Людмила Максимова

Людмила Максимова

корреспондент

«Родимые пятна» на новом законе

Законопроект о единой субсидии вернёт прежние принципы работы с муниципалитетами

Поделиться

Краевые законодатели пытаются восстановить принципы субсидирования муниципальных образований на реализацию приоритетных проектов. Авторы соответствующего законопроекта называют его «улучшенной версией закона о Фонде софинансирования расходов». Новшеством является введение принципа экономического стимулирования. Субсидии местным бюджетам из бюджета Пермского края увеличиваются на 10 процентных пунктов в двух случаях: во-первых, при реализации региональной политики развития территорий, во-вторых, при реализации проектов в рамках межмуниципального сотрудничества.

Напомним, в прошлом году в Пермском крае было принято решение уйти от механизма финансовой поддержки муниципалитетов через Фонд софинансирования расходов (ФСР), который действовал с 2007 года и был так привычен для муниципалитетов. Это было продиктовано изменениями в федеральном законодательстве. Госдума приняла поправки в Бюджетный кодекс РФ, которые не разрешают деятельность фондов, подобных ФСР.

На сегодняшний день субсидии закреплены в государственной программе развития территорий, которую курирует Министерство территориального развития Пермского края, а финансирование определено в рамках принятого бюджета. Таким образом, все процедуры распределения субсидий определяет краевое правительство своими постановлениями.

По итогам прошлого года в муниципалитеты было перечислено 3,4 млрд руб. За шесть лет существования ФСР в местные бюджеты направлено 28,8 млрд руб., с использованием которых завершено более 400 объектов.

Члены бюджетного комитета Законодательного собрания Пермского края усомнились в том, что новая система субсидирования сможет покрыть те запросы муниципалитетов, которые были сформированы у них в ходе действия ФСР, и пообещали разработать новый законопроект. Депутат Илья Шулькин объяснил, что для определения принципов субсидирования нужен закон, а не постановления правительства.

Илья Шулькин, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— Закон — это публичность и формальность, что и требуется для такого сложного механизма, как субсидирование.

В новом законопроекте мы отчасти дублировали опыт прошлых лет. Это был запрос, который сформулировали муниципалитеты, потому что сейчас они не понимают механизм возврата денег за предыдущие периоды и их распределение в текущем году. Сейчас существует много формальных мотивов для отказа или задержки выплат. Чтобы не было дву­смысленности, нужны чёткие правила.

Новый законопроект «О порядке предоставления субсидий» был представлен на Совете представительных органов муниципальных образований первым вице-спикером краевого Законодательного собрания Игорем Папковым, который заявил, что из-за отмены закона о ФСР «был утрачен единообразный подход к муниципалитетам, и к нему необходимо вернуться».

Игорь Папков, первый заместитель председателя Законодательного собрания Пермского края:

— Закон о Фонде софинансирования расходов был рамочным и определял единые правила для всех муниципалитетов. В этом году муниципалитеты выразили желание вернуться к теме законодательного регулирования распределения субсидий. Исходя из этого мы с коллегами проанализировали закон о ФСР, взяли оттуда лучшее, учли замечания муниципалитетов. Получилась улучшенная версия закона о ФСР с учётом сегодняшних реалий.

Папков отметил также, что в новом законе «есть родимые пятна, которые достались ему от закона о фонде софинсирования». К ним относится подушевое распределение субсидий и определение фиксированного размера субсидии по отношению к доходам бюджета. В прошлом году была предусмотрена норма, согласно которой 2,4% доходов бюджета перечислялись в ФСР. Законопроектом устанавливается размер субсидий не менее 2% от доходов.

Предполагается, что законопроект будет вносить комитет по бюджету. Его председатель Елена Зырянова подтвердила, что принципы нового законопроекта «дублируют принципы формирования и распределения ФСР», но есть и нововведения.

Елена Зырянова, депутат Законодательного собрания Пермского края:

— В проект мы хотим включить и новый принцип распределения субсидий, которого не было при работе ФСР. Это принцип экономического стимулирования приоритетных проектов. Например, проекты федерального уровня и значения могут софинансироваться из федерального и регионального бюджетов на 90%, доля муниципалитетов составит всего 10%. Проекты регионального значения смогут финансироваться краем на 80%. При этом большинство реализуемых проектов, возможно, останется на прежнем уровне финансирования с участием краевых властей на уровне 75%, а муниципалитета — 25%. Если же муниципалитет хочет реализовать какой-то свой проект, который не является для края значимым, то обязательства муниципалитета могут вырасти до 50%.

