Светлана Федотова

Светлана Федотова

писатель

Дым над рекой

Поделиться

Часто самый верный способ ввести человека в заблуждение —
сказать ему чистую правду.

Марк Твен

Борису Коноплёву (на фото) на пенсии было комфортно жить в Перми. Будет ли так же комфортно Виктору Басаргину? Дорогой дневник, недавно в одной компании попыталась поспорить на бутылку коньяка, что Виктор Басаргин, выйдя на пенсию, не будет жить в Перми. Никто не захотел держать со мной пари — всем очевидно, что этого не будет ни при каких обстоятельствах. При этом один из собеседников то ли с грустью, то ли с удивлением сказал: «У него же ничего нет». Имеется в виду, что наш нынешний губернатор не имеет своего устойчивого бизнеса ни в Перми, ни где бы то ни было. Это многое объясняет, в том числе и его давние разговоры про пенсию в Перми.

Возможно, как это теперь принято, в счёт каких-то заслуг Пермский край был выдан Басаргину «в пользование» для формирования своего пенсионного фонда. Можно предположить, что сегмент этот выбран в сфере торговой недвижимости, в частности имеется в виду будущий подземный комплекс на эспланаде. Но тогда непонятно упорство, с которым «душу города» — Пермскую государст­венную художественную галерею — запихивают на задворки. Для капитализации эспланады и для будущей пенсии губернатора она должна быть расположена на улице Петропавловской!

В целом проблема с размещением галереи и зоопарка выявила самое слабое место Виктора Басаргина — это его советники. У него нет никого, на кого он мог бы опереться, к чьим советам прислушиваться. С другой стороны, он их и не ищет.

Помните, с каким восторгом город и край два года назад принимали Басаргина? Сколько было надежд на то, что наконец-то во власти появился здравомыслящий человек! Мы тоже питали иллюзии. В своём пенсионном возрасте мы точно никуда отсюда не уедем, поэтому нам нужен сильный регион, и мы готовы для этого много работать и пойдём на альянс со всеми, кто действует в интересах края.

Когда осенью 2012 года стали формироваться общественные советы при новом губернаторе, наши ведущие журналисты постарались войти во все. Игорь Лобанов, главный редактор «Нового компаньона», записался в совет по промышленной политике. Перед первым его заседанием предложил сходить на него мне как бывшему финансовому аналитику и человеку, который промышленность Прикамья изучает с 1990-х годов. Он решил, что так будет эффективнее. «Предложи, — говорит, — нашу помощь. Все пароли и явки, если спросят, расскажи».

Ну, предложила. «Газета «Новый компаньон», — говорю, выбрав момент, — готова написать обзоры по основным отраслям промышленности, дать весь расклад по экономике региона». «А почему сам Лобанов не пришёл?» — срезал меня вице-премьер Олег Демченко, уперев один глаз в стол.

«Вам шашечки или ехать?» — жалею, что тогда не нахамила. Всё равно совет этот оказался фикцией, и на том, первом его заседании Демченко всем дал понять: идите лесом.

Особенно смешно выглядели пространные размышления экономического вице-премьера о том, какие сложные процессы происходят внутри Земли, и потому, мол, очень сложно определить, где же будет провал земной коры. Это он делал в присутствии учёного мирового уровня, профессора Александра Баряха, директора Горного института, который ещё семь лет назад определил места будущих провалов в Березниках с точностью до 10 м. Мы с Баряхом тогда переглянулись. Переглянулись и другие участники заседания: потеря времени — вот главный итог той встречи. Хотя пресс-релиз об этом событии был вполне себе позитивным.

Даров от «Компаньона» в администрации губернатора тогда не приняли. Мы тем не менее пару обзоров сделали — для очистки совести, да и сейчас по мере сил стараемся предупредить краевые власти о раскиданных то здесь, то там граблях и ловушках.

Вот, к примеру, надеждам Виктора Басаргина на то, что пермские директора сядут и напишут новый документ об инвестиционной политике региона, который может быть реализован, не суждено сбыться (см. статью «Что это за цель?»). 

Руководители промышленных предприятий Пермского края — это тёртые калачи и изощрённые интриганы. На их гербах большими буквами написано: «Надо будет — козу поцелуем». В глаза губернатору они будут говорить о его нечеловечес­кой мудрости и клясться в верности: «Всё сделаем, ваше величество!», но сделают так, как выгодно их заводам. Если бы губернатору понравился доклад KPMG, то и они бы его расхвалили.

Сейчас директора дадут задание подготовить предложения для губернатора своим заместителям, те спус­тят команду в отделы маркетинга, а так как в первую очередь на всех предприятиях выполняется своя работа, то подготовку важнейшего, по сути, документа поручат самым никчёмным специалистам, возможно, даже студентам-практикантам.

При этом качество этого документа не имеет значения. Знаете почему? Потому что испокон веков решения о крупных инвестициях в экономику региона принимались в московских кабинетах. Классический пример — постановление ЦК КПСС и совета министров СССР от 1958 года, по которому в Перми расположился кластер ракетно-космической промышленности.

Борис Коноплёв, первый секретарь обкома КПСС в годы расцвета пермской промышленности, был непревзойдённым знатоком столичных «месторождений инвестиций» — благодаря ему Пермская область вела огромное строительство. Новые заводы, жильё и дороги росли как грибы после дождя.

На пенсии Коноплёву было комфортно в Перми. Знаю владелицу бара на Комсомольском проспекте, которая всегда наливала ему бесплатно рюмочку и ставила закуску. Он редко заходил в это заведение, но знал, что здесь его всегда ждут.

Виктор Басаргин находится совсем в других условиях, чем Борис Коноплёв, Юрий Трутнев, возглавлявший регион с 2000 по 2004 год, или Геннадий Игумнов, руководивший Пермской областью с 1996 по 2000 год. Текущая ситуация такова, что нынешние владельцы ОАО «Уралкалий» не считают необходимым встречаться с главой региона. От губернатора не зависит ничего в машиностроительной отрасли. А единственной большой компанией, которая традиционно демонстрирует свой «респект» исполнительной власти, является ЛУКОЙЛ.

Увы нам, пермякам — похоже, Виктор Басаргин не вхож в те столичные кабинеты, где распределяются большие деньги и вершатся государственные дела. Это, возможно, учли в компании KPMG и в том, что касается привлечения инвестиций, предложили действия, которые по силам дейст­вующему губернатору. По их мнению, это лесная и химическая отрасль. Если реально смотреть на вещи, то они правы. Но если цель местной промышленной политики краевых властей — дым над рекой, то есть заволокитить и обсуждения, и решения, то документ, который специалисты KPMG представили на обсуждение губернатору, конечно же, плохой.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться