью идентичные оригиналам. Это значит, что графические работы можно запросто, без дополнительной страховки, размещать в очень средне оборудованном муниципальном выставочном зале и даже произвольно, без дополнительной подготовки, менять маршрут их передвижения.

«Арт-Гид» зарабатывает на прокате Дали: он эту серию показал уже во всех крупных городах Сибири и Черноземья, не беспокоясь особо об экспозиционных условиях, ведь речь идёт о репродукциях.

Поэтому не стоит утверждать, что это подлинники. Дело ведь не в этом.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться