Наталья Овчинникова


Галина Полушкина: Я пришла работать в команду Теодора

Одна из создательниц «Прогноза» рассказала, почему ИТ-компании с мировым именем она предпочла театр

Поделиться

Галина Полушкина, исполнительный директор Пермского театра оперы и балета:

— Решение занять пост исполнительного директора театра было для меня не самым простым, хотя компания «Прогноз» давно поддерживает Пермский театр оперы и балета.

Но когда Теодор Курентзис попросил меня подумать о новой роли, а затем губернатор Виктор Фёдорович Басаргин сделал официальное предложение, стало понятно: раз уж я взялась за это дело, нужно идти до конца.

Я убеждена: бизнес должен поддерживать культуру, поскольку культура — важный фактор формирования городской среды, комфортной и интересной жизни. Без развитой культурной инфраструктуры развитие территории невозможно. Как невозможен и рост бизнес-предприятий там, где людям нечего делать в свободное время, некуда себя деть. Кто ещё, как не представители бизнеса, обладающие мощными ресурсами, может оказать поддержку культурным институциям Перми? Я надеюсь, моё решение станет наглядным примером для коллег.

— Компания «Прогноз» на протяжении трёх лет поддерживает Пермский театр оперы и балета, начиная с первой постановки Теодора Курентзиса — оперы Cosi fan tutte («Так поступают все женщины»). Какие изменения во внутренней политике компании были инспирированы сотрудничеством с театром?

— Невозможно переоценить, насколько важна среда, в которой существует бизнес, особенно бизнес современный высокоинтеллектуальный, поэтому нельзя равнодушно смотреть на то, что происходит в городе.

Чтобы сотрудникам нашей компании было комфортно, интересно и приятно жить в Перми, чтобы они хотели продолжать здесь работать, нужно прилагать и свои усилия. Не секрет, что средний возраст сотрудников «Прогноза» — до 30 лет. Многие сильные, дееспособные, талантливые люди в этом возрасте не связывают своё будущее с Пермью. Это большая беда. В этом смысле идея о том, чтобы любым способом, в том числе с помощью культурных драйверов, оставить талантливых людей в регионе, абсолютно верна. Людей с потенциалом можно заинтересовать только насыщенной жизнью.

Сегодня отток вновь усилился, не в последнюю очередь и потому, что новых проектов в сфере культуры в последнее время стало значительно меньше. Для власти и бизнес-сообщества это повод задуматься.

— Вы свой выбор в пользу Перми уже сделали. А какие планы у ваших детей? Интересно ли им в Перми?

— Мои дети живут, учатся и работают в Перми. Здесь прекрасная высшая школа, традиционно сильные вузы, выпускники которых конкурентоспособны во всём мире. Если мы хотим, чтобы наши дети оставались в Перми, мы должны создавать здесь столь же конкурентоспособную среду. В условиях глобализации другого выхода нет.

— Участие в жизни Пермского театра оперы и балета началось для вас с появления в городе Теодора Курентзиса. Чем он покорил вас?

— С его приходом в городе сложилась уникальная ситуация. Я очень люблю оперу, поэтому сразу ощутила перемену, которая последовала с его постановками. Моё личное мнение: его деятельность — это большой подарок для Перми, большая ценность, которую нужно беречь и поддерживать.

Теодор — независимый человек. Может быть, действительно, он бы не оказался здесь, если бы не «пермская культурная революция». Но сразу было понятно, что его проекты — это некая параллельная история. Сегодня мы это видим.

В Перми сложился великолепный, талантливейший творческий коллектив, состоящий из первоклассных музыкантов и певцов, который выступает под эгидой Пермского театра оперы и балета и множит известность Пермского края на международном уровне. Вопреки оттоку ярких личностей из Перми эти музыканты, наоборот, интегрируются в городское пространство: приобретают здесь жильё, воспитывают детей, сотрудничают с социальными институциями и дают благотворительные концерты. Они уже давно не «варяги», а сильный потенциал города. Я считаю, нужно содействовать этой диффузии, ведь в результате выигрывают все — музыканты, поклонники театра, город и край в целом.

— Как вы видите свою роль в руководстве театром? Где будет проходить граница между вами и художественным руководителем?

— Я пришла работать в команду Теодора. У нас не должно быть никаких разногласий, если же возникнут расхождения во мнениях — будем искать компромисс. Нужно уметь договариваться, всегда помня, что мы единомышленники и делаем одно общее дело.

— С чего вы намерены начать свою работу?

— Сгоряча официальных заявлений делать не хочу — нужно серьёзно проработать все вопросы. Однако уже сейчас могу сказать, что необходимо иначе выстроить систему планирования, над чем театр уже работает. Это очень важно: репертуар на ближайшие полтора-два сезона — это основа основ. Когда у нас на руках есть такой план, мы под него начинаем подтягивать ресурсы — материальные, технические, людские.

Формирование репертуара — это задача как творческого коллектива, так и администрации театра. Есть художественная политика, которая должна быть подкреплена ресурсами — последнее как раз задача исполнительного директора. Творческий коллектив — прежде всего, а мы приводим желания в соответствие с возможностями.

— В настоящее время Пермская опера живёт по гибридной системе — частично stagione, частично репертуарного театра. Каков будет вектор дальнейшего развития театра?

— На мой взгляд, в наших условиях оптимальна смешанная система: балет работает по репертуарной модели — и в этом мы сходимся и с [главным балетмейстером] Алексеем Мирошниченко и с Теодором Курентзисом; опера постепенно переходит на механизм показа спектаклей блоками. Дело в том, что stagione больше отвечает потребностям современного оперного театра, большинство оперных домов за рубежом работает именно по этой системе, а опера по определению — искусство интернациональное. К тому же, с точки зрения горожанина, всегда хочется увидеть и услышать что-то новое, помимо полюбившихся спектаклей.

— Не секрет, что внутри коллектива театра по-прежнему существует некоторое напряжение. У вас есть варианты решения проблемы?

— Я вижу в театре людей, которые беззаветно преданны театру и целиком отдают себя делу. Таких у нас большинство, они составляют силу театра, и их ни в коем случае нельзя потерять.

У нас есть сильный лидер — Теодор Курентзис, вокруг которого все должны объединиться. Очевидно, что с его приходом началась новая эпоха — слава пермской оперы непрерывно растёт. Это и триумфальные гастроли по Европе, и победы на «Золотой маске», и номинация на International Opera Awards (оперный «Оскар» ), где в числе номинантов были представлены хор нашего театра MusicAeterna и лично Теодор Курентзис.

Пермский балет — потрясающий культурный феномен, который сегодня, благодаря вдумчивому руководству Алексея Мирошниченко, развивается по уникальной траектории и добивается успехов наравне с балетными труппами Большого и Мариинского театров.

Все творческие коллективы театра необходимо укреплять и развивать, ведь в скором времени им предстоит работать на двух сценах, а кроме того, растёт спрос на наши коллективы за пределами края — гастрольные планы самые амбициозные.

Но в то же время существует дисбаланс между мощностью наших творческих сил и крайне скудной материальной базой. У нас прекрасное историческое здание, но нам в нём тесно. Печально говорить и о постановочном бюджете: творческий потенциал огромный, а творить, извините, не на что. Поэтому и нужна помощь всё того же бизнеса: ведь если мы не поддержим театр, то лишимся уникального творческого коллектива, который сейчас работает на далёкую перспективу Перми и края.

— Вам предстоит большая стройка. Каким будет ваше участие в процессе реконструкции театра?

— Строительство второй сцены — это важнейший проект руководства Пермского края. На нас ляжет задача обес­печить бесперебойную работу театра в ходе строительства и реконструкции исторической сцены. Мы будем вести мониторинг и осуществлять контроль над всеми стадиями процесса: чтобы все возводилось в соответствии с проектными решениями. В конечном счёте, это наш дом, и мы должны следить за тем, как он будет расширяться.

И что тоже важно — нужно будет подготовить все наши коллективы к работе на двух сценах. Будет расширен штат, необходимо увеличить количество премь­ер. Технические службы нужно готовить к работе с самым современным оборудованием, которое, мы надеемся, получит театр. Работа предстоит колоссальная.

— Но вы с оптимизмом смотрите в будущее.

— Другого и быть не может. Я надеюсь, что всё будет реализовано. Это один из крупнейших имиджевых проектов края, в нём заинтересован не только театр, но и власть. Основания для оптимизма есть.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться