Юрий Исаев

Юрий Исаев

советник главы Перми, кандидат социологических наук

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовётся». А надо бы...

Поделиться

С классиком спорить не хочется, но жизнь показывает, что бывают случаи, когда предугадывать необходимо. Не так давно, к примеру, в СМИ было растиражировано прокурорское предписание в адрес главы Перми по поводу якобы неудовлетворительной деятельности органов местного самоуправления в части укрепления межнационального мира и согласия. Вынужден высказать своё мнение по этому вопросу публично, поскольку под сомнение ставится не только работа главы города, администрации Перми, но и усилия многих людей и коллективов.

рынок

  Сергей Копышко

Для меня очевидно, что межнациональный конфликт — это крайне опасное явление, способное стать основой для далеко идущих политических, экономических, социальных последствий. В многонациональной России — тем более. Думаю, большинство пермяков согласятся со мной.

Как избежать или хотя бы минимизировать риск возникновения этой беды? Вариант «пустить всё на самотёк», прикрываясь пресловутой «свободой», отпадает. Следовательно, нужен полноценный план действий, который будет реализовываться с участием органов влас­ти всех уровней и обязательно в контакте с гражданским обществом. В противном случае проблему решить не удастся.

Принятие осенью прошлого года поправок в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», которые включают национальную и религиозную тематику в перечень вопросов местного значения и, следовательно, обязывают муниципалитеты систематизировать свою деятельность по этим направлениям, — это правильный шаг. Верен он ещё и потому, что смещение акцентов в нагрузке на управление межнациональными и межконфессиональными отношениями на местном уровне вызвано усилением миграционного потока (он будет только расти), а также набирающим обороты внутренним движением населения, особенно в крупные города. Это означает одно: необходимо создавать и совершенствовать систему управления этими процессами и, абсолютно точно, здесь должны быть инновационные подходы, особенно в работе с кадрами, которые ещё надо найти, подготовить, а не прос­то набрать людей по линии кадрового резерва и на этом успокоиться.

В Перми на первом этапе активно занялись подготовкой авторитетной и эффективной площадки, которая стала бы центром формирования и реализации созданной на основе общественного договора межнациональной и межконфессиональной политики. Глава Перми об этом проинформировал руководство Приволжского федерального округа и получил поддержку в этом начинании.

Однако это только на первый взгляд кажется, что создать Совет при Пермской городской думе — это пятиминутное дело. Тем более когда речь идёт о привлечении к диалогу столь сложных по идеологическому, мировоззренческому составу лиц и организаций.

Только после детального обсуждения всех «за» и «против» в депутатском кругу, на Общественном и Молодёжном советах, встреч с представителями пермских конфессий и национальных НКО и получения принципиального одобрения нашей идеи в феврале 2014 года было принято решение о создании при гордуме Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям и утверждён его состав. В его состав наряду с общественниками, депутатами, чиновниками вошли специалисты Федеральной миграционной службы, Федеральной службы безопасности и полиции. Утверждён также президиум совета и пять рабочих групп. Эти органы уже приступили к практической деятельности и сегодня участвуют в подготовке муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия на 2015-2019 годы». Считаю, что здесь действовали последовательно и слаженно, соблюдая необходимые в подобных обстоятельствах осторожность и такт.

И после всего этого 13 мая появляется представление из краевой прокуратуры, смысл которого сводится к тому, что городские власти проявляют прямо-таки вопиющее бездействие в то время, когда все вокруг борются с малейшими проявлениями этнической или религиозной нетерпимости. Импульсом к проявлению прокурорского внимания стали события 12 января 2014 года в Перми, когда полиции удалось в зародыше пресечь столкновения на почве национальной нетерпимости. Естественно, была организована проверка, по итогам которой органы местного самоуправления и «попали под раздачу».

В частности, в представлении указано, что ответственные за профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних подразделения администрации Перми не справляются со своими обязанностями. Произошло же это потому, что у нас отсутствует надлежащая нормативно-правовая база. Если же имеется в виду, что это департамент образования или комиссия по делам несовершеннолетних виновны в событиях 12 января, то иначе как абсурдной назвать такую точку зрения я не могу.

Теперь о нормативно-правовой базе. Я не могу логически объяснить, почему прокуратура считает, что внесение изменений в Устав Перми — панацея от экстремизма. Законы, принятые на федеральном уровне, согласно Конституции РФ, обязаны выполняться вне зависимос­ти от того, сделали ли мы соответствующую сноску в своём уставе или нет.

Я далёк от мысли, что если бы мы вписали в Устав Перми норму о противодействии этническим конфликтам, например, в конце 2013 года, то 12 января 2014-го ничего бы не произошло. Дело не в нормативной регламентации, не в бумажках, а в реальных делах, которыми город, как я уже отметил выше, активно занимается. Активно, но без надрыва, потому что в приказном порядке национальный вопрос, к сожалению, не решить.

Информирую общественность и прокуратуру, что ещё в марте по поручению главы Перми вопрос о приведении устава в соответствие с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 закона №131-ФЗ был передан в рабочую группу по уставу, и всё, что нужно было сделать в этом направлении, сделано, подготовлен соответствующий проект решения Пермской городской думы, который будет рассмотрен на её июньском пленарном заседании.

Аналогично обстоит дело с категорическим требованием прокуратуры внес­ти в устав дополнительные основания для удаления главы Перми-председателя Пермской городской думы, предусмотренные частью 2 статьи 74.1 закона №131-ФЗ (всё та же межнациональная конфликтная тематика). Но согласно пунк­ту 17 статьи 50 Устава Перми полномочия главы города Перми-председателя Пермской городской думы прекращаются досрочно в случаях, установленных федеральным законодательством.

Таким образом, если федеральный закон теперь предписывает отправлять главу города в отставку, коли он допустил массовые нарушения госгарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии, повлекшие нарушение межнационального мира и согласия и возникновение конфликтов, то ничто не мешает это сделать немедленно! Если, конечно, он или органы местного самоуправления действительно допустили всё это.

А ещё нам вменили в вину, что до сих пор у нас нет соответствующей муниципальной программы. Но ведь закон и не ставит нам никаких конкретных сроков её разработки, и это правильно! Потому что в решении национального вопроса главный принцип — «не навреди».

Считаю, что в Перми на переходный период, который должен завершиться к концу 2014 года с принятием соответствующей муниципальной программы, достаточно плановых, конкретных мероприятий и финансирования под них в части процессов по гармонизации отношений в межконфессиональной и межнациональной сферах. Действует муниципальная программа «Общественное участие», в которой есть перечень мероприятий, направленных на укрепление межконфессионального и межнационального согласия. Этим вопросам уделяется внимание также в рамках муниципальной программы «Культура города Перми». Городской департамент образования для обеспечения социальной и культурной адаптации детей мигрантов, профилактики межнациональных конфликтов в 2014 году также реализует свой план мероприятий.

Кстати, на стадионе футбольного клуба «Амкар» в минувшие выходные состоялся первый городской межнациональный мини-футбольный турнир «Кубок дружбы — 2014». В соревнованиях приняли участие восемь общественных национальных организаций города. Среди участников: «Светлая Русь», «Центр армянской культуры Пермского края», «Содружество», «Союз кыргызстанцев», «Общественный центр узбеков», «Молодёжная организация татар и башкир «Чак-чак», Пермское региональное отделение Всероссийского азербайджанского конгресса и Пермская общественная организация «Союз таджикистанцев Пермского края».

Не хотел я отходить от формального подхода к тексту, хотя потенциально склонен к творческим порывам, видимо, и сейчас придётся. И побудило меня к этому высказывание прокурора Пермского края Александра Белых по поводу межэтнических отношений. Как говорится, «перехожу на личности», а тема всё та же. Здесь ко мне надо относиться не как к советнику главы Перми, а прос­то как к человеку, который длительное время провёл за пределами России, в странах совсем не ласковых по природе и содержанию их режимов, где межнациональный вопрос является стержнем всей государственной и межгосударст­венной политики, в том числе направленной и против Российской Федерации.

Александр Юрьевич как умный человек не должен был комментировать цифру в 26,5%, вброшенную администрацией президента РФ относительно того, что население Прикамья ожидает серьёзный конфликт на национальной почве, сказав при этом, что у нас спокойные межэтнические отношения и особой напряжённости не наблюдается. Заверяю прокурора Пермского края, что цифра коррелирует с реальностью, более того — и закрытые и открытые исследования содержат неоднократно подтверждённые данные о конкретных этнических группах, от которых другие этнические образования ожидают максимальную угрозу. В целом это является одним из важнейших факторов, которые формируют социальную напряжённость.

Утверждение о том, что правоохранительные органы в состоянии контролировать ситуацию в сфере межэтнических конфликтов, верно, только есть важная деталь: органы не фиксируют конфликты с участием этнических групп как межэтнические, а переводят их в категорию экономических, межличностных и иных видов конфликтов. Вот так и получается, что у нас нет серьёзных межэтнических проблем.

Такая тактика в определённом смысле себя оправдывает, но лишь при маленьких масштабах конфликтов и невысокой их частоте. Но этот этап пройден уже давно, более десятилетия назад. В современных условиях искусственное «запихивание» конфликта внутрь усиливает вражду и ненависть, плюс возникает резонирующий эффект на «этническое окружение». Вот вам и усиление напряжённости.

Я ни в коем случае не обвиняю правоохранительные органы — люди работают как могут. При этом в случае с событиями 12 января 2014 года полиция Перми проявила себя просто блестяще! И этот факт был оценён не только по линии МВД. То есть изменения возможны, но опять небыстро, и снова в силу кадровых причин.

Когда прокурор Пермского края говорит, что «сейчас ничего нельзя прогнозировать в сфере межэтнических отношений», заверяю, что это не так. Люди, «работающие по прогнозу», зачастую рискуют не своим социальным положением, они рискуют своей жизнью, и я говорю это не для красного словца. Именно во многом благодаря «внутренней» работе у нас толерантный регион и нигде пока не рвануло.

Познакомился недавно с представителем краевой прокуратуры Виктором Петровичем Бевхом. Легендарный человек! Как раз разбирали представление прокуратуры в адрес главы Перми. Истинный знаток своего дела, а главное — совершенно искренен в своей позиции, честно и самоотверженно отстаивает свою точку зрения. В защите интересов прокуратуры он просто молодец! Но есть слабое звено, которое Бевх просто собой олицетворяет, и не его это беда. Смею предположить, что это проблема гуманитарного плана по большому счёту.

Смотрите: в деле против Игоря Аверкиева проигравшей стороной общественность (и не только) считает прокуратуру. Там ещё парни из ФСБ участвовали, но они в силу своей профессии по-тихому «слились». В деле с «иностранными агентами» — примерно такой же результат. Есть ещё дело по экстремизму в связи с январскими событиями, ну и, конечно, «дело Романа Юшкова». Если предположить, что прокуратуру кто-то «тренирует», то тогда субъект должен быть тренируем и готов к изменениям.

Моё мнение: Александра Юрьевича Белых, как прогрессивного, компетентного и перспективного прокурора, нельзя отпускать на повышение по службе; он точно Родине нужен здесь, и повышение к нему придёт только через местную передовую и прогрессивную работу на благо Пермского края и страны.

Завершая, жду приглашения в прокуратуру на беседу. Меня можно позвать устно или по телефону и, если это возможно, без повестки.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться