Сергей Попов: В душе я романтик
Управляющий директор ОАО «Пермский Моторный Завод» Сергей Попов имеет репутацию «очень эффективного менеджера» и за год работы на заводе оправдал эту репутацию. Сам он называет свой стиль руководства авторитарным, но при этом отдаёт должное команде. Попов твёрдо намерен построить новый завод и нисколько не сомневается, что у него это получится. При этом «авторитарный менеджер» любит грузинскую живопись в духе Пиросмани, посещает вернисажи и внимательно следит за культурной политикой. Так что в груди директора ПМЗ — не пламенный мотор, а настоящее живое сердце
Управляющий директор ОАО «ПМЗ» Сергей Попов начал свою производственную карьеру в НПО «Сатурн» слесарем. За 10 лет вырос до уровня заместителя технического директора — генерального конструктора по производству. Руководил филиалом «НТЦ им А. М. Люльки», возглавлял «Пермское агрегатное объединение «Инкар» и ОАО «Стар». Откуда был откомандирован на соседний моторостроительный завод. С приходом Попова на ПМЗ впервые за долгое время финансовые потоки были отрегулированы так, что по итогам 2013 года ПМЗ получил прибыль. Опыт работы управляющего директора в Рыбинске и Москве дал возможность сформировать на пермской площадке «сборную команду» стратегически мыслящих профессионалов.
Когда кончаются дискуссии
— Сергей Владимирович, в первый раз вижу кабинет директора предприятия, где вместо производственных графиков по-домашнему расположились живописные полотна известного грузинского художника. Это ваша личная коллекция?
— Год назад после Рождества я был на арт-салоне, где было представлено творчество Нико Кхеркеладзе. Увидел картины и буквально загорелся. Сначала купил одну, потом вторую, третью. Так появилась коллекция.
Каждое произведение этого автора — маленькая история одного человека или отношений двоих людей. Про каждую картину можно придумать свой сюжет, часто — сказочный. Этим они интересны. И ещё: в каждой из этих работ я вижу себя — где-то в прошлом, где-то в настоящем, а где-то в будущем. Считайте, что это мой портрет в разных жизненных ситуациях. Это правда.
Я не знаток искусства, хотя регулярно посещаю вернисажи. Мне интересно всё новое. Люблю кино, театр. С удовольствием читаю книги, когда есть свободное время, особенно к этому располагают самолёты, когда летаешь в командировки.
— Как ваши увлечения сочетаются с вашей сугубо технической специальностью инженера и механика-технолога авиадвигателей?
— Сочетаются совершенно нормально, просто в душе я романтик. В юности меня манило море. Я даже поехал поступать в мореходку. Но когда переночевал в казарме, решил, что пару лет с этим можно подождать.
Забрал документы, вернулся на родину и поступил в Рыбинский авиационный технический институт. Причём радиотехнический и металлургический факультеты сразу для себя исключил. Специальность «авиационные двигатели» показалась мне более увлекательной, да и стипендия там была больше, чем на других факультетах. Возможность стать ближе к небу в конечном счёте победила.
— Не пожалели об этом?
— Учиться, конечно, было тяжело. Но сейчас нисколько не жалею. Считаю, что мужчина, который хочет в жизни заниматься настоящим делом, должен получить, прежде всего, техническое образование. При этом второе образование может быть любым — экономическим, гуманитарным, юридическим, каким угодно.
Моя вторая специальность связана с управлением, я заочно окончил в Москве Государственный университет управления им. Серго Орджоникидзе.
— То есть появилась объективная необходимость освоить менеджмент?
— Необходимость в дополнительных знаниях. Я учусь всю сознательную жизнь: либо в вузе, либо на специализированных курсах, либо на советах из книг и уст профессионалов. Посещаю другие заводы, смотрю, как там всё устроено. Эти знания привожу сюда и стараюсь внедрить на практике.
Технические знания я получаю от специалистов. С большим удовольствием общаюсь с техническим директором нашего завода Иваном Григорьевичем Башкатовым. Его знания об авиационном двигателе ПС-90 накоплены многими годами практики и совершенно феноменальны. Любой разговор с ним для меня — урок в области двигателестроения.
— Какой стиль управления вам ближе — демократичный или авторитарный?
— У меня стиль точно авторитарный. На заводе все знают мой любимый анекдот про «твёрдые указания». Рассказать?
— Обязательно.
— Один барин любил охотиться и каждый раз по пути в лес переезжал через мостик, который однажды начал рушиться. Барин велел егерю поправить мост один раз, потом второй. Тот покорно соглашался и при этом ничего не делал. На третий раз, когда барин в очередной раз поскользнулся на мосту, он просто дал егерю в лоб. Через два часа мостик был в полной исправности. «Почему раньше это нельзя было сделать?» — спросил барин. «Так ведь не было твёрдого указания…» — признался работник.
Коллектив в 10 тыс. человек подразумевает очень большую ответственность. Демократии на производстве быть не должно, нужна вертикаль власти.
Чтобы не предстать в образе лютого сатрапа, поясню: до момента принятия решения мы дискутируем. Решение, которое я принимаю, может складываться из советов других специалистов, но как только это решение состоялось, за него отвечаю я. И после этого дискуссии отменяются: есть дорога, и мы должны по ней идти.
— Генеральный директор ОДК Владислав Масалов назвал вас «очень опытным менеджером», представляя при назначении коллективу Пермского моторного завода. Что подразумевается под этой характеристикой?
— Я не знаю, по каким причинам он меня так назвал, хотя, честно сказать, характеристика мне польстила. Но я отношусь к этому спокойно. Очень опытный менеджер, на мой взгляд, это человек, который отработал на производстве долгие годы, а потом в 60 лет стал советником директора.
У меня есть опыт управления заводом, есть опыт работы в КБ, в снабжении, в кадрах, в том числе в Москве. При этом я всю жизнь в авиации, в двигателестроении. Все эти практики дали мне необходимый кругозор.
Однако мне ещё есть чему учиться, есть в чём совершенствоваться.
Лечение «асфальтовой болезни»
— На протяжении последних 20 лет через предприятие прошло огромное количество так называемых «эффективных менеджеров», и с каждым очередным назначением ситуация на предприятии лишь ухудшалась. Спустя полгода после вашего прихода на завод финансовые показатели начали выправляться, а по итогам 2013 года ПМЗ получил прибыль. В чём фокус?
— Если серьёзно, я не знаю, как отвечать на этот вопрос. Когда я пришёл на завод, то действительно не мог понять: вроде бы есть программа объёмом 12—13 млрд руб., есть «железо», продукция производится. Почему возникают убытки? Это просто необъяснимые вещи.
Что было сделано, долго рассказывать. Мы начали разбираться в экономике, в затратах, во многом другом. Начали наводить порядок.
Думаю, что основную роль сыграла команда, которая дала синергетический эффект. Это результат опыта тех людей, которые пришли вместе со мной и которые здесь работали прежде. Они обладают необходимыми компетенциями, неким молодецким задором, желанием изменить ситуацию на производстве.
Я вообще считаю, что на сегодняшний момент в двигателестроительной отрасли на Пермском моторном заводе собралась самая лучшая в стране команда специалистов. Без шуток. Те люди, которые здесь работают, — суперпрофессионалы, я им благодарен за то, что многие согласились переехать в Пермь и остались здесь работать. Это один ключевой момент.
Второй: люди искренне переживают за судьбу завода. Несмотря на то что в коллективе собрались и пермяки, и рыбинцы, и москвичи, ПМЗ стал для всех родным. Заводчане вкладывают душу в то, что делают, а не просто «отрабатывают номер».
Кроме того, есть в этом успехе чуточка везения, чуточка удачи.
И ещё: были сформулированы четкие задачи. Мы стараемся и в этом году донести до людей главную цель, и коллектив мобилизуется. С теми, кто не понимает, не хочет или не может включиться в процесс, расстаёмся.
Наша позиция проста: прежние заслуги остаются в прошлом. То, что ты лучший, надо доказывать каждый день. И неважно, например, что ты принадлежишь к уважаемой заводской династии.
Такой подход заставляет людей мобилизоваться.
— Объединяющую идею можно конкретизировать?
— Завод должен работать безубыточно, зарабатывать прибыль и вкладывать её в техническое перевооружение. Он должен вкладывать деньги в своих работников, в повышение качества их жизни, социальные программы. Мы объясняем людям: вы работаете на нас, мы платим вам заработную плату и создаём условия труда. Это взаимосвязанные процессы.
Я не знаю, что было на предприятии до меня. Но точно знаю, что у меня есть стратегия развития этого завода. Я знаю, что и как буду делать. Знаю, что построю новый завод, несмотря ни на кого и ни на что.
— Перенос производственных мощностей ПМЗ на новую площадку — это пока лишь мечта, или что-то делается реально?