Ещё одно нововведение заключается в том, что муниципалитеты смогут распоряжаться переходящими остатками с предыдущего года, а также кредитоваться и гасить кредиты выделенными субсидиями.

Елена Зырянова:

— Сегодня решение о субсидиях принимает региональная комиссия. По новым правилам муниципалитет сможет участвовать в принятии этого решения, а также получит экономическую мотивировку для реализации приоритетных для края проектов. Мы вернёмся к децентрализованной системе распределения средств, при которой инвестиционные приоритеты определяются главами муниципалитетов.

«Рассмотрение законопроекта произойдёт не раньше июня, — полагает Игорь Папков. — Основная задача — принять законопроект в августе-сентябре во втором чтении. Планируется, что он начнёт действовать с 1 января 2015 года».

Между тем с прошлого года после прекращения действия Фонда софинансирования расходов остались нераспределённые средства. Обязательства передать их в территории в срок до 1 мая взял на себя недавно назначенный вице-премьер правительства Пермского края Анатолий Маховиков. Напомним, об этом он заявил на мартовском пленарном заседании краевого Законодательного собрания.

Анализ предоставления субсидий этого года показал, что фактическое перечисление средств муниципальным образованиям Пермского края в этом году не осуществлялось. В кассовом плане на январь-апрель 2014 года средства для перечисления субсидий отсутствуют.

Как объясняют в Министерстве территориального развития Пермского края, средства, оставшиеся с прошлого года, делятся на три категории: кредиторская задолженность (работы выполнены), средства, по которым сформированы обязательства (договор есть, работы не выполнены), и остатки (договоры по ним не заключены).

Положение по возврату средств касается только первой категории средств. Ранее заместитель министра территориального развития Пермского края Светлана Усачёва заявляла, что кредиторская задолженность органов местного само­управления перед подрядчиками, выполнившими работы в территориях в прошлом году, составляет 500 млн руб., из них 200 млн руб. уже погашены. По её словам, остальные средства будут перечислены в муниципальные бюджеты до 1 мая, согласно обещанию Маховикова. Средства на погашение задолженности будут взяты из субсидий 2014 года, а объём финансирования будет восстановлен следующими внесениями изменений в бюджет. Краевое правительство уже приняло соответствующие поправки в бюджет.

В беседе с «Новым компаньоном» Анатолий Маховиков подтвердил, что обязательства свои выполнит, но только по тем расходам, по которым сформированы расходные обязательства и выполнены работы.

В том, что первая группа средств поступит в муниципалитеты вовремя, не сомневается и первый вице-спикер краевого парламента. «Деньги будут переведены. Может, это случится не 1 мая, но с учётом праздников до 10 мая они поступят», — уверен Игорь Папков. При этом, по его словам, в муниципалитетах считают, что им должны выплатить и 1,53 млрд руб., которые относятся ко второй группе расходов. Однако этих денег в бюджете пока не предусмотрено.


«Нас пока что беспокоит, что всё может сильно затянуться»

Александр Кузнецов, глава Пермского муниципального района:

— Пока мы находимся в подвешенном состоянии, потому что не понимаем механизмов, по которым в дальнейшем будут предоставляться субсидии. Но, как мы ожидаем, уже 1 мая будут подписаны нормативные документы, и средства начнут поступать в муниципалитеты.

Нас пока что беспокоит, что всё может сильно затянуться. А муниципалитетам надо строить объекты, завершать конкурсные процедуры по ремонту и привидению в нормативное состояние социальных объектов — школ, детских садов, больниц. Школы, к примеру, должны уже к 20 августа получить разрешение к открытию учебного процесса. Эта дата не за горами.

В любом случае мы понимаем, что новый закон начнёт действовать только со следующего года. Этот год мы проведём в том формате, который определён правительством.

Формат взаимоотношений муниципалитетов с краевой властью должен быть закреплён законодательно. То, что в законе не закреплено, становится делом кулуарным, а это плохо. Важно понимать, что правила игры не изменятся вне зависимости от желаний руководителей различного уровня власти.

Муниципалитеты реализуют достаточно крупные инвестиционные проекты, социально значимые. Учитывая, что бюджет мы планируем на три года вперёд, мы должны выстраивать свою работу по каким-то определённым нормам. Если будет принят закон, муниципалитеты смогут накапливать проекты, и знать, что они реализуют их в последующих годах.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться