Рыцарь пермского кинематографа

У Константина Березовского — юбилей! Ему 85, но выглядит он на все 100. Очков, а не лет, конечно же

Плюсануть
Поделиться

Месяц назад Константин Березовский как член жюри награждал победителей краевого фестиваля детского и юношеского кино. Его принимали как настоящую звезду! Все хотели с ним сфотографироваться и получить автограф. Он никому не отказал. Всем дамам и девочкам поцеловал ручку, со всеми, кто хотел, сфотографировался, а под конец ещё и преподал мастер-класс режиссёрского и актёрского мастерства. «Будьте естественны, — сказал Березовский. — Если в кадре нужно заплакать, то это делается по-другому». И тут губы его дёрнулись, потом ещё раз, и... из глаз полились настоящие слёзы. Публика сначала онемела, а потом в восторге бешено зааплодировала. И взрослые, и дети любят Константина Березовского до сих пор, и не только за то, что он — режиссёр культового фильма «Три с половиной дня из жизни Ивана Семёнова, второклассника и второгодника», хотя и за это тоже. Березовский — наш, пермский, герой.

Константин Березовский

Деятели культуры к своим 85 годам обычно подходят с грудью в орденах и книжным шкафом, набитым дипломами и статуэтками. Константин Березовский — не исключение. Но у него есть ещё и то, чем мало кто может похвастаться, — народная любовь. Причём всеобъемлющая.

В Перми его знают все, начиная с 1966 года — времени выхода фильма про Ивана Семёнова. На этой ленте выросли уже три поколения пермяков. Если вы не смотрели этот фильм, значит, вы не любите Пермь и вообще не пермяк.

«Бе-бе-бе-без сиропа», — это уже пароль, система распознавания «свой — чужой». При этом сам Константин Березовский — не пермяк по рождению. Его отец — из уфимских сельских священников, а мать — из служилых дворян. Её девичья фамилия — Добросмыслова. В советское время её из-за происхождения отовсюду «вычищали», и Березовские помотались по всей стране, пока не осели в Уфе. Там Константин Березовский окончил театральное училище.

Его самого тоже всласть помотало по городам страны, прежде чем прибило к пермскому берегу. Ситуация сложилась так, что пермякам нужно было срочно снимать фильм про Ивана Семёнова. Он стоял в плане, а режиссёр, который должен был снимать, уехал. Пригласили Березовского, причём проект «горел» и потому режиссёру дали карт-блаш.

Березовский Воробей
Константин Березовский и Владимир Воробей на съёмке фильма про второклассника и второгодника Ивана Семёнова

Съёмки заняли целое лето и проходили в городе. Павильоном была обычная мотовилихинская школа. В фильме есть эпизоды, снятые на пермских улицах. Так Пермь вошла в мировой кинематограф.

Долго не могли найти исполнителя главной роли. Наконец — удача: нашёлся Владимир Воробей. Для него роль Ивана Семёнова тоже стала звёздной. Писателю Льву Давыдычеву все актёры понравились и фильм тоже. Удачная экранизация помогла распространению книги — повесть про Ивана Семёнова перевели на польский, венгерский, болгарский языки и издали во всех союзных республиках!

Но это после, а тогда особых успехов от фильма не ждали, поэтому, когда «Иван Семёнов» занял первое место на международном фестивале в Киеве, кинематографическое начальство, скорее даже удивилось. Березовского на тот фестиваль не пригласили. Он узнал о награде в коридоре на Шаболовке, там стояли телевизоры. Объявили, что лучшим фильмом для детей признан «Иван Семёнов». Вышел директор Пермской студии телевидения и получил приз. Березовский постоял ещё и пошёл в гостиницу. Приз он этот потом видел мельком в кабинете у начальства, а диплом ему вручили тоже в коридоре, правда, Пермской студии телевидения, на бегу. Тогда всё вокруг было народное. Фильм про Ивана Семёнова окупил работу пермского телецентра на десятилетия вперёд, а также все затраты на его строительство. (К слову, в смету этих затрат входил и перенос городского аэродрома с Городских Горок на Бахаревку!)

По мнению тогдашних руководителей, в этом была заслуга не Константина Березовского, а всего советского народа. И нечего, мол, тут выпендриваться. Орать тоже не надо: ну, смыли магнитные плёнки с записью звука. Кто мог предположить, что после фестиваля в Монте-Карло этот фильм купят 37 стран, в том числе 20 капиталистических? Передубляж пришлось делать в Москве.

А в Перми тем временем шла подготовка к съёмкам следующего детского фильма — «Капризка», режиссёром которого должен был стать Константин Березовский. Этот проект по не зависящим от него обстоятельствам не состоялся. «Какая жалость!» — в один голос говорят теперь все.

Березовский съемки

«Мадридский двор» пермского кинематографа с Березовским поступил ещё милостиво, выдавив из кино на «вещание» (так называлась работа для телевидения).

Так в жизни Березовского начался новый этап. В течение 30 лет он ставил в среднем по два телеспектакля в месяц и выдавал в эфир ежемесячно по 10-11 передач с элементами художественной постановки. Таким образом, за время работы им поставлено более 500 телеспектаклей и снято около 3 тыс. передач. Из них 12 фильмов были показаны по Центральному телевидению, некоторые работы были отмечены на фестивалях, какие-то были направлены на зарубежный обмен.

Успех «Ивана Семёнова» ни одна из этих работ не повторила — это была качественная телевизионная документалистика. Хотя, с другой стороны, что считать успехом? Благоприятное мнение жюри? Березовский всегда больше всего ценил мнение зрителей. Для них он и работал. Благодаря Березовскому многие пермские писатели, художники, скульпторы, артисты остались на плёнке, а фильмы об Осинском народном хоре, Пермском хореографическом училище, кунгурских камнерезах и т. д. вошли в золотой фонд уральского кинематографа.

Огромная жалость, что большинство работ Березовского того времени мы не увидим — плёнки его фильмов смыты. Такие были правила.

Деталь — Константин Березовский до 65 лет не оформлял пенсию. Боялся, что как только сделает это, его тут же уволят из Пермской телерадиокомпании, а ведь здесь была вся его жизнь. Уйти всё же пришлось... И это был самый тяжёлый период в жизни Березовского: рыцарь кинематографа хотел продолжать ему служить, были и идеи, и силы, и желание работать! Он стал снимать фильмы в Екатеринбурге, затем начал вести в школе театральный кружок, играл Деда Мороза на новогодних представлениях — Владимир Воробей стал директором Дворца культуры им. Солдатова и приглашал режиссёра в постановки...

В прошлом году вместе с Сергеем Лепихиным Константин Березовский снял фильм о кастинге детей на продолжение саги об Иване Семёнове. Этот фильм вместе с другими короткометражками шёл под общим заголовком «Пермь: признание в любви» в кинотеат­ре «Премьер» несколько месяцев! Зрители шли и шли. «Подозреваю, что 90% из них идут на Ивана Семёнова!» — смеясь, говорил президент телекомпании «Новый курс» Павел Печёнкин.

Будет ли снято продолжение фильма про Ивана Семёнова? «Не знаю», — честно отвечает Константин Березовский. Ему бы хотелось — есть и силы, и желание, но обстоятельства могут сложиться иначе. Предполагается, что готовить детей, отобранных на том кастинге, к съёмкам будет Константин Березовский. Сам он ждёт этого с нетерпением. Ведь Березовский ещё и педагог выдающийся. Ему есть что сказать детям и чему их научить.


Плюсануть
Поделиться