Карина Турбовская

Карина Турбовская

журналист

Косоворотка для Путина

Зачем венгерской невесте десятки юбок, и в чём прилично выходить «на люди» президентам? Почему нельзя распоясаться, и поможет ли сарафан в поисках национальной идеи? Об этом лучше многих знает генеральный директор Пермского дома народного творчества «Губерния», специалист по истории костюма Татьяна Санникова

Поделиться

— Татьяна, давайте начнём, что называется, «от печки» и дадим определение национальному костюму.

— Всё просто: национальный кос-тюм — часть национальной культуры. Комплекс предметов одежды, наделённый определёнными смыслами, характерный для этноса. Подчеркну — именно комплекс, а не отдельные предметы.

— Тема национального костюма достаточно популярна в странах Европы, к примеру. Руководители государства по каким-то особым случаям появляются на публике в народном костюме. Если следовать этой тенденции, в чём должен выходить президент Российской Федерации?

— На самом деле, он не должен... Но если следовать логике, о которой вы говорите, то Путину следовало бы выходить в традиционной русской рубахе — косоворотке.

К сожалению, сегодня традиционный русский костюм ушёл из быта. Он существует в музейных коллекциях, сценическом воплощении, кинофильмах, театре, но не в жизни.

У обыкновенного русского человека в течение жизни может не возникнуть ни одного серьёзного повода надеть национальный костюм. Кроме ситуации какого-нибудь карнавала, ряженья.

Однако многие европейцы носят сегодня национальный костюм в особо торжественных случаях. К примеру, ирландец, член международного оргкомитета большого спортивного мероприятия, выходит на официальную церемонию в килте. Или Венгрия. Венгерскую невесту и сегодня по старинному обычаю наряжают на свадьбу в несколько десятков юбок, чтобы её жизнь была счастливой. В некоторых землях Германии научиться танцевать народный танец — обязательный элемент подготовки к сегодняшнему свадебному обряду.

Да и многие наши соседи не только хранят память, но используют в быту национальный костюм: большинство зрителей-участников татарского или башкирского сабантуя — в национальных современных костюмах. Пермские марийцы ещё совсем недавно наряжались на свадьбу «по-старинному»: сначала в ЗАГС в белом платье, а затем — за свадебный пир уже непременно в национальном…

Всё это показывает, как люди относятся к особенностям национальной культуры. Что касается традиционной русской культуры, есть какое-то количество увлечённых людей, которые знают, как правильно надеть сарафан, подпоясаться или что такое понёва, какие предметы являются обязательными, без чего нельзя и на улицу выйти. Но, к сожалению, для большинства это «страна неведанная».

Национальный костюм

  Алексей Гущин

— Несколько раз прозвучало «к сожалению». Почему «к сожалению»? Что такого ушло вместе с национальным костюмом?

— У человека есть потребность ощущать тыл, защиту, корни, если угодно, даже если большинство из нас не осознаёт этого в повседневности. Недаром наши предки считали, что предметы старины наделены определённой магией, магией защиты. «Это мамино колечко!», «Это бабушкин платок!» — люди произносят эти слова с особым значением. В таких вещах чувствуется что-то особенное, что оберегает, как мне кажется.

Когда теряется это ощущение, вакуум заполняется чем-то другим. Возможно, в этом нет катастрофы. Но кажется странным всеобъемлющее знание обывателем всех персонажей китайского календаря в сочетании с абсолютным незнанием традиций кровных предков.

Эта культурная неразборчивость, на мой взгляд, мешает развитию, достоинству, уверенности в себе и провоцирует странные формы самоутверждения за счёт чего-то другого.

Национальный костюм

  Юрий Чернов

— К вопросу о культурной неразборчивости. Есть большое число народных коллективов, к костюмам которых возникают вопросы. Самый первый: а это, в принципе, народный костюм?

— Любой вид искусства предполагает определённую интерпретацию. Неверно сказать ей «нельзя». Беда не в этом, а в том, что часто импровизируют на тему, которой вообще не знают.

Я много лет читаю курс истории народного костюма. На самом первом занятии провожу такой эксперимент: показываю аудитории полтора—два десятка фотографий конца ХIХ — начала ХХ веков. На них запечатлены люди в русских костюмах, которые не нарядились для фото, а в этой одежде жили. Потрясают ответы на вопрос: «Костюмы каких народов здесь изображены?» В 95% случаев называют какие угодно национальности, от марийцев до индийцев!

— Настолько непривычно выглядит традиционная одежда для современного человека?

— В головах сложился определённый «усреднённый» вариант костюма, именно сценический. Зачастую он настолько далеко отошёл от первоосновы, что стал антиобразцом. Иногда в сценическом костюме не только не передаётся стилистика, а нарушаются законы этики, правила поведения и приличия.

Оказывается, далеко не каждый художник знает, что русский костюм непременно подпоясывается. Или о том, что с непокрытой головой женщинам ходить даже в доме неприлично. Или о том, что девушки никогда не заплетали две косы…

Сегодня многие об этом даже не догадываются, но язык сохранил словесные формулы, которые «напоминают»: «распоясаться» по сей день значит «вес-ти себя неприлично». Мы перестали ассоциировать это с поясом, но смысл остался.

Или почему «опростоволоситься» значит «оконфузиться»? Ответ — тоже в области истории народного костюма.

Национальный костюм

  Юрий Чернов

— Почему нельзя опростоволоситься и распоясаться?

— У каждого народа — свои обычаи. Но практически у всех народов мира существуют верования, связанные с волосами. Это представления о магии, силе оберега, чистом и нечистом. В русской культуре, пряча женские волосы, женщину берегли. Но в какой-то степени оберегались и от женщины. Головные уборы — это род защиты.

Как правило, вызывает большое удивление, когда рассказываешь, что женский головной убор мог состоять из трёх, четырёх, пяти элементов и быть весом до 3 кг. Часть из этих элементов могла быть вышита дорогостоящим золочёным шитьём. Но при этом, выходя за пределы дома, женщина покрывала головной убор платком.

То же самое касается «распоясаться»: деление мира на чистое и нечистое, верхнее и нижнее, женское и мужское.

Если же спросить: «Почему нельзя распоясываться?» носителя традиционной культуры, он ответит: «Распоясанному нечистый дух под подол заберётся!»

Кроме того, это своего рода очерчивание, отличный способ спасти себя. Вспомните хлопца на хуторе близ Диканьки. Он не стенку ставил от нечистой силы, а просто провёл вокруг себя замкнутый круг — «зачертился». По сути, пояс, завязанный вокруг талии, — тот же самый оберег, круг, который всегда при себе.

— Продолжим тему защиты. Известно, что народный костюм нёс много обереговой символики...

— Если задать вопрос «зачем люди одеваются», современники ответят, «чтобы защитить себя от холода» и «чтобы быть красивыми». Исследователи же считают, что самой первой функцией одежды была как раз защитная. Сегодня одежда практически утратила это назначение, но веками люди заботились в первую очередь об этом, а не о том, чтобы «быть красивыми».

Можно до бесконечности изучать значения орнаментов, которые наносились, чтобы защитить, придать силу, сберечь её.

Любопытный пример: почему мы сегодня на праздник надеваем всё самое красивое, яркое? Потому что праздник для нас сегодняшних — радость, веселье, счастье. И мы мало задумываемся, что «праздник» и «праздный» — однокоренные слова. Нашим бабушкам в праздник нужно было быть не только самыми красивыми и привлекательными, но и наложить замки на свою силу, чтобы её никто не сглазил, не забрал на празднике.

Национальный костюм

  Юрий Чернов

— То есть праздничная одежда — своего рода панцирь для защиты не растрачиваемых в определённые моменты сил?

— В какой-то степени, да. Именно поэтому она особенно украшается орнаментами. По сути, это такие магические замки.

Есть и ещё один момент. Считалось, что у человека несколько таких «панцирей», как вы их назвали. Устроены они, как матрёшка один в другом. У каждого есть свои замки. Запоры есть у дома, на его границе обязательно присутствует определённая орнаментика, солярные символы на окнах и воротах, замыкающие пространство дома, дающие безопасность. Есть двор, у которого тоже очерчены границы. Существует некая обереговая линия вокруг населённого пункта. Даже если деревню полностью не обносили стеной, забором, то замыкали хотя бы входы и выходы. С рацио-нальной точки зрения бывает забавно посмотреть: деревня, свободное, не огороженное пространство, при этом ворота на дороге. На вопрос: «Зачем ворота?» ответят: «Чтобы скотина не ходила», хотя те ворота можно просто обойти.

Именно в праздник человек выходил из обжитого защищённого пространства, допустим, на луга, где водились хороводы, и он не был защищён ничем, кроме одежды. Конечно, ему надо было наложить дополнительные орнаментальные «замки» на костюм.

— На 2014 год пермский краевой дом народного творчества «Губерния» выпустил любопытный календарь. Каждый месяц представляют люди, достаточно известные в городе, одетые в костюмы какого-либо из уездов Пермской губернии ХIХ века. Расскажите подробнее о проекте.

— Мы хотели порадовать друзей дома народного творчества и познакомить всех с красотой и разнообразием традиционного пермского костюма. Показать, что национальная одежда делает человека красивым. То преображение, которое происходило с нашими гостями во время фотосессии, удивляло и нас, и их. Оказалось, что в традиционной одежде многие люди выглядят по-другому, у них появляется совершенно иная стать и красота. Календарь показывает, как могли бы выглядеть наши гости, живи они сотню лет назад.

— Принято считать, что современная одежда функциональна и удобна, в отличие от традиционной...

— Это неправда. Не функциональны ни узкие штаны, ни голый живот, ни 12-сантиметровые каблуки. Не функциональны и не полезны для здоровья многие вещи, которые мы тем не менее надеваем. Нам важно, как это выглядит, соответствует ли той моде, которая сегодня существует. Мы даже не осознаём, что какие-то вещи носим только в угоду имеющимся правилам. Очень немногие люди не думают о том, как выглядят со стороны. Вольно или невольно большая часть подстраивается под мнение окружающих.

Что до вопроса, функциональна ли традиционная одежда... В ней точно удобно работать, кормить детей и переносить достаточно большие перепады температур. Если сегодня при разнице в пять—шесть градусов мы надеваем или снимаем кофточку, то народный костюм конструктивно устроен таким образом, что комфортный температурный диапазон исчисляется 15—20 градусами.

— В последнее время достаточно активно обсуждалась тема национальной идеи. Традиционный костюм может помочь в её поисках?

— Как правило, мы воспринимаем помощь как службу спасения, лекарства, МЧС, ещё что-то в том же роде. В этом смысле народная одежда не поможет. Абсурдно также предполагать, что, научив всех ходить в сарафанах, мы сразу же найдём свою национальную идею. Однако в качестве элемента системы мер по выстраиванию национальной идеи традиционный костюм может сыграть важную роль.

Повторюсь: проблема не в том, что мы не носим национальной одежды. Проблема в том, что мы создали вокруг себя искусственную реальность, а она довольно сильно отличается от правдивой. У нас песочный замок — дунул ветер, и он разрушился.

Подпишитесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе главных новостей.

Поделиться