— Это не мечта, а цель. Я вполне нормальный человек, не сумасшедший. При этом ясно представляю себе картину, как перерезаю ленточку на открытии нового завода. Я серьёзно. Мы уже нашли французскую компанию, которая имеет 350 проектов реконструкции подобных объектов в аэрокосмической отрасли Франции. Она будет вместе с нашими специалистами создавать технологические планировки нового завода. Заместитель министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь дал добро на продолжение этой работы, на заключение договора с французами, чтобы они до сентября этого года сделали проект. К концу года мы выйдем на стадию переговоров с проектировщиками зданий и сооружений.
Мы будем активно работать с краем, чтобы в краевой бюджет 2015 года были включены проектные работы, связанные с инфраструктурой, с подключением к источникам газа, электроэнергии и т. д. Мы надеемся получить деньги на проект из федерального бюджета, но при этом будем зарабатывать на инвестиции и сами.
Для пермского завода такой проект — объективная потребность. Когда к нам приезжали французские специалисты, мы предложили два варианта развития производственных мощностей: либо остаться на имеющейся площадке, проведя необходимую реконструкцию, либо перебраться на новое место. Нам сказали: «У вас здесь музей машиностроения, мы даже анализа делать не будем». И предложили создать новые площади на новом месте, это однозначно будет намного дешевле.
— Кризиса вы пока не ощущаете?
— У предприятия есть два крупных заказчика — Минобороны и «Газпром». Пока мы не видим, чтобы кто-то из них сворачивал свои инвестиционные программы. Для нас всё удачно складывается: подписаны долговременные контракты с нашими партнёрами с фиксированными ценами до 2020 года.
И не дай Бог, конечно, чтобы что-то произошло. Очень тяжело, когда разгоняешься, а потом откуда-нибудь «палки в колёса». Фактически с ПМЗ так и произошло, когда он остался без двигателя Д-30Ф6. Завод бежал, бежал, а потом раз — и резко остановился. И долго страдал «асфальтовой болезнью», притормозив «лицом». Но сейчас окреп, поднялся и зарабатывает деньги.
Технологии — «алмазное зерно» края
— «Пермским моторам» в этом году исполняется 80 лет. Как будете отмечать это событие?
— К юбилею готовимся. Долго спорили, какой подарок сделать себе и жителям Перми. Решили реконструировать парк перед заводскими проходными, где деревьям уже 80 лет и они отжили свой век. В ходе реконструкции постараемся решить актуальную для заводчан проблему с парковочными местами, увеличив их количество.
Иван Григорьевич Башкатов предложил отличную идею: поставить памятник самолёту МиГ-31, на котором стоят наши двигатели Д-30Ф6. Началась кропотливая работа с архитекторами, Минобороны РФ, с краем, городом. И сегодня эта идея уже «овладела массами», как говорил классик.
В России всего три или четыре подобных памятника. В Перми МиГ-31 будет стоять на своём законном месте — напротив центральных проходных ПМЗ. Завод, город неразрывно связаны друг с другом, и памятник будет радовать всех горожан.
— Вы в Перми уже пять лет. Вам здесь комфортно?
— У меня странные ощущения. Только в последний год я увидел, что в Перми наконец занялись восстановлением старины. До этого времени город предпочитал всё сносить, а не восстанавливать.
Я не понимаю главного архитектора: как можно в центре города, где раньше стояли небольшие старинные дома, возводить современные высотки, не предусмотрев достаточного количества парковочных мест, не предусмотрев никакой инфраструктуры. Этот человек собственноручно портит город, в котором живёт.
У Перми своя уникальная архитектура — нагромождение не стилей, а эпох. Одна часть сформировалась, когда Пермь была купеческим городом (улицы Ленина, Сибирская, остатки прилежащих к ним улиц). Ещё одна эпоха — легендарного директора Солдатова, сталинские времена, когда строился Комсомольский проспект. Потом наступил социализм, лицо которого формировали «хрущёвки» и панельные многоэтажки (типичный пример — микрорайон Крохалевка). В районе Кислотных дач до сих пор, кстати, есть дорога, выложенная из камня пленными немцами.
В то же время мне в городе уютно, комфортно. В нём действительно интересно жить: есть такие места, куда постоянно тянет. В нём удобно перемещаться, несмотря на пробки. Мои коллеги из Москвы, которые теперь здесь живут, уверены: город идеален для жизни, для обучения детей.
— В последние несколько лет в культурной жизни Прикамья идут нескончаемые баталии между «местными» и «варягами». Вы следите за этими процессами?
— При прежнем губернаторе Олеге Чиркунове в культурной жизни Перми было очень много интересного. Действительно, происходящие события сопровождались конфликтами, но это была попытка, умелая или неумелая, приподнять город на другой уровень. Была какая-то «движуха», причём пеной её назвать было нельзя. Это было, скорее, несистемное броуновское движение. Сейчас стало более скучно.
— То есть вам не хватает скандалов?
— Нет, просто интересных событий. И какой-то осмысленной культурной политики. Скажем, я никогда не понимал фишки продвижения бренда «Пермская картошка», что было бы логично, например, для Беларуси.
Пермь — высокотехнологичный город. Здесь надо продвигать высокие технологии, исследовательскую базу институтов и вузов, всё, что связано с машиностроением. Вот в чём «алмазное зерно» края. Авиационные двигатели делают в мире лишь несколько стран. А в нашем городе они разрабатываются, производятся, здесь выпускается топливная автоматика. И это не считая того, что есть у «Протона», «Редуктора», «Мотовилихи», ПНППК и других не менее высокотехнологичных компаний.
Посмотрим, может что-то и поменяется.
Быстро, всё и сразу
— Вы могли бы сформулировать для себя критерии успеха?
— Чтобы человек был успешным, надо много трудиться. Не помешает и немного удачи. На одном из пермских заборов я видел на эту тему граффити: «Успех не окончателен, неудача не фатальна. Главное — иметь мужество продолжать». Это цитата от Уинстона Черчилля.
Этим всё сказано. Если стоит цель, надо просто иметь мужество продолжать, чего бы это ни стоило.
— Что, на ваш взгляд, нужно человеку для счастья: карьера, деньги, слава, признание?
— Ничего подобного. Человеку для счастья нужно, прежде всего, чтобы его окружали любимые люди, семья. Ему нужны доверие, добрые взаимоотношения между близкими людьми. Только тогда человек может быть счастлив. Карьера, деньги, слава — это всё преходяще. Когда у тебя есть любимый человек, когда у тебя растут здоровые дети, когда у них в жизни всё складывается удачно, тогда и наступает счастье.
— Есть ли у вас глобальная цель, достигнув которой, вы могли бы облегчённо вздохнуть и сказать: «Я добился того, к чему стремился»?
Целей в жизни много, они разные. Но, например, когда мы построим новый завод, будет достигнута лишь промежуточная цель. Успокаиваться на этом рано, я придумаю что-нибудь ещё. Например, прикупим где-нибудь ещё завод. Кстати, в Екатеринбурге будет круто купить завод, сделать его филиалом ПМЗ и утереть нос столице Урала.
С точки зрения профессиональных целей — их множество. Можно построить крупный бизнес, потом продать его и пойти в губернаторы. Тоже вариант, если не ограничивать фантазию.
— Вы это серьёзно?
— Если серьёзно, то политика — это не моё. У меня для этого слишком прямой характер. Я однозначно не впишусь в политический контекст и прекрасно это понимаю. В политике слишком много компромиссов. Я умею договариваться, но там очень длинная дорога к цели. А хочется быстро, всё и сразу.
— Какие качества характера вам помогают в жизни, а какие мешают?
— У меня есть недостаток — я вспыльчивый. Могу взорваться, хотя и стараюсь себя сдерживать. Но зато отходчивый.
Моё достоинство — я упрямый. Если хочу достичь результата, то делаю это.
— Сейчас модно заниматься «адреналиновыми» видами спорта. У вас есть экстремальные увлечения?
— К экстриму никак не расположен. Моё главное хобби — это охота, причём не добыча лесного зверя как таковая, а общение с природой в компании друзей. Я отдыхаю в лесу. Сейчас наступает время весенней охоты — это просто сказка. Видеть, как лес просыпается, слышать его, чувствовать его запах. Воздух весной в лесу такой, что его можно, как говорится, есть ложкой, и это самая вкусная вещь в мире. Там ты дышишь, слушаешь, обоняешь. Все органы чувств задействованы, миллион ощущений.
А экстрима мне хватает на работе: здесь каждый день адреналин. Это «многосерийный блокбастер».
Хотя к здоровому авантюризму я, наверное, склонен. Конкретный пример: решил из ОАО «Стар» пойти работать на Пермский моторный завод. «Стар» — стабильная компания, которая генерирует прибыль, имеет долгосрочный пакет заказов и долгосрочную стратегию. Когда я согласился перейти на ПМЗ, с моей стороны это был достаточно экстремальный выбор. Я понимал, что это для меня как Сталинград. Битва, в которой надо победить.
Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.