Кирилл Прозументик

Кирилл Прозументик

декан факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ-Пермь

Три буквы российского образования

Поделиться

Споры вокруг Единого государственного экзамена не утихают. Очередная волна обсуждений вызвана новым проектом его модернизации. Нововведения касаются, главным образом, структуры ЕГЭ. Предлагается полностью отказаться от тестовой части, а часть С по некоторым дисциплинам дополнить устным блоком. Эти предложения и полемика вокруг них дают повод провести интеллектуальный аудит главного экзамена страны.

ЕГЭ принято ругать. Одни отмечают его принципиальную чуждость российской системе образования. Другие видят в нем инструмент тотальной унификации и упрекают в невнимании к индивидуальным различиям учащихся. Третьи сетуют на то, что баллами ЕГЭ стали мерить не только уровень подготовки учеников, но и степень профессионализма педагогов.

Главные же претензии в адрес ЕГЭ концентрируются вокруг его тестовых блоков. Аргументы предельно просты. Во-первых, считается, что тест приводит к деградации логического и творческого мышления. Правильный ответ уже дан заранее, его остается только выбрать. Во-вторых, тест проверяет лишь голые знания и способность к их запоминанию. Уровень же развития иных способностей человека измерению в формате теста не поддается. В-третьих, тестовая организация ЕГЭ заставляет учителей применять во время подготовки к экзамену особые техники натаскивания. Образование подменяется муштрой и дрессировкой. Все это, по мнению противников ЕГЭ, ставит под сомнение его эффективность как формы итоговой аттестации выпускников школы.

Приведенная критика во многом справедлива и конструктивна. Подтверждением тому служат данные независимого мониторинга, который проводился в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся «PISA-2012: Creative Problem Solving». По результатам исследования, российские школьники пока серьезно отстают от своих сверстников из Европы, США, Канады, Японии, Кореи, Китая и пр. Показатель, который интересовал ученых — готовность к решению комплексных и нестандартных проблем, способность ориентироваться в нетипичных ситуациях. Иными словами, измеряли не уровень знаний, а то, что в образовательном стандарте нового поколения называется компетенциями. Получается, что именно по степени сформированности компетенций наши школьники уступают своим зарубежным ровесникам.

А между тем реализация компетентностного подхода в процессе обучения — это то, к чему новый стандарт призывает школы и вузы. От школы больше не ждут простой трансляции знаний из учебника в головы учащихся. Ее роль — создавать и поддерживать условия для развития у человека базовых способностей. Среди них — способность ориентироваться в стремительном потоке информации, общаться с людьми, работать в команде, решать жизненно важные проблемы. В этом, попросту говоря, и состоит компетентностный подход.

Здесь возникает парадокс: в школе стремятся сформировать компетенции, а на выходе с помощью ЕГЭ до сих пор проверяют знания. Хотят одних результатов, а оценивают совсем другие. Это напоминает ситуацию, когда первоклашек учат читать, а затем с секундомером, словно на физкультуре, измеряют количество прочитанного за единицу времени. ЕГЭ, как он существует сейчас, имеет такое же отношение к формированию компетенций, какое секундомер — к навыку понимающего чтения.

Как теперь, исходя из сказанного, можно оценить инициативу по отказу от тестового блока в ЕГЭ и расширению части C? Несомненно, это важный шаг на пути к компетентностному подходу. Тест как контрольно-измерительный материал, ориентированный исключительно на проверку знаний, уступает место другому инструменту, в большей степени нацеленному на замер сформированности компетенций. Этим самым ЕГЭ приводится в соответствие с теми задачами, которые стоят сегодня перед школой.

Отказ от части А — это продуктивный ответ на конструктивную критику. Будем надеяться, что модернизация ЕГЭ как инструмента, измеряющего результаты образовательного процесса, ускорит модернизацию и в самой системе образования. Ведь зачастую педагоги руководствуются логикой: «что будет оцениваться, тому и будем учить». Если ЕГЭ будет ориентирован на замер компетенций, возможно, это поспособствует более эффективной реализации компетентностного подхода в школе.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